Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Данный урок разработан по системе развивающего обучения Эльконина - Давыдова. в начале урока учащихся ожидает ситуация успеха, что очень хорошо повышает интерес к предмету, у  учащихся возникает желание и потребность узнать что-то новое, опираясь на полученные знания ранее. Следующая ситуация  - это ситуация разрыва, где учащиеся выходят на изучение новой темы. Далее предлагается постановка учебной задачи, процесс моделирования правила, решение частных задач. В конце урока проводится рефлексия, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Технологическая карта урока

Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Система РО Эльконина-Давыдова

8 класс

Учитель ГУО «Боровская средняя школа Лепельского района»: Сафина Мадина Радиковна

Обучающая цель:

  • Организовать деятельность учащихся по изучению пунктуационной нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в том числе с обобщающими словами при них; содействовать развитию учебно-познавательных умений и навыков;

Задачи воспитания и развития:

  • Развивать у ребят творческое и образное мышление; критичность, гибкость мышления; умение анализировать, сравнивать, обобщать; содействовать развитию умения общаться, вести диалог в процессе групповой работы на уроке;

  • Формировать у учащихся ценностные отношения к человеку, к природе; воспитывать нравственные качества личности (совестливость, честность, уверенность в своих силах); стимулировать и мотивировать положительное отношение к учению.

Ход урока:

1-й этап: Ситуация успеха (10 мин.)

Ожидаемый результат: повторение изученного ранее.

Задачи учителя на этапе: на основе имеющихся знаний учащихся подведение их к теме урока.

Способы деятельности: групповая работа

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, работают с текстом.

Деятельность учителя: вступительное слово, беседа с учащимися.

Оборудование и учебные материалы: анализируемый текст, схемы

- Скажите, какое занятие для вас самое любимое?

- К сожалению, в наше время далеко не у многих чтение является любимым занятием. А уж встретить человека, любящего читать стихи и называющего свое любимое стихотворение, встретишь и того реже. Возможно потому, что в лирике в первую очередь заключены чувства, а мы не привыкли выставлять их напоказ. Но ведь стихи - это еще и мысли глубокие, опыт огромный, советы искренние. Я вам предлагаю познакомиться со стихотворением, которое связано с именами двух замечательных советских поэтов:

Б. Ахмадулиной

Чувство собственного достоинства - вот загадочный инструмент:

созидается он столетьями_ а утрачивается в момент_

под бомбежку ли_ под гармошку ли_ под красивую ль болтовню

иссушается_ разрушается_ сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства - вот таинственная стязя,

на которой разбиться запросто, но с которой свернуть нельзя,

потому что без промедления, вдохновенный_ чистый_ живой,

растворится_ в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства - это просто портрет любви,

я люблю вас, мои товарищи, - боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

не придумало человечество для спасения своего. (Б.Окуджава)

- Как вы понимаете смысл этого стихотворения? Чему оно учит?

- В этом тексте пропущены некоторые знаки препинания, найдите их.

- Почему здесь нужны запятые?

- Что вы знаете об однородных членах предложения?

- Какова синтаксическая роль однородных членов предложения в данном стихотворении?

- Давайте вспомним правила постановки знаков препинания при однородных членах. Вам даны схемы, расставьте в них запятые:

.

И И И .

И И .

2-й этап: Ситуация разрыва (10 мин.)

Ожидаемый результат: повторение изученного ранее.

Задачи учителя на этапе: на основе имеющихся знаний учащихся подведение их к теме урока.

Способы деятельности: групповая работа

Деятельность учащихся: выполняют задание

Деятельность учителя: осуществление контроля за работой учащихся и помощь им в выполнении задания

Оборудование и учебные материалы: текст задания на индивидуальных листах.

- А теперь я предлагаю вам следующую работу: составьте тематические ряды. Для этого выберите из данных слов те, которые могут быть однородными членами предложения. (Работа в группах)

Опорные слова:

1 группа- увлечения.

2 группа- продукты питания.

3 группа - топливо.

4 группа- рабочие.

Фильм, хлеб, уголь, завод, плотник, масло, служащие, тетрадь, трудность, столяр, топь, спектакль, поезд, сыр, альбом, конфеты, книга, дрова, песня, нефть, балет, интеллигенция, молоко, фабрика, пирожное, торф, землекоп, колбаса, рабочие, лишение.

1. Фильм, спектакль, книга, балет, песня - увлечения. 2. Хлеб, конфеты, масло, молоко, пирожное, колбаса, сыр - продукты питания. 3. Уголь, дрова, торф, нефть - топливо. 4. Плотник, столяр, землекоп - рабочие.

С оставшимися словами составьте предложения:

5. Рабочие, служащие, интеллигенция - социальное положение. 6. Завод, фабрика - предприятия.

7. Тетрадь, альбом - письменные принадлежности.

3-й этап: Постановка учебной задачи (5 мин.)

Ожидаемый результат: учащиеся определяют тему и цели урока

Задачи учителя на этапе: подвести учащихся к самостоятельному определению темы и цели урока

Способы деятельности: групповая работа

Деятельность учащихся: в ходе выполнения задания приходят к постановке учебной задачи

Деятельность учителя: осуществление контроля за работой учащихся и помощь им в выполнении задания

Оборудование и учебные материалы: текст задания на доске.

- Составьте предложения со словами 5-й, 6-й,7-й группы (Работа в группах)

- А как бы вы назвали каждую из этих тематических групп?

- Чем для слов однородного ряда являются названия тематических групп?

- Теперь усложним задачу, добавьте в свои предложения эти слова, включив их в первом случае в начало однородного ряда, а затем - в конец. Какой знак препинания вы поставите между однородным рядом и обобщающим словом?

- Этим мы сегодня на уроке и будем заниматься. Сформулируйте тему и цели урока.

Запишем 2 предложения. Где находится обобщающее слово по отношению к однородному ряду?

Весной в овраге попадается все_ чертовы пальцы _ трилобиты_ ракушки.

Танцовщики_ художники_ поэты_ актеры _ все собрались тут.

Что вы поставили?

- Итак, вы уже сказали, что запятая между обобщающим словом и однородным рядом стоять не может: ПОЧЕМУ ? Иначе получится, что это слово не общее для всех, а просто продолжает однородный ряд. Какой же знак вы бы поставили?

- Возможно ли, чтобы в обоих случаях был один и тот же знак?

- А вот перед вами еще одно предложение.

Все это _ и поле _ и остатки ветряка _ и старый дом _ все осталось позади.

- Как быть, если после обобщающего слова и однородных членов предложение продолжается, но уже идут слова не входящие в однородный ряд? Какой знак препинания вы поставили бы после однородного ряда?

4-й этап: Моделирование (3 мин)

Ожидаемый результат: схематичное оформление правила

Задачи учителя на этапе: помощь учащимся в выполнении задания

Способы деятельности: групповая работа

Деятельность учащихся: составление схем

Деятельность учителя: осуществление контроля за работой учащихся и помощь им в выполнении задания

Оборудование и учебные материалы: текст задания на индивидуальных листах.

- Оформим правило схемами. Как обозначается обобщающее слово в графической схеме.

Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»: , , .

Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

, , - .

Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

: , , - …

5-й этап: Решение частных задач (10 мин.)

Ожидаемый результат: отработка полученных знаний на практике

Задачи учителя на этапе: руководство деятельностью учащихся

Способы деятельности: групповая работа

Деятельность учащихся: выполнение тренировочных упражнений

Деятельность учителя: помощь учащимся в выполнении задания

Оборудование и учебные материалы: текст задания на индивидуальных листах.

1) Прочитайте. Объясните, почему в одном случае после слова багаж нет знака препинания, а в другом - есть. Почему в одном примере после слова картонку нет запятой, а в другом - есть?

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Носильщик пятнадцатый номер

Везет на тележке багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку.

А дальше ведут собачонку.

С. Маршак

2) Вычеркните «четвертое лишнее».


  1. Стол, диван, кресло, мебель.

  2. Цветок, фиалка, кактус, герань.

  3. Пингвин, страус, птица, воробей.

  4. Существительное, часть речи. Прилагательное, глагол.

3) Что вызывает комический эффект в следующих предложениях?

1. Приходили пьяные дядья, били стекла и физиономии деда и бабки. (М.Горький). 2. Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами. (Н.В.Гоголь). 3. У него была подслеповатая улыбка, заграничная кофейная мельница и жена, тоже заграничная, не то англичанка, не то немка… (М.Анчаров). 4. В продолжение ночи он три раза чуть не убил меня то страхом, то ногами. (А.И.Герцен) 5.Хозяйственно прочищенные, полные керосина и скрытой ярости, шипели примусы. (А.Толстой)

4) Поговорим о синтаксической роли. У поэта Георгия Оболдуева есть стихотворение, похожее на словесный натюрморт. Оно так и называется - «Живописное обозначение». Составлено оно из ряда однородных членов.

Стеклянные бусы смородин,

Карамельные пузики крыжовников,

Мокрые губки малин,

Близкие глаза вишен,

Выпуклые лбы клубник,

Загорелые лысины яблок,

Отекшие окорочка груш,

Веснушчатые носики земляник,

Выдавленные капли костяник,

Горьковатые пригорки брусник,

Вяжущая сладость можжевельников.

( вид предложения по составу)

- Какие однородные члены содержат метафору, а в каких ее нет?

5) Объясните и исправьте ошибку. Занимательные задания.

Перед и во время сна необходимо обеспечить приток свежего воздуха. (из санбюллетеня)

6) Подумай и ответь.

- Внимательно прочитай предложение и найди однородные члены.

Генкин шалаш устроен из досок, веток и листьев, меж трех деревьев, на высоте полутора-двух саженей. (А.Рыбаков)

- Объясните это странное на первый взгляд повторение слова то в предложении.

Анисья Федоровна подавала Наташе то то, то другое. (Л.Толстой)

- Можно ли в предложении Надо стараться , учиться как следует «избавиться» от однородных членов, не затрагивая ни одного слова. Как при этом изменится смысл предложения.

6-й этап: Домашнее задание (2 мин.)

Ожидаемый результат: успешное выполнение задания

Задачи учителя на этапе: объяснение задания в доступной форме

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их.

Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.

Если человек равнодушен к памятникам истории совей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране. (Д.С.Лихачев).

- Рассмотрите со своими близкими семейные фотографии и напишите «Рассказ семейного альбома». Если составить мини-словарик любимых слов и выражений каждого члена вашей семьи и использовать их в сочинении, то оно получится еще интереснее.

7-й этап: Рефлексия. Проверочный тест (5 мин.)

Задачи учителя на этапе: проверка степени усвоения материала

Способы деятельности: индивидуальна работа

Деятельность учащихся: выполнение тестовой работы

Деятельность учителя: контроль за выполнением задания

Оборудование и учебные материалы: проверочный тест


© 2010-2022