Программа пропедевтического курса по химии Химия от Н

В настоящее время на рынке профессий возник недостаток профессий, связанных с естественными науками, а именно с химией. Всё происходит потому, что в юношеском возрасте у подростков не возникает никакого интереса к данной науки. Именно по этой причине целесообразно было бы ввести в 7и 8  классе краткий элективный курс по химии для привлечения внимания к данному предмету и его завуалированной рекламы. Программа элективного курса «Химия от Н...» предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовате...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа пропедевтического курса по химии Химия от Н...Программа пропедевтического курса по химии Химия от Н...Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области


государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________Н.К. Горина

«____» сентября 2014г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

__________С.А. Тарасова

«___» сентября 2014г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол от

«___» августа 2014г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДПРОФЕЛЬНОМУ КУРСУ


учителя Зайцевой Юлии Олеговны



Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Рабочая программа по предпрофельному курсу составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

  • Закон «Об образовании»

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

  • Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  • Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ vestnik. edu. ru)

Обоснование выбора программы

В настоящее время на рынке профессий возник недостаток профессий, связанных с естественными науками, а именно с химией. Всё происходит потому, что в юношеском возрасте у подростков не возникает никакого интереса к данной науки. Именно по этой причине целесообразно было бы ввести в 7и 8 классе краткий элективный курс по химии для привлечения внимания к данному предмету и его завуалированной рекламы.

Программа элективного курса «Химия от Н...» предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательных учреждений. Программа ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматривает знакомство с химией, как занимательной наукой и направлена на приобретения основных знаний, умений и навыков по химии, а также на развитие интереса к предмету химии как к науке. Учащиеся познакомятся с основными навыками работы в химической лаборатории, изучат основные понятия, необходимые для последующего изучения химии.

В предполагаемый период обучения элективному курсу, в 7-х классах, на основе базовых профильных предметов прослеживаются межпредметные связи с элективными курсами по физики, биологии. На уроках элективного курса по физики и биологии проводятся первые лабораторные и практические работы. В элективном курсе «Химия от Н ...» основная обучающая деятельность проходить в результате проведения лабораторных и практических работ. Так же в ходе элективного курса учащиеся обучаются правильному произношению химических элементов и своевременному употреблению тех или иных понятий и определений. Активизация познавательного интереса учащихся происходит в процессе проведения различных химических игр, показательных опытов и лабораторных занятий.

Программа элективного курса по химии «Химия от Н…» разработана с учетом возраста и знаний школьников и описана ниже вместе с методическим сопровождением.

Структура рабочей программы

Рабочая программа включает в себя 4 раздела:

  1. Пояснительная записка.

  2. Требования к уровню подготовки учащихся.

  3. Основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса и последовательностью тем.

  4. Учебно-тематическое планирование.

Цель курса:

Развитие общекультурной компетентности учащихся, формирование представлений об основных этапах становления химии как естественной науки, развитие представлений учащихся о роли естественнонаучных (химических) знаний в становлении цивилизации, расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействия.

Задачи курса:

  1. расширение кругозора учащихся по химии;

  2. оказание помощи в выборе профиля обучения;

  3. совершенствование умений работать;

  4. развитие практических навыков проведения химического эксперимента;

  5. расширение профессионального кругозора, эрудиции, повышение общего уровня образованности и культуры;

  6. развитие умений по применению полученной информации для разработки тематических сообщений, дидактических игр, мини-сценариев и т. п.

Методы и приемы работы, используемые при изучении данного курса:

лекции, беседы, проекты, химический эксперимент (демонстрации и практические работы).

Место предмета в учебном плане

Для обязательного изучения предфрофельного курса «Химия от Н» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации по 17 часов(VII класс) и 17 часов (VIII класс), из расчета -0,5 часа в неделю.

По окончании данного элективного курса ученик должен иметь представления об уроках химии, а также о химии как науки в целом. Обладать основными знаниями и умениями работы с химической посудой, и конечно же заинтересоваться изучением химии.

Методический материал подобран с учетом знаний и умений детей, полученных ранние. Структурирование методического материала было выполнено по принципу от простого к сложному.

Результаты освоения курса «Химия от Н..»

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

  1. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  2. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеурочной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)

  3. формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт - диски учебного назначения, ресурсы интернета), умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  2. умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  3. умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействия на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации сталкновения интересов; продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участникой, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1. приобретение опыта применения химических методов изучения веществ и их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических реакций; проведение опытов и несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

2. умение оказывать первую помощь при отравлении, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

3. овладеть приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме ( в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий);

4. создание основы дляформированию интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем в качестве сферы в профессиональной деятельности

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных на развитие интереса к предмету химия.

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, практические и лабораторные работы, демонстрация опытов, интеллектуальная игра.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.

В проведении элективного курса применяются различные методы обучения:

- наглядные (демонстрация опытов, использования таблицы Менделеева, таблицы растворимости);

- словесные (рассказ, беседа, фронтальный опрос);

- практические (лабораторные и практические работы, химические игры, решение экспериментальных задач по химии);

По окончании данного элективного курса ученик должен иметь представления об уроках химии, а также о химии как науки в целом. Обладать основными знаниями и умениями работы с химической посудой, и конечно же заинтересоваться изучением химии.

Занятия следует проводить в кабинете химии с активным использованием на уроках ТСО.

Инструментом для оценивания результатов являются итоги лабораторных работ и заключительной игры.

Содержание курса:

  • наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,

  • перечень лабораторных и практических работ

Тематическое планирование рабочей программы по предпрофельному курсу по химии для 7, 8 класса.

Раздел 1. Что такое химия?( 7 часов)

Тема 1. Химия как волшебство.

Что такое химия. Предмет и объект изучения химии. Показательные опыты (золотой дождь, вулкан, огненная метель)

Тема 2. Великий Менделеев.

Знакомство с биографией Д.И. Менделеева. Интересные факты его жизни.

Тема 3. Незаменимая система.

Знакомство с периодической системой Д.И. Менделеева. Решение экспериментальных задач, ребусов и кроссвордов.

Тема 4. Чудо вещества - реагенты.

Что такое вещество. Их классификация. Реагенты. Почему важно о них всё знать.

Тема 5. Безопасность - прежде всего.

Знакомство с правилами техники безопасности в лаборатории. Игра «Тревога! В здании химик»

Тема 6. От древности до наших дней.

Краткий курс истории развитии химии. Алхимики. Философский камень.

Тема 7. Химическая кухня.

Знакомство с лабораторной посудой. Приобретение навыков работы с лабораторной посудой. Лабораторная работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

После изучения раздела 1 учащиеся должны знать:

Знать:

1. химию как науку

2. биографию Д.И. Менделеева

3. знаки химических элементов

4. понятия вещество, реагенты, классификацию веществ.

5. технику безопасности при работе в химической лаборатории.

6. историю развития химии как науки.

7. химическую посуду и правила обращения с ней.

Уметь:

1. внимательно слушать и пересказывать полученную информацию

2. работать с периодической системой Д.И. Менделеева.

3. применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.

Раздел 2. Своими руками. (10 часов)

Тема 1. Агрегатные состояния.

Жидкость, газ, твердое тело. Лабораторная работа №2 «Агрегатные состояния вещества».

Тема 2. Все краски химической жизни.

Цветные реакции. Что такое индикаторы. Примеры цветных реакций. Демонстрация опытов с индикаторами. Демонстрация цветных реакций (качественные реакции на FeKMg). Лабораторная работа №3 «Все цвета радуги»

Тема 3. Три стихии химии.

Знакомство с процессами горения, кристаллизации, высушивания.

Тема 4. Азы эксперимента.

Растворы. Их классификация. Лабораторная работа № 4 «Растворы»

Тема 5. Первый шаг на встречу науке.

Лабораторная работа №5 «Ловим газы»

Тема 6. Химия на дому.

Демонстрация опытов, которые можно проделать дома. Их теоретическое объяснение. Лабораторная работа № 6 «Сделай сам. Фокусы родителям»

Тема 7. Выращивание кристаллов.

Лабораторная работа № 7. «Выращивание кристаллов» (И.И. Новошинский «Химия 8 класс.»)

Тема 8. Химия в современной жизни.

Роль химии в жизни современного человека. Игра «20 веских причин, чтобы выучить химию».

Тема 9. Путешествие по химическому морю.

Обобщающая заключительная игра по пройденному элективному курсу.

После изучения раздела 1 учащиеся должны знать:

Знать:

1. классификацию агрегатных состояний веществ.

2. виды основных индикаторов.

3. понятия газы.

4. технику безопасности при работе с химическими веществами.

5. осознавать значимость химии в современном мире.

Уметь:

1. применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.

2. применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.

3. применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.

4. работать с концентрацией растворов.

5. работать с газообразными веществами.

6. фиксировать проделанную работу, объяснять действия учителя, комментировать их.

7. работать практически с помощью дидактического материала с минимальной помощью учителя.

8. обобщить полученные знания, работать в команде.

Планируемые результаты обучения (ЗУ)



Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Требования к результатам обучения - после изучения элективного курса учащиеся должны:

знать исторические этапы развития химии как науки, роль в этом алхимиков, ученых-естествоиспытателей, символику элементов, веществ, предложенную алхимиками и существующую в настоящее время;

уметь сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, пользоваться справочной и дополнительной литературой; организовывать свой учебный труд; объяснять роль химии в развитии цивилизации, становлении ряда отраслей промышленности; составлять уравнения химических реакций, характеризующих происходящие химические процессы и свойства изучаемых веществ; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; определять опытным путем характер среды природными индикаторами, изготавливать растворы природных индикаторов, красителей; вычислять количества веществ, необходимых для осуществления различных химических превращений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.

Методические рекомендации.

Урок - основная организационная форма классно-урочной системы обучения. Особенность этой системы заключается в том, что учащиеся одного возраста и одинакового уровня подготовки объединяются в постоянные учебные группы (классы); занятия проводятся преимущественно в специальных классах.

Методы и средства изучения учебного материала различны: объяснение, рассказ, лекция, беседа, лабораторный опыт, учебник, программированное пособие, компьютер и т. д. Главная цель остается постоянной - учащиеся должны усвоить определенный объем учебной информации, приобрести необходимые умения. На уроках изучения теоретического материала главное внимание учителя и учащихся направлено на изучение нового, что не исключает небольшие элементы проверки, закрепления и совершенствования знаний и умений.

Особое место среди уроков химии занимают уроки - лабораторно-практические занятия, на которых учащиеся выполняют опыты по инструкции, решают экспериментальные задачи. На этих уроках учитель решает специальные дидактические задачи; обучает учеников применению теоретических знаний на практике - в химическом эксперименте, совершенствует их экспериментальные умения. Эти уроки проводят обязательно в школьной химической лаборатории. На этих уроках в течение длительного времени (один или два часа) учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют опыты, завершающие изученную тему или раздел программы. На этих уроках (в программе они особо выделены) учащиеся закрепляют и совершенствуют лабораторные умения и навыки, учатся наблюдать и описывать химические явления. Деятельность учащихся на лабораторных уроках специфична, поэтому их следует считать особым видом уроков химии. Требования к усвоению выпускниками определенных специальных химических умений и навыков зафиксированы в Государственном образовательном стандарте.

Уроки - практические занятия проводят по плану: вводная часть (задачи урока, беседа по технике безопасности и по содержанию предстоящей работы); основная часть - самостоятельная практическая лабораторная работа по учебнику или по специально составленным заданиям, предъявленным учащимся тем или другим способом (запись на доске, карточки и др.). Выполняя работу, учащиеся наблюдают химические явления и описывают их, зарисовывают прибор, в котором происходит реакция, составляют уравнения реакций, производят вычисления по формулам и уравнениям реакций, делают выводы. В конце урока подводят итоги работы, отдельным учащимся учитель выставляет оценки за их практическую деятельность на уроке.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

В ходе элективного курса используются таблицы химического содержания (Периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости), карточки с заданиями различной сложности, а также брошюры с занимательными опытами по химии.

Печатные пособия:

Литература для преподавателя:

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 127 с.

2. Астахов О.И. Интересные работы по химии. - К.: Рад.шк., 1980. - 78 с.

3. Василега М.Д. Интересная химия. - К.: Рад.шк., 1980. - 159 с.

4. Рюмин В.В. Занимательная химия. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. - Ростов-на-Дону: ЗАО "Книга", 2005. - 400 с.

5. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1978. - 176 с.

6. Шкурко. М.И. Занимательные опыты по химии. - Минск: Народная газета, 1968. - 63 с.

7. Яковишин Л.А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома. - Севастополь: Библекс, 2005. - 116 с.

8. Яковишин Л.О. Занимательные опыты по химии: в школе и дома. - Севастополь: Библекс, 2006. - 176 с.

Литература для учащихся:

1. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты / Пер. с нем., 2-е изд. - Л.: Химия, 1985. - 336 с.

2. Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 1978. - 208 с.

3. Рошаль А. Химия это просто. - Харьков: Веста: Изд-во "Ранок", 2002. - 136 с.

4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002. - 432 с.

Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области


государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области


СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

__________С.А. Тарасова

«___» сентября 2014г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предпрофельному курсу «Химия от Н»

(указать учебный предмет, курс)

Класс 7

Учитель Зайцева Юлия Олеговна

Количество часов: всего 17 часов; в неделю 0,5 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы_ по химии учителя Зайцевой Ю.О., утвержденной на методическом объединении 29.08.2014 г._____________________________________________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Кол-во часов

Название раздела, темы

Основные теоретические сведения, практические умения

Предполагаемые результаты

Примечание (словарь, ЭОР, оборудование и т.д.)

Дата

Раздел 1. Что такое химия - 7 часов

1

1

Тема 1. Химия как волшебство.

Что такое химия. Предмет и объект изучения химии. Показательные опыты (золотой дождь, вулкан, огненная метель).

Знать: химия как наука

Оборудование и реактивы.


2

1

Тема 2. Великий Менделеев

Знакомство с биографией Д.И. Менделеева. Интересные факты его жизни.

Знать: биография Д.И. Менделеева,

Уметь: внимательно слушать и пересказывать полученную информацию (п)


3

1

Тема 3. Лабораторно-практическое занятие. Незаменимая система.

Знакомство с периодической системой Д.И. Менделеева. Решение экспериментальных задач, ребусов и кроссвордов.

Знать:знаки химических элементов

Уметь: работать с периодической системой Д.И. Менделеева. (п)

Карточки с заданиями различных уровней сложности.


4

1

Тема 4. Чудо вещества -реагенты.

Что такое вещество. Их классификация. Реагенты. Почему важно о них всё знать.

Знать: понятия вещество, реагенты, классификацию веществ. (п)


5

1

Тема 5.

Лабораторно-практическое занятие. Безопасность -прежде всего.

Знакомство с правилами техники безопасности в лаборатории. Игра «Тревога! В здании химик».

Знать технику безопасности при работе в химической лаборатории.

Плакаты по техники безопасности в химической лаборатории.


6

1

Тема 6. От древности до наших дней

Краткий курс истории развитии химии. Алхимики. Философский камень.

Знать историю развития химии как науки. (п)

Презентация по теме.


7

1

Тема 7.

Лабораторно-практическое занятие. Химическая кухня.

Знакомство с лабораторной посудой. Приобретение навыков работы с лабораторной посудой. Лабораторная работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

Знать химическую посуду и правила обращения с ней.

Уметь применить теоритические знания и умения при выполнении заданий (л)

Реактивы и оборудование.


Раздел 2. Своими руками - 10 часов.

8

1

Тема 1. Агрегатные состояния.

Жидкость, газ, твердое тело. Лабораторная работа №2 «Агрегатные состояния вещества».

Знать классификацию агрегатных состояний веществ. (п)

Уметь применить теоритические знания и умения при выполнении заданий. (л)

Реактивы и оборудование.


9

1

Тема 2.

Лабораторно-практическое занятие. Все краски химической жизни.

Цветные реакции. Что такое индикаторы. Примеры цветных реакций. Демонстрация опытов с индикаторами. Демонстрация цветных реакций (качественные реакции на Fe K Mg). Лабораторная работа №3 «Все цвета радуги»

Знать виды основных индикаторов. (п)

Уметь применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.

Реактивы и оборудование.


10

1

Тема 3. Лабораторно-практическое занятие. Три стихии химии.

Знакомство с процессами горения, кристаллизации, высушивания.

Уметь применить теоритические знания и умения при выполнении заданий. (л)

Реактивы и оборудование.


11

1

Тема 4. Лабораторно-практическое занятие. Азы эксперимента.

Растворы. Их классификация. Лабораторная работа № 4 «Растворы»

Уметь работать с концентрацией растворов.

Реактивы и оборудование.


12

1

Тема 5. Лабораторно-практическое занятие. Первый шаг на встречу науки.

Лабораторная работа №5 «Ловим газы».

Знать понятия газы.

Уметь работать с газообразными веществами. (п)

Реактивы и оборудование.


13

1

Тема 6. Лабораторно-практическое занятие. Химия на дому.

Демонстрация опытов, которые можно проделать дома. Их теоретическое объяснение. Лабораторная работа № 6 «Сделай сам. Фокусы родителям».

Знать технику безопасности при работе с химическими веществами.

Уметь фиксировать проделанную работу, объяснять действия учителя, комментировать их.

Реактивы и оборудование.


14

1

Тема 7. Лабораторно-практическое занятие. Выращивание кристаллов.

Лабораторная работа № 7. «Выращивание кристаллов» (И.И. Новошинский «Химия 8 класс.»)

Уметь работать практически с помощью дидактического материала с минимальной помощью учителя.( л)

Реактивы и оборудование.


15

1

Тема 8. Химия в современной жизни.

Роль химии в жизни современного человека. Игра «20 веских причин, чтобы выучить химию».

Знать и осознавать значимость химии в современном мире. (м)

Презентация по теме.


16-17

2

Тема 9. Итоговое занятие в форме игры. Путешествие по химическому морю.

Обобщающая заключительная игра по пройденному элективному курсу.

Уметь обобщить полученные знания, работать в команде. (л)

Карточки с заданиями, карта игры.




© 2010-2022