Краткосрочный план урока по литературному чтению на тему Волки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Д. Мамин - Сибиряк. Рассказ «Волки»

7г, д

Общие цели урока

1. Познакомить учащихся с творчеством Д. Мамина - Сибиряка.

2. Развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление.

3. Формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.

4. Формировать навыки осознанного, правильного выразительного, беглого чтения.

5. Повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения.

6. Развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память.

7. Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Оборудование урока

Интерактивная доска, портрет Д. Мамин - Сибиряка, флипчарты по сюжету рассказа, схема выступления «ПППО», карточки задания «Верно неверно»,

Карточки «самооценка», листочки для закрепления темы., картина дерева «доброта».

Тип урока:

Обучающий, урок доброты.

Методы урока:

Интерактивные методы обучения: задание «Верно неверно», обобщение( презентация), мозговой штурм, высказывание мнении

( по методу ПППО), эссе, словесный (рассказ, беседа)


Ход урока

I Организационный момент

(подготовка учащихся к уроку)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

Давайте прочитаем эпиграф нашего урока: (Слайд 1).

Самый лучший урок - сегодня.

Самый лучший отдых - работа.

Самая лучшая работа та, которую ты любишь.

Самая большая потребность - общение.

Самое большое богатство - здоровье.

Самый большой дар - любовь.

Учитель: Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

III. Деление класса на группы.

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Ребята, а кого вы видите на картине? (волк)

- Правильно. Какие ассоциации, ощущения возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Составление кластера.

хищник

кровожадный

злой

страшный

грозный

опасный

Учитель: Ребята, а «Волки» это художественное произведение, с которым мы сегодня познакомимся. Откройте учебник на странице 140. Кто написал это произведение? (Д. Мамин - Сибиряк).

V. ПРОСМОТР слайда о биографии

Д.Н.Мамина-Сибиряка

Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества - рассказы для детей.

За рассказы «Зимовье на студёной» и «Емеля и охотник» он получил золотую медаль и премию.

«Это счастье писать для детей» - говорил он.

VI. Рассказ о волках:

Учитель: Прежде чем мы познакомимся с произведением, я хочу рассказать вам немного о волках.(Слайд).

Волк - хищное млекопитающее семейства псовых. Длина тела волка может достигать 160 см, масса тела до 62 кг. Волк обитает в самых разных местах, но предпочитает степи, полупустыни, тундру. Для волков типичен семейный образ жизни: они живут стаями. Человек, который никогда не видел волка, может сказать, что он похож на немецкую овчарку. Да, волку свойственны многие качества собаки: он точно так же силён и настойчив, внешние чувства у него так же хорошо развиты, кроме того, он весьма умён.

На самом деле его очень трудно спутать с собакой. Волк отличается и повадками и образом жизни.

Волк приспосабливается к любым условиям. Волк очень быстр и может преодолевать расстояние в несколько километров. Чем голоднее волк, тем свирепее он становится. Держатся волки поодиночке, парами, которые образуются на всю жизнь. У самок очень развит материнский инстинкт. Если семейству грозит какая - нибудь опасность, то волчица переносит в пасти поочерёдно своих детёнышей в другое, более укромное место. Молодые волки растут до 3 - лет. Всё это время мать охраняет их, заботится, учит охотиться. На четвёртый год волки уже начинают самостоятельную жизнь. Волк может часами выслеживать свою жертву, идти по её следу. (кинофильм» Шал».) Он не только хорошо чует следы, но даже чувствует запах на большом расстоянии. Иногда это преследование может продолжаться несколько дней, а уж когда он достигает жертвы, то действует быстро: Волк неожиданно нападает на него и сразу перегрызает горло.

VII. СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Пасть - азу

Сторожка - дом лесника

Братия - товарищи

Не шелохнулся - не пошевелился

Подивился - таң қалу

Жалобно - аянышты

VIII. Знакомство с текстом

А) Чтение текста «Волки»

(Класс разделен на 3 группы )

I часть рассказа - I группа (встреча с волком)

II часть рассказа - II группа( рассказ сторожа)

III часть рассказа - III группа (забота молодого волка)

Б) Работа над текстом

Задания группам

1. Озаглавить данную часть текста

2. Передать содержание I, II, III части рассказа

В) Презентация групп (Группы выступают, передают содержание определенной части, озаглавливают ее и т д)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IX. Задание «Верно Неверно»

- Ребята, каждый из вас индивидуален. Ваши мнения расходятся, и это правильно. Пометьте, какое из этих утверждении верно или неверно, опираясь на свой жизненный опыт

(На экране даны утверждения, прочитав их, учащиеся должны пометить

«Верно Неверно»)

№----- Утверждения ---------------------------------------------- Верно Неверно

1 ------ Волки всегда злые

2 ------ Есть люди жестокие как волки

3 ------ На земле добрых людей больше

X. Высказывание мнении по методу ПППО

(На экране проецируется схема выступления ппозиции - причины - примеры - обобщение)

- А теперь послушаем ваши мнения, какое утверждение считаете верным или неверным и почему? При выступлении воспользуйтесь д анной схемой.

Примерные ответы учащихся

Позиция: - Да, я считаю, что волки всегда злые.

Причины: - Я никогда не слышал что - то хорошее, доброе о них.

Примеры: - Просмотрев фильм «Коксерек», я еще раз убедился, что от них ничего доброго не дождешься.

Обобщение: Поэтому я считаю, что волки всегда злые по природе.

X Закрепление изученного

- Ребята мы прочитали рассказ Д Мамин - Сибиряка «Волки»

То, что узнали на уроке и что выяснили для себя, напишите на этих листочках по одному предложению. На доске висит картина дерева под названием «доброта», давайте же заодно украсим это дерево листочками - ответами.

Обобщающее слово учителя:

- Итак, ребята, ознакомившись с рассказом, узнали как молодой волк выхаживал старого волка. Приносил еду, кормил как волчица своего волчонка. Старые люди тоже нуждаются в поддержке, в помощи молодых. Мы должны быть чуткими, заботливыми, добрыми по отношению к своим родителям, старшим, пожилым людям.

XI. Доброта всегда спасала людей. Кому - то нужна поддержка и помощь, а кому - то лишь наша улыбка.

И в завершении нашего урока я хочу показать вам один видеоролик «Воробей»

X. Д/з

  • Составить диаграмму Венна

Найдём сходство и различие волка и собаки.

  • Написать эссе «Как я понимаю доброту?»

XI Вывод. Оценивание. Учитываются карточки «Самооценка».



© 2010-2022