- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС (Рыбченкова)
Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС (Рыбченкова)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пустынникова И.И. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ п/п | ТЕМЫ УРОКОВ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | Типы, виды уроков | Теущий и промежуточный контроль | Основные виды учебной деятельности и планируемые результаты освоения материла | Д/З | Дата | |||||||
1 | Русский язык - один из развитых языков мира. | 1 | Лекция | Составление плана | Личностные УУД - выражать положительное отношение к процессу познания: - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
|
|
| |||||||
2 | Язык и общение. | 1 | Лекция-беседа | Устное и письменное высказывание |
|
| ||||||||
Повторение изученного в 5 классе. (15ч.+3ч.) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
3 | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | 1 | Закрепление | Анализ таблицы, тест | Регулятивные УУД: 1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
|
| |||||||
4,5 | Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов. | 2 | Закрепление | Анализ таблицы, самостоятельная работа |
|
| ||||||||
6,7 | Части речи. Морфологический разбор слова. | 2 | Обобщение изученного | Анализ схемы. Морфологический разбор. |
|
| ||||||||
8 | Орфограммы в окончаниях слова. | 1 | Систематизация и обобщение изученного | Устный опрос; словарный объяснительный диктант. |
|
| ||||||||
9,10 | Словосочетание. Простое предложение | 2 | Систематизация и обобщение изученного | Работа по выделению словосочетания из предложения; разбор словосочетания и предложения. |
|
| ||||||||
11,12 | Сложное предложение. Разбор предложений. | 2 | Закрепление; урок-практикум | Групповая работа |
|
| ||||||||
13,14 | Прямая речь и диалог. | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний; урок-игра | Индивидуальная и групповая работа |
|
| ||||||||
15,16 | Р/р №1,2. Текст | 2 | Урок развития речи | Анализ текста
| Регулятивные УУД: -.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД --применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
|
|
| |||||||
17 | Р/р № 3. Официально-деловой стиль речи. | 1 | Урок развития речи | Анализ текста |
|
| ||||||||
18 | Обобщающий урок по теме «Повторение изученного» | 1 | Урок с применением игровых технологий | Занимательные игры, ребусы, загадки |
|
| ||||||||
19,20 | Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием и работа над ошибками. | 2 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Диктант, грамматическое задание |
|
| ||||||||
Лексика. Фразеология. Культура речи. (15ч.+4ч.) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
21 | Повторение изученного в 5 классе. | 1 | Урок повторения и обобщения изученного | Тест, беседа, работа со словарями. | Регулятивные УУД: -.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Регулятивные УУД: -.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
|
|
| |||||||
22,23 | Р/р №4,5 Устное описание картины | 2 | Урок развития речи | Беседа по вопросам, устные рассказы по картине. |
|
| ||||||||
24 | Общеупотребительные слова | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Работа со словарями, работа с упражнениями. |
|
| ||||||||
25 | Профессионализмы | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа со словарями, работа с упражнениями. |
|
| ||||||||
26 | Диалектизмы | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа со словарями, работа с упражнениями; занимательные задания. |
| |||||||||
27,28 | Р/р №6,7 Сжатое изложение (упр. 75) | 2 | Урок развития речи | Навыки написания сжатого изложения |
|
| ||||||||
29 | Эмоционально окрашенные слова. Жаргонизмы. | 1 | Урок усвоения нового материала | Работа со словарями, беседа по вопросам, выполнение упражнений |
| |||||||||
30 | Устаревшие и новые слова | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа со словарями, беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
| ||||||||
31,32 | Исконно русские и заимствованные слова | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа со словарями, беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
| ||||||||
33,34 | «Как это по-русски?» | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-семинар | Подготовленный диктант; выполнение индивидуальных заданий; индивидуальные сообщения; лингвистические задания. |
|
| ||||||||
35,36 | Фразеологизмы | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа со словарями, беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
| ||||||||
37 | Обобщение по разделу «Лексика» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний Урок с использованием игровых технологий | Лингвистические игры из серии «Занимательная грамматика» |
|
| ||||||||
38,39 | К/р№2 Свободный диктант и работа над ошибками | 2 | Урок контроля знаний и коррекции | Свободный диктант |
|
|
| |||||||
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ( 16 ч.+8 ч.) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
40,41 | Повторение изученного в 5 классе.
| 2 | Урок повторения и обобщения | Тест, беседа, работа со словарями. | Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Личностные УУД: - Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. - Адекватно воспринимать оценку учителя. -- выражать положительное отношение к процессу познания: - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности
|
|
| |||||||
42,43 | Р/р № 8,9 Описание помещения | 2 | Урок развития речи | Выполнение упражнений |
|
| ||||||||
44,45 | Основные способы образования слов в русском языке | 2 | Урок усвоения новой темы; урок-практикум | Словообразовательные разборы |
|
| ||||||||
46,47 | Морфемный и словообразовательный разборы. | 2 | Урок актуализации знаний. Урок-практикум | Морфемные разборы |
|
| ||||||||
48,49 | Этимология слов | 2 | Урок-исследование | Работа со словарями; индивидуальные сообщения; выполнение упражнений |
|
| ||||||||
50,51 | Р/р№ 10,11 Подготовка к сочинению - описанию помещения. Написание сочинений. | 2 | Уроки развития речи. | Составление плана, сбор материала, написание сочинений. |
|
| ||||||||
52 | Буквы О,А в корне -кос-, -кас- | 1 | Лабораторная работа | Самостоятельное исследование |
|
| ||||||||
53 | Буквы О.А в корне -гор-, -гар-. | 1 | Урок-исследование | Самостоятельное изучение материала | . |
| ||||||||
54 | Буквы Ы,И после приставок | 1 | Лабораторная работа | Самостоятельное исследование |
|
| ||||||||
55,56 | Приставки пре-, при- Условия выбора гласных в приставках. | 2 | Урок усвоения новой темы | Определение значений приставок, объяснительный диктант, практическая работа |
|
| ||||||||
57 | Приставки пре-, при- со скрытым смыслом | 1 | Урок усвоения новой темы | Определение значений приставок, объяснительный диктант, практическая работа |
| |||||||||
58,59 | Обобщение по теме «Приставки при-, пре» | 2 | Урок-практикум | Объяснительный диктант, индивидуальная работа, лингвистические задачи |
| |||||||||
60,61 | Р/р №12,13 Выборочное изложение. Подготовка и написание. | 2 | Урок развития речи | Выборочное изложение |
|
| ||||||||
62,63 | Соединительные О и Е в сложных словах | 2 | Урок усвоения новой темы; Урок закрепления изученного | Объяснительный диктант, тренировочные упражнения |
|
| ||||||||
64 | Сложносокращённые слова | 1 | Урок усвоения новой темы | Объяснительный диктант, тренировочные упражнения |
|
| ||||||||
65,66 | Р/р№14,15 Сочинение по картине. Подготовка и написание. | 2 | Урок развития речи | Сочинение по картине |
|
| ||||||||
67,68 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 2 | Уроки-практикумы | Морфемный, словообразовательный разборы |
|
| ||||||||
69,70 | Обобщение по разделу | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Подготовленный диктант, словарный диктант, беседа по вопросам, индивидуальная работа. |
|
| ||||||||
71 | К/р №3 Диктант с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля знаний и умений | Диктант, грамматическое задание |
|
| ||||||||
72 | К/р№ 4 Тест | 1 | Урок контроля знаний и умений | Тест |
|
| ||||||||
73 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 | Урок коррекции | Орфографический и пунктуационный разборы |
|
| ||||||||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. |
|
|
|
|
|
| ||||||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (22ч. +4 ч.) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
74 | Повторение изученного в 5 классе | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Беседа по вопросам, орфоэпическая работа, объяснительный диктант, тест | Регулятивные УУД: 1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД: 1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
|
|
| |||||||
75,76 | Разносклоняемые существительные | 2 | Урок усвоения новых знаний; урок-закрепление | Работа с таблицей, объяснительный диктант, тренировочные упражнения |
|
| ||||||||
77,78 | Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя | 2 | Урок усвоения новых знаний; урок-закрепление | Работа с таблицей, объяснительный диктант, тренировочные упражнения |
|
| ||||||||
79 | Несклоняемые существительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Орфоэпическая работа, тренировочные упражнения |
|
| ||||||||
80 | Род несклоняемых существительных | 1 | Урок усвоения новых знаний | Орфоэпическая работа, тренировочные упражнения |
|
| ||||||||
81 | Существительные общего рода | 1 | Урок усвоения новых знаний | Орфоэпическая работа, тренировочные упражнения |
|
| ||||||||
82,83 | Морфологические признаки имени существительного. | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Морфологический разбор существительных |
|
| ||||||||
84,85 | Р.р.№16,17. Сочинение. | 2 | Урок развития речи | Сочинение с использованием имён существительных |
|
| ||||||||
86,87 | НЕ с существительными
| 2 | Урок актуализации знаний | Объяснительный диктант, словарная работа, выполнение упражнений, тест |
|
| ||||||||
88,89 | Суффиксы -чик-, -щик- | 2 | Урок усвоения новых знаний; урок-закрепление | Диктант с самопроверкой, объяснительный диктант, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений |
|
| ||||||||
90,91 | Суффиксы -ек-, -ик- | 2 | Урок усвоения новых знаний; урок-закрепление | Диктант с самопроверкой, объяснительный диктант, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений | . |
| ||||||||
92,93 | Суффиксы с О.Е после шипящих | 2 | Урок усвоения новых знаний; урок-закрепление | Диктант с самопроверкой, объяснительный диктант, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений |
|
| ||||||||
94,95 | Повторение и обобщение изученного | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Подготовленный диктант, словарный диктант, беседа по вопросам, индивидуальная работа. |
|
| ||||||||
96,97 | К/р№5 Словарный диктант с тестом. Работа над ошибками | 2 | Урок контроля знаний; урок коррекции |
|
|
| ||||||||
98,99 | Р/р№ 18,19 Текст | 2 | Урок усвоения новых знаний | Лингвистический анализ текста |
|
| ||||||||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. (28 ч.+7ч.) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
100101 | Повторение изученного в 5 классе | 2 | Урок актуализации знаний и умений | Беседа по вопросам, орфоэпическая работа, объяснительный диктант, тест | Личностные УУД: --воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Регулятивные УУД: - анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Познавательные УУД: -сравнивать различные объекты: выделять из множества один илинесколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; - выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; - классифицировать объекты (объединять в группы посущественному признаку);- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Регулятивные УУД: - оформлять диалогическое высказывание в соответствии стребованиями речевого этикета; - характеризовать качества, признаки объекта, относящие его копределенному классу (виду)/ - писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используинформацию, полученную из разных источников.
Регулятивные УУД: - анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Познавательные УУД: -сравнивать различные объекты: выделять из множества один илинесколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; - выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; - классифицировать объекты (объединять в группы посущественному признаку);- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Регулятивные УУД: - оформлять диалогическое высказывание в соответствии стребованиями речевого этикета; - характеризовать качества, признаки объекта, относящие его копределенному классу (виду)/ - писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используинформацию, полученную из разных источников.
|
|
| |||||||
102103 | Р/р №20,21 Описание природы | 2 | Урок развития речи | Выразительное чтение, словесное рисование |
|
| ||||||||
104105 | Степени сравнения прилагательных | 2 | Урок усвоения новых знаний | Разбор слов по составу, различные виды разборов, морфологический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения |
|
| ||||||||
106 | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные | 1 | Исследовательская работа | Самостоятельное усвоение материла, беседа | . |
| ||||||||
107,108 | Р/р№22,23 Сочинение-описание уголка природы | 2 | Урок развития речи | Сочинение |
|
| ||||||||
109 | Относительные прилагательные | 1 | Исследовательская работа | Самостоятельное усвоение материла, беседа |
|
| ||||||||
110,111 | Р/р№24,25 Выборочное изложение | 2 | Урок развития речи | Выборочное изложение |
|
| ||||||||
112 | Притяжательные прилагательные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Тренировочные упражнения, разбор слов по составу. |
|
| ||||||||
113,114 | Морфологические признаки имени прилагательного. | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Морфологический разбор; работа с текстом |
|
| ||||||||
115,116 | К/р№6. Контрольная работа по теме «Разряды имён прилагательных». Работа над ошибками | 2 | Контроль знаний и умений. Урок коррекции знаний и умений. | Морфологический разбор, тест |
|
| ||||||||
117,118 | НЕ с прилагательными | 2 | Урок усвоения новых знаний; урок-закрепление | Объяснительный диктант, словарная работа, выполнение упражнений, тест |
| |||||||||
119,120 | Суффиксы с О,Е после шипящих и Ц | 2 | Урок усвоения новых знаний; урок-закрепление | Диктант с самопроверкой, объяснительный диктант, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений |
|
| ||||||||
121 | Проверочная работа. Тест по теме «Правописание прилагательных» | 1 | Урок контроля знаний и умений | Тест |
|
| ||||||||
122,123 | Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных. | 2 | Обобщение и систематизация знаний; орфографический практикум | Орфографический и морфемный разборы; групповая работа |
|
| ||||||||
124,125 | Обобщающие уроки по теме «Буквы Н и НН в именах прилагательных». | 2 | Урок применения знаний и умений; урок-диагностика | Тестовая работа; устный орфографический разбор; предупредительный диктант, тест |
| |||||||||
126,127 | Суффиксы -к-,-ск- | 2 | Урок усвоения новых знаний; урок-закрепление | Диктант с самопроверкой, объяснительный диктант, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений |
|
| ||||||||
128,129 | Правописание сложных имён прилагательных. | 2 | Обобщение и систематизация знаний; орфографический практикум | Орфографический и морфемный разборы; групповая работа |
|
| ||||||||
130 | Обобщение по теме. Комплексный анализ текста. | 1 | Урок применения знаний и умений | Комплексный анализ текста |
|
| ||||||||
131 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 | Обобщение и систематизация изученного | Индивидуальная работа; устное рассуждение, тренировочные упражнения |
|
| ||||||||
132,133 | К/р№7 Словарный диктант с тестом. Работа над ошибками | 2 | Урок контроля знаний; урок коррекции |
|
|
| ||||||||
| ||||||||||||||
134 | Р.Р.№26.Публичное выступление. | 1 | Урок развития речи | Выступления учащихся, обсуждение |
|
| ||||||||
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ( 16 ч.) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
135,136 | Имя числительное как часть речи. | 2 | Ознакомление с новым материалом | Практическая работа | Регулятивные УУД: 1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы ЛичностныеУУД: --воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
|
|
| |||||||
137,138 | Простые, сложные, и составные числительные. Их правописание. | 2 | Ознакомление с новым материалом; урок-повторение | Устное рассуждение; практическая работа |
|
| ||||||||
139 | Числительные с Ь в середине и в конце | 1 | Ознакомление с новым материалом | Беседа, выполнение тренировочных упражнений |
|
| ||||||||
140 | Количественные числительные. Их разряды. Целые числа | 1 | Ознакомление с новым материалом | Практическая работа; орфографический разбор |
|
| ||||||||
141 | Целые числа | 1 | Урок-практикум | Практическая работа |
|
| ||||||||
142,143 | Дробные числительные | 2 | Ознакомление с новым материалом | Практическая работа |
|
| ||||||||
144 | Собирательные числительные | 1 | Ознакомление с новым материалом | Практическая работа |
|
| ||||||||
145,146 | Порядковые числительных. | 2 | Ознакомление с новым материалом; урок-повторение урок-исследование | Повторение пройденного; самостоятельный вывод; самостоятельная работа |
|
| ||||||||
147 | Употребление числительных в речи. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Творческая работа |
|
| ||||||||
148 | Морфологический разбор числительного | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Морфологический разбор; работа с текстом |
|
| ||||||||
149-150 | К/р№8. Комплексный анализ текста по теме «Имя числительное». | 2 | Проверка и коррекция знаний и умений | Устное рассуждение; индивидуальная работа; комплексный анализ текста |
|
| ||||||||
МЕСТОИМЕНИЕ (17ч. +6ч.) |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
151,152 | Местоимение как часть речи. | 2 | Ознакомление с новым материалом; урок-повторение урок-исследование | Сравнительный анализ; практическая и самостоятельная работа | Регулятивные УУД: 1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: - Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. - .Адекватно воспринимать оценку учителя. -- выражать положительное отношение к процессу познания: - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разныеточки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности |
|
| |||||||
153,154 | Личные местоимения. | 2 | Ознакомление с новым материалом; урок-повторение урок-исследование | Практическая работа; анализ текста; выборочный диктант |
|
| ||||||||
155 | Возвратное местоимение СЕБЯ. | 1 | Ознакомление с новым материалом; урок-повторение урок-исследование | Практическая работа |
|
| ||||||||
156,157 | Р.р.№27,28. Сочинение-рассказ | 2 | Урок развития речи | Сочинение
|
|
| ||||||||
158,159 | Вопросительно-относительные местоимения. | 2 | Ознакомление с новым материалом; урок-повторение урок-исследование | Повторение; практическая работа |
|
| ||||||||
160,161 | Неопределённые местоимения. | 2 | Ознакомление с новым материалом; урок-повторение урок-исследование | Практическая работа; орфографический разбор |
|
| ||||||||
162,163 | Отрицательные местоимения. | 2 | Ознакомление с новым материалом; урок-повторение урок-исследование | Практическая работа; орфографический разбор |
|
| ||||||||
164 | Притяжательные местоимения. | 1 | Ознакомление с новым материалом; урок-повторение урок-исследование | Орфографическая работа; повторение; практическая работа |
|
| ||||||||
165 | Р/р№29 Рассуждение | 1 | Урок развития речи | Структура текста-рассуждения |
|
| ||||||||
166 | Р/р№30 Сочинение-рассуждение | 1 | Урок развития речи | Сочинение |
|
| ||||||||
167 | Указательные местоимения. | 1 | Ознакомление с новым материалом; урок-повторение урок-исследование | Практическая работа; самостоятельная работа |
|
| ||||||||
168 | Определительные местоимения. | 1 | Ознакомление с новым материалом; урок-повторение урок-исследование | Повторение; практическая работа |
|
| ||||||||
169 | Морфологический разбор местоимения | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Морфологический разбор; работа с текстом |
|
| ||||||||
170,171 | Р/р№31,32 Сочинение по картине | 2 | Урок развития речи | Сочинение |
|
| ||||||||
172 | Повторение изученного по теме «Местоимения». | 1 | Актуализация знаний и умений | Индивидуальная и самостоятельная работа |
|
| ||||||||
173 | К/р№9. Тест по теме «Местоимение» | 1 | Контроль знаний и умений | Тест |
|
| ||||||||
ГЛАГОЛ ( 27ч.+2ч.) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
174 | Повторение изученного в 5 классе | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Беседа по вопросам, орфоэпическая работа, объяснительный диктант, тест | Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Личностные УУД: - Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. - .Адекватно воспринимать оценку учителя. - выражать положительное отношение к процессу познания: - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; -оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности Регулятивные УУД: - оформлять диалогическое высказывание в соответствии стребованиями речевого этикета; - характеризовать качества, признаки объекта, относящие его копределенному классу (виду)/ - писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используинформацию, полученную из разных источников. Коммуникативные УУД: 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы
Личностные УУД: - Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. - .Адекватно воспринимать оценку учителя. - выражать положительное отношение к процессу познания: - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; -оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности Регулятивные УУД: - оформлять диалогическое высказывание в соответствии стребованиями речевого этикета; - характеризовать качества, признаки объекта, относящие его копределенному классу (виду)/ - писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используинформацию, полученную из разных источников. Коммуникативные УУД: 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы |
|
| |||||||
175,176 | Словообразование глаголов. | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Морфемный и словообразовательный разборы |
|
| ||||||||
177 | Тест по теме «Глагол» | 1 | Контроль знаний и умений | Тест |
|
| ||||||||
178 | Разноспрягаемые глаголы | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Беседа, выполнение упражнений, словарная работа | . |
| ||||||||
179,180 | Переходные и непереходные глаголы. | 2 | Знакомство с новым материалом | Самостоятельные наблюдения; тренировочные упражнения; практическая работа Презентация к уроку |
|
| ||||||||
181,182 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 2 | Знакомство с новым материалом; диагностика | Комплексный анализ текста Презентация к уроку |
|
| ||||||||
183,184 | Образование сослагательного наклонения глагола. | 2 | Знакомство с новым материалом | Практическая работа Презентация к уроку |
|
| ||||||||
185,186 | Образование повелительного наклонения глагола. | 2 | Знакомство с новым материалом | Практическая работа |
|
| ||||||||
187 | Р/р№33. Сочинение по картинкам | 1 | Беседа, устные рассказы, сочинение | Сочинение |
|
| ||||||||
188,189 | Обобщение по теме «Наклонение глагола» | 2 | Урок-практикум | Индивидуаль-ная работа |
|
| ||||||||
190 | К/р №10 Диктант с дополнительным заданием. | 1 | Урок контроля знаний и умений | Диктант, тест |
|
| ||||||||
191,192 | Безличные глаголы | 2 | Урок усвоения нового материала | Изменение глаголов по лицам, работа с теоретическим материалом | Записать безличные глаголы, обозначающие состояние природы, обозначающие физическое и эмоциональное состояние |
| ||||||||
193,194 | Морфологические признаки глагола. | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Морфологический разбор; работа с текстом | П.96; упр. 576; составить письменное научное описание цветка, используя в тексте глаголы: делится (на), состоит (из) и др. |
| ||||||||
195 | Р/р№34 Рассказ | 1 | Урок развития речи | Обсуждение плана рассказа | Написать сочинение-рассказ |
| ||||||||
196,197 | Гласные в суффиксах глаголов | 2 | Урок усвоения новых знаний | Беседа, самостоятельное усвоение, практическая работа | П.98; упр. 580; проанализировать фрагмент из рассказа «Муму» (барыня впервые увидела собачку), определить количество глаголов говорения в этом тексте, их роль |
| ||||||||
198 | Повторение и обобщение темы «Глагол» | 1 | Урок с использованием игровых технологий | Решение лингвистических задач | Составить рассказ, используя глаголы в форме изъявительного и условного наклонения (6-8 предложений) по данному началу: «Весна! Весна! И все ей рады...» |
| ||||||||
199,200 | К/р№11 Диктант с тестовым заданием. Работа над ошибками | 2 | Урок контроля знаний и умений. Урок коррекции | Диктант с тестом
|
|
| ||||||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (4ч.) |
|
|
|
|
|
| ||||||||
201 | Орфография и пунктуация | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Беседа, индивидуальная работа, диктант с взаимопроверкой |
уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
|
| |||||||
202 | Морфология и синтаксис | 1 | Обобщение и систематизация знаний; урок-игра | Индивидуальная и групповая работа |
|
| ||||||||
203,204 | К/р №12 Итоговый контрольный диктант с тестовым заданием. Работа над ошибками. Итог. | 2 | Проверка и коррекция знаний и умений | Диктант, тест |
|
|
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). Учебник «Русский язык. 6 класс», издательство «Просвещение», 2014. Программа составлена для учащихся 6 класса и рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю). Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 классе и разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Засижьевской СШ:
-
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
-
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
-
программы развития УУД.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
-
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
-
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;
-
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
-
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
-
освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Цели обучения
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Место учебного предмета «Русский язык»
Курс учебного предмета рассчитан на 204 часа (6 часов в неделю), что соответствует программе и учебному плану МБОУ Засижьевской СШ.
Результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности:
Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции включает в себя следующие разделы: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции включает в себя следующие разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции включает в себя раздел: «Язык и культура».
Содержание курса «Русский язык» в 6 классе рассматривает в основном раздел «Морфология», включающий в себя понятия системы частей речи в русском языке, образование и правописание причастий, деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц. Рассматриваются понятия речавого общения и речевого этикета, функциональных разновидностей языка, текста и его основной и дополнительной информации.
Содержание тем учебного курса
Русский язык - один из развитых языков мира (2ч)
Повторение пройденного в 5 классе (18 часов)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи (19 часов)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (34 часа)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (26 часа)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (35 ч.)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (16 часов)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (23 часов)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (27 ч)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного (4ч.)
Тематическое планирование
Раздел
Кол-во часов развития речи
Кол-во контрольных работ
Общее количество часов
Русский язык - один из развитых языков мира.
2
Повторение изученного в 5 классе.
3
1
18
Лексика. Фразеология. Культура речи.
4
1
19
Словообразование и орфография. Культура речи.
8
2
34
Имя существительное
4
1
26
Имя прилагательное.
7
2
35
Имя числительное
1
16
Местоимение
6
1
23
Глагол
2
2
27
Повторение и систематизация изученного
1
4
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для обучающихся:
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе:
-
Примерная программа по русскому языку для основной школы.
-
Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях . Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О. В. Загоровская,А. Г. Нарушевич. М.: Издательство «Просвещение», 2014
-
Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик
-
Рыбченкова Л.М.Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений.- Изд-во «Просвещение», 2013
-
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2012. - 4-е изд.
6. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. - М.:Просвещение, 2012
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
-
Электронное приложение к учебнику.
-
Программа «Домашний репетитор»
-
Репетитор «Русский язык» (система тестов)
-
Репетитор по русскому языку (библиотека Кирилла и Мефодия)
Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - testent.ru/index/0-537
Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - gramma.ru/RUS/?id=6.0 , testent.ru/index/0-535 , testent.ru/index/0-540
Орфография (система проверки правописания - orfo.ru/online/) - Режим доступа - rusyaz.ru/pr/
Морфология. - Режим доступа - testent.ru/index/0-538 , gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -gramma.ru/RUS/?id=5.0 , licey.net/russian/map
Для учителя:
Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2013. - 66 с. - (Академический школьный учебник).
Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты - Режим доступа. - rus.1september.ru/article.php?ID=200103309
Планируемые результаты освоения предмета
обучающимися 6 класса
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;
- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;
- по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;
- по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуа-ционные ошибки;
- по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы, недочёты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением.
Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:
-
осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения русского языка учащимися включают:
-
понимание роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
осознание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
знание основных признаков разговорной речи, научного, публицистического, официaльно-делового стилей, языка художественной литературы;
-
знание особенностей основных жанров научного, публицистического, официaльно-делового стилей и разговорной речи;
-
знание признаков текста и его функционaльно-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
знание основных единиц языка, их признаков;
-
знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); норм речевого этикета;
-
умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
умение определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
умение опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анaлиза;
-
умение объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
-
воспроизводить текст c заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо, заявление);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме .); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктyации;
-
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки
зрения ее правильности, находить грамматические и речевые
ошибки; недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятeльности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуaльных и творческих способностей личности, значения родного языка в
жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языкy, сохранения чистоты русского языка как явления кyльтуры;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в yчебных, бытовых, социaльно-культурных ситуациях общения;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
использования родного языка как средства полyчения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.