- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа пропедевтического курса по химии Химия от Н
Программа пропедевтического курса по химии Химия от Н
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зайцева Ю.О. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________Н.К. Горина
«____» сентября 2014г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
__________С.А. Тарасова
«___» сентября 2014г.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол от
«___» августа 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДПРОФЕЛЬНОМУ КУРСУ
учителя Зайцевой Юлии Олеговны
Пояснительная записка
Статус рабочей программы
Рабочая программа по предпрофельному курсу составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
-
Закон «Об образовании»
-
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
-
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
-
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
-
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
-
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ vestnik. edu. ru)
Обоснование выбора программы
В настоящее время на рынке профессий возник недостаток профессий, связанных с естественными науками, а именно с химией. Всё происходит потому, что в юношеском возрасте у подростков не возникает никакого интереса к данной науки. Именно по этой причине целесообразно было бы ввести в 7и 8 классе краткий элективный курс по химии для привлечения внимания к данному предмету и его завуалированной рекламы.
Программа элективного курса «Химия от Н...» предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательных учреждений. Программа ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматривает знакомство с химией, как занимательной наукой и направлена на приобретения основных знаний, умений и навыков по химии, а также на развитие интереса к предмету химии как к науке. Учащиеся познакомятся с основными навыками работы в химической лаборатории, изучат основные понятия, необходимые для последующего изучения химии.
В предполагаемый период обучения элективному курсу, в 7-х классах, на основе базовых профильных предметов прослеживаются межпредметные связи с элективными курсами по физики, биологии. На уроках элективного курса по физики и биологии проводятся первые лабораторные и практические работы. В элективном курсе «Химия от Н ...» основная обучающая деятельность проходить в результате проведения лабораторных и практических работ. Так же в ходе элективного курса учащиеся обучаются правильному произношению химических элементов и своевременному употреблению тех или иных понятий и определений. Активизация познавательного интереса учащихся происходит в процессе проведения различных химических игр, показательных опытов и лабораторных занятий.
Программа элективного курса по химии «Химия от Н…» разработана с учетом возраста и знаний школьников и описана ниже вместе с методическим сопровождением.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает в себя 4 раздела:
-
Пояснительная записка.
-
Требования к уровню подготовки учащихся.
-
Основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса и последовательностью тем.
-
Учебно-тематическое планирование.
Цель курса:
Развитие общекультурной компетентности учащихся, формирование представлений об основных этапах становления химии как естественной науки, развитие представлений учащихся о роли естественнонаучных (химических) знаний в становлении цивилизации, расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействия.
Задачи курса:
-
расширение кругозора учащихся по химии;
-
оказание помощи в выборе профиля обучения;
-
совершенствование умений работать;
-
развитие практических навыков проведения химического эксперимента;
-
расширение профессионального кругозора, эрудиции, повышение общего уровня образованности и культуры;
-
развитие умений по применению полученной информации для разработки тематических сообщений, дидактических игр, мини-сценариев и т. п.
Методы и приемы работы, используемые при изучении данного курса:
лекции, беседы, проекты, химический эксперимент (демонстрации и практические работы).
Место предмета в учебном плане
Для обязательного изучения предфрофельного курса «Химия от Н» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации по 17 часов(VII класс) и 17 часов (VIII класс), из расчета -0,5 часа в неделю.
По окончании данного элективного курса ученик должен иметь представления об уроках химии, а также о химии как науки в целом. Обладать основными знаниями и умениями работы с химической посудой, и конечно же заинтересоваться изучением химии.
Методический материал подобран с учетом знаний и умений детей, полученных ранние. Структурирование методического материала было выполнено по принципу от простого к сложному.
Результаты освоения курса «Химия от Н..»
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
-
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеурочной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)
-
формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
-
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт - диски учебного назначения, ресурсы интернета), умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
-
умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
-
умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействия на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации сталкновения интересов; продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участникой, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1. приобретение опыта применения химических методов изучения веществ и их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических реакций; проведение опытов и несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
2. умение оказывать первую помощь при отравлении, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
3. овладеть приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме ( в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий);
4. создание основы дляформированию интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем в качестве сферы в профессиональной деятельности
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных на развитие интереса к предмету химия.
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, практические и лабораторные работы, демонстрация опытов, интеллектуальная игра.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.
В проведении элективного курса применяются различные методы обучения:
- наглядные (демонстрация опытов, использования таблицы Менделеева, таблицы растворимости);
- словесные (рассказ, беседа, фронтальный опрос);
- практические (лабораторные и практические работы, химические игры, решение экспериментальных задач по химии);
По окончании данного элективного курса ученик должен иметь представления об уроках химии, а также о химии как науки в целом. Обладать основными знаниями и умениями работы с химической посудой, и конечно же заинтересоваться изучением химии.
Занятия следует проводить в кабинете химии с активным использованием на уроках ТСО.
Инструментом для оценивания результатов являются итоги лабораторных работ и заключительной игры.
Содержание курса:
-
наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,
-
перечень лабораторных и практических работ
Тематическое планирование рабочей программы по предпрофельному курсу по химии для 7, 8 класса.
Раздел 1. Что такое химия?( 7 часов)
Тема 1. Химия как волшебство.
Что такое химия. Предмет и объект изучения химии. Показательные опыты (золотой дождь, вулкан, огненная метель)
Тема 2. Великий Менделеев.
Знакомство с биографией Д.И. Менделеева. Интересные факты его жизни.
Тема 3. Незаменимая система.
Знакомство с периодической системой Д.И. Менделеева. Решение экспериментальных задач, ребусов и кроссвордов.
Тема 4. Чудо вещества - реагенты.
Что такое вещество. Их классификация. Реагенты. Почему важно о них всё знать.
Тема 5. Безопасность - прежде всего.
Знакомство с правилами техники безопасности в лаборатории. Игра «Тревога! В здании химик»
Тема 6. От древности до наших дней.
Краткий курс истории развитии химии. Алхимики. Философский камень.
Тема 7. Химическая кухня.
Знакомство с лабораторной посудой. Приобретение навыков работы с лабораторной посудой. Лабораторная работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».
После изучения раздела 1 учащиеся должны знать:
Знать:
1. химию как науку
2. биографию Д.И. Менделеева
3. знаки химических элементов
4. понятия вещество, реагенты, классификацию веществ.
5. технику безопасности при работе в химической лаборатории.
6. историю развития химии как науки.
7. химическую посуду и правила обращения с ней.
Уметь:
1. внимательно слушать и пересказывать полученную информацию
2. работать с периодической системой Д.И. Менделеева.
3. применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.
Раздел 2. Своими руками. (10 часов)
Тема 1. Агрегатные состояния.
Жидкость, газ, твердое тело. Лабораторная работа №2 «Агрегатные состояния вещества».
Тема 2. Все краски химической жизни.
Цветные реакции. Что такое индикаторы. Примеры цветных реакций. Демонстрация опытов с индикаторами. Демонстрация цветных реакций (качественные реакции на FeKMg). Лабораторная работа №3 «Все цвета радуги»
Тема 3. Три стихии химии.
Знакомство с процессами горения, кристаллизации, высушивания.
Тема 4. Азы эксперимента.
Растворы. Их классификация. Лабораторная работа № 4 «Растворы»
Тема 5. Первый шаг на встречу науке.
Лабораторная работа №5 «Ловим газы»
Тема 6. Химия на дому.
Демонстрация опытов, которые можно проделать дома. Их теоретическое объяснение. Лабораторная работа № 6 «Сделай сам. Фокусы родителям»
Тема 7. Выращивание кристаллов.
Лабораторная работа № 7. «Выращивание кристаллов» (И.И. Новошинский «Химия 8 класс.»)
Тема 8. Химия в современной жизни.
Роль химии в жизни современного человека. Игра «20 веских причин, чтобы выучить химию».
Тема 9. Путешествие по химическому морю.
Обобщающая заключительная игра по пройденному элективному курсу.
После изучения раздела 1 учащиеся должны знать:
Знать:
1. классификацию агрегатных состояний веществ.
2. виды основных индикаторов.
3. понятия газы.
4. технику безопасности при работе с химическими веществами.
5. осознавать значимость химии в современном мире.
Уметь:
1. применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.
2. применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.
3. применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.
4. работать с концентрацией растворов.
5. работать с газообразными веществами.
6. фиксировать проделанную работу, объяснять действия учителя, комментировать их.
7. работать практически с помощью дидактического материала с минимальной помощью учителя.
8. обобщить полученные знания, работать в команде.
Планируемые результаты обучения (ЗУ)
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Требования к результатам обучения - после изучения элективного курса учащиеся должны:
знать исторические этапы развития химии как науки, роль в этом алхимиков, ученых-естествоиспытателей, символику элементов, веществ, предложенную алхимиками и существующую в настоящее время;
уметь сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, пользоваться справочной и дополнительной литературой; организовывать свой учебный труд; объяснять роль химии в развитии цивилизации, становлении ряда отраслей промышленности; составлять уравнения химических реакций, характеризующих происходящие химические процессы и свойства изучаемых веществ; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; определять опытным путем характер среды природными индикаторами, изготавливать растворы природных индикаторов, красителей; вычислять количества веществ, необходимых для осуществления различных химических превращений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.
Методические рекомендации.
Урок - основная организационная форма классно-урочной системы обучения. Особенность этой системы заключается в том, что учащиеся одного возраста и одинакового уровня подготовки объединяются в постоянные учебные группы (классы); занятия проводятся преимущественно в специальных классах.
Методы и средства изучения учебного материала различны: объяснение, рассказ, лекция, беседа, лабораторный опыт, учебник, программированное пособие, компьютер и т. д. Главная цель остается постоянной - учащиеся должны усвоить определенный объем учебной информации, приобрести необходимые умения. На уроках изучения теоретического материала главное внимание учителя и учащихся направлено на изучение нового, что не исключает небольшие элементы проверки, закрепления и совершенствования знаний и умений.
Особое место среди уроков химии занимают уроки - лабораторно-практические занятия, на которых учащиеся выполняют опыты по инструкции, решают экспериментальные задачи. На этих уроках учитель решает специальные дидактические задачи; обучает учеников применению теоретических знаний на практике - в химическом эксперименте, совершенствует их экспериментальные умения. Эти уроки проводят обязательно в школьной химической лаборатории. На этих уроках в течение длительного времени (один или два часа) учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют опыты, завершающие изученную тему или раздел программы. На этих уроках (в программе они особо выделены) учащиеся закрепляют и совершенствуют лабораторные умения и навыки, учатся наблюдать и описывать химические явления. Деятельность учащихся на лабораторных уроках специфична, поэтому их следует считать особым видом уроков химии. Требования к усвоению выпускниками определенных специальных химических умений и навыков зафиксированы в Государственном образовательном стандарте.
Уроки - практические занятия проводят по плану: вводная часть (задачи урока, беседа по технике безопасности и по содержанию предстоящей работы); основная часть - самостоятельная практическая лабораторная работа по учебнику или по специально составленным заданиям, предъявленным учащимся тем или другим способом (запись на доске, карточки и др.). Выполняя работу, учащиеся наблюдают химические явления и описывают их, зарисовывают прибор, в котором происходит реакция, составляют уравнения реакций, производят вычисления по формулам и уравнениям реакций, делают выводы. В конце урока подводят итоги работы, отдельным учащимся учитель выставляет оценки за их практическую деятельность на уроке.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
В ходе элективного курса используются таблицы химического содержания (Периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости), карточки с заданиями различной сложности, а также брошюры с занимательными опытами по химии.
Печатные пособия:
Литература для преподавателя:
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 127 с.
2. Астахов О.И. Интересные работы по химии. - К.: Рад.шк., 1980. - 78 с.
3. Василега М.Д. Интересная химия. - К.: Рад.шк., 1980. - 159 с.
4. Рюмин В.В. Занимательная химия. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. - Ростов-на-Дону: ЗАО "Книга", 2005. - 400 с.
5. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1978. - 176 с.
6. Шкурко. М.И. Занимательные опыты по химии. - Минск: Народная газета, 1968. - 63 с.
7. Яковишин Л.А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома. - Севастополь: Библекс, 2005. - 116 с.
8. Яковишин Л.О. Занимательные опыты по химии: в школе и дома. - Севастополь: Библекс, 2006. - 176 с.
Литература для учащихся:
1. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты / Пер. с нем., 2-е изд. - Л.: Химия, 1985. - 336 с.
2. Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 1978. - 208 с.
3. Рошаль А. Химия это просто. - Харьков: Веста: Изд-во "Ранок", 2002. - 136 с.
4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002. - 432 с.
Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
__________С.А. Тарасова
«___» сентября 2014г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предпрофельному курсу «Химия от Н»
(указать учебный предмет, курс)
Класс 7
Учитель Зайцева Юлия Олеговна
Количество часов: всего 17 часов; в неделю 0,5 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы_ по химии учителя Зайцевой Ю.О., утвержденной на методическом объединении 29.08.2014 г._____________________________________________________________________________________________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Кол-во часов
Название раздела, темы
Основные теоретические сведения, практические умения
Предполагаемые результаты
Примечание (словарь, ЭОР, оборудование и т.д.)
Дата
Раздел 1. Что такое химия - 7 часов
1
1
Тема 1. Химия как волшебство.
Что такое химия. Предмет и объект изучения химии. Показательные опыты (золотой дождь, вулкан, огненная метель).
Знать: химия как наука
Оборудование и реактивы.
2
1
Тема 2. Великий Менделеев
Знакомство с биографией Д.И. Менделеева. Интересные факты его жизни.
Знать: биография Д.И. Менделеева,
Уметь: внимательно слушать и пересказывать полученную информацию (п)
3
1
Тема 3. Лабораторно-практическое занятие. Незаменимая система.
Знакомство с периодической системой Д.И. Менделеева. Решение экспериментальных задач, ребусов и кроссвордов.
Знать:знаки химических элементов
Уметь: работать с периодической системой Д.И. Менделеева. (п)
Карточки с заданиями различных уровней сложности.
4
1
Тема 4. Чудо вещества -реагенты.
Что такое вещество. Их классификация. Реагенты. Почему важно о них всё знать.
Знать: понятия вещество, реагенты, классификацию веществ. (п)
5
1
Тема 5.
Лабораторно-практическое занятие. Безопасность -прежде всего.
Знакомство с правилами техники безопасности в лаборатории. Игра «Тревога! В здании химик».
Знать технику безопасности при работе в химической лаборатории.
Плакаты по техники безопасности в химической лаборатории.
6
1
Тема 6. От древности до наших дней
Краткий курс истории развитии химии. Алхимики. Философский камень.
Знать историю развития химии как науки. (п)
Презентация по теме.
7
1
Тема 7.
Лабораторно-практическое занятие. Химическая кухня.
Знакомство с лабораторной посудой. Приобретение навыков работы с лабораторной посудой. Лабораторная работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».
Знать химическую посуду и правила обращения с ней.
Уметь применить теоритические знания и умения при выполнении заданий (л)
Реактивы и оборудование.
Раздел 2. Своими руками - 10 часов.
8
1
Тема 1. Агрегатные состояния.
Жидкость, газ, твердое тело. Лабораторная работа №2 «Агрегатные состояния вещества».
Знать классификацию агрегатных состояний веществ. (п)
Уметь применить теоритические знания и умения при выполнении заданий. (л)
Реактивы и оборудование.
9
1
Тема 2.
Лабораторно-практическое занятие. Все краски химической жизни.
Цветные реакции. Что такое индикаторы. Примеры цветных реакций. Демонстрация опытов с индикаторами. Демонстрация цветных реакций (качественные реакции на Fe K Mg). Лабораторная работа №3 «Все цвета радуги»
Знать виды основных индикаторов. (п)
Уметь применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.
Реактивы и оборудование.
10
1
Тема 3. Лабораторно-практическое занятие. Три стихии химии.
Знакомство с процессами горения, кристаллизации, высушивания.
Уметь применить теоритические знания и умения при выполнении заданий. (л)
Реактивы и оборудование.
11
1
Тема 4. Лабораторно-практическое занятие. Азы эксперимента.
Растворы. Их классификация. Лабораторная работа № 4 «Растворы»
Уметь работать с концентрацией растворов.
Реактивы и оборудование.
12
1
Тема 5. Лабораторно-практическое занятие. Первый шаг на встречу науки.
Лабораторная работа №5 «Ловим газы».
Знать понятия газы.
Уметь работать с газообразными веществами. (п)
Реактивы и оборудование.
13
1
Тема 6. Лабораторно-практическое занятие. Химия на дому.
Демонстрация опытов, которые можно проделать дома. Их теоретическое объяснение. Лабораторная работа № 6 «Сделай сам. Фокусы родителям».
Знать технику безопасности при работе с химическими веществами.
Уметь фиксировать проделанную работу, объяснять действия учителя, комментировать их.
Реактивы и оборудование.
14
1
Тема 7. Лабораторно-практическое занятие. Выращивание кристаллов.
Лабораторная работа № 7. «Выращивание кристаллов» (И.И. Новошинский «Химия 8 класс.»)
Уметь работать практически с помощью дидактического материала с минимальной помощью учителя.( л)
Реактивы и оборудование.
15
1
Тема 8. Химия в современной жизни.
Роль химии в жизни современного человека. Игра «20 веских причин, чтобы выучить химию».
Знать и осознавать значимость химии в современном мире. (м)
Презентация по теме.
16-17
2
Тема 9. Итоговое занятие в форме игры. Путешествие по химическому морю.
Обобщающая заключительная игра по пройденному элективному курсу.
Уметь обобщить полученные знания, работать в команде. (л)
Карточки с заданиями, карта игры.