- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа Литература 11 класс
Рабочая программа Литература 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Агешина Л.Н. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саранпаульская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа учебного предмета
«Литература» для 11 класса
разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного стандарта среднего общего образования
Согласовано на заседании МО учителей филологии.
Протокол №1 от 29.08.2015.
Руководитель МО __________ Сорока Н.А.
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы.
Протокол № 1 от 31.08.2015.
Утверждаю
Директор школы _____________ Попов А.Д.
Приказ № 72 от 31.08.2015 г.
Учитель Агешина Л.Н.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение», 2011 г.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: В.И.Коровин. Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2007 г. К данному варианту программы прилагается методическое пособие И. В. Золотарёвой, Т. И. Михайловой «Поурочные разработки по русской литературе XIX века». - Москва: Издательство «ВАКО», 2008 г.
Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 102 часа (из расчёта 3 урока в неделю).
В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения, но и формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. Особое внимание обращается на совершенствование речи учащихся.
Содержание дисциплины.
В 11-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне. Такое изучение сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При изучении произведений художественной литературы обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской литературе, на историю создания произведений, на литературные и фольклорные истоки художественных образов, на вопросы теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем). Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в 11-ом классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.
Виды контроля.
Промежуточный:
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
- выразительное чтение текста художественного произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.);
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций;
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защита проектов.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 11-ого класса.
К концу учебного года десятиклассники должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Литература
-
Аркин И. И. Уроки литературы в 11 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2002.
-
Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. Литература: 11 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2009
-
Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 1-ое полугодие. - М.: Вако, 2003.
-
Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 2-ое полугодие. - М.: Вако, 2003.
-
Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.
-
Кучина Т. Г., Леденёв А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс: Методическое пособие, - М.: Дрофа, 2001.
-
Лебедев Ю. В., Кузнецова М. Б. Литература: 11 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
-
Лебедев Ю. В., Романова А. Н. Литература: 11 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2009
-
Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
Календарно-тематическое планирование
по литературе (11 класс)
№
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Домашнее
задание
Введение.
2
1.
Историко-культурная ситуация в России на рубеже веков ( XIX- XX)
1
Подготовиться к пересказу лекцию учителя.
2.
Русская литература на рубеже веков
1
Подготовить к пересказу лекцию учителя. Прочитать рассказ И.А.Бунина «Антоновские яблоки»
И. А. Бунин
5
3.
Общая характеристика творчества И. А. Бунина. «Чудная власть прошлого в рассказе «Антоновские яблоки».
1
Прочитать рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
4.
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
1
Прочитать рассказы И.А.Бунина «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Солнечный удар»
5.
Тема любви в творчестве И.А.Бунина
1
Прочитать подборку стихов И.А.Бунина, выявить особенности поэзии И.А.Бунина
6.
Поэзия И.А.Бунина
1
Выучить наизусть стихотворение И.А.Бунина «Листопад», подготовиться к контрольной работе по творчеству И.А. Бунина
7.
Контрольная работа по творчеству И.А.Бунина
1
Сообщение о жизни и творчестве А.И.Куприна
А.И.Куприн
3
8.
Жизнь и творчество А.И.Куприна
1
Прочитать рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
9.
Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
1
Подготовка к сочинению по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
10.
Сочинение по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
1
Прочитать рассказы А.Т.Аверченко «Виктор Поликарпович», «Поэт», «Русалка»
А.Т.Аверченко
1
11.
Традиции русской сатиры в прозе А.Т.Аверченко
1
Повторить лекцию «Русская литература на рубеже веков»
Поэзия Серебряного века
10
12.
Символизм
1
Выучить лекцию
13.
Поэзия В.Я.Брюсова
1
Анализ стихотворения В.Я.Брюсова
14.
Поэзия К.Д.Бальмонта
1
Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта
15.
Поэзия А.Белого
1
Анализ стихотворения А.Белого
16.
Акмеизм
1
Выучить лекцию
17.
Поэзия Н.С.Гумилева
1
Анализ стихотворения Н.С.Гумилева
18.
Ранняя лирика А.А.Ахматовой
1
Анализ стихотворения А.А.Ахматовой
19.
Футуризм
1
Выучить лекцию
20
Эгофутуризм И.Северянина
1
Подготовиться к контрольной работе
21.
Контрольная работа по теме «Серебряный век русской поэзии»
1
Сообщение о жизни и творчестве М.Горького
М.Горький
6
22.
Жизнь и творчество М.Горького
1
Прочитать романтические рассказы М.Горького
23.
Композиция романтических рассказов М. Горького
1
Прочитать пьесу М.Горького «На дне»
24.
Пьеса М.Горького «На дне»
1
Выявить роль Луки в пьесе, выписать его высказывания
25.
Роль Луки в пьесе М.Горького «На дне»
1
Выявить, как решается вопрос о правде, выписать высказывания
26.
Вопрос о правде в пьесе М.Горького «На дне»
1
Подготовиться к сочинению
27.
Сочинение по пьесе М.Горького «На дне»
1
Сообщение о жизни и творчестве А.А.Блока
А.А.Блок
5
28.
Романтический мир раннего Блока
1
Выучить лекцию
29.
Тема Родины в творчестве А.А.Блока
1
Подготовиться к анализу стихотворения А.А.Блока «Незнакомка»
30.
Анализ стихотворения А.А.Блока «Незнакомка»
1
Прочитать поэму А.А.Блока «Двенадцать»
31.
Поэма А.А.Блока «Двенадцать»
1
Подготовиться к контрольной работе
32.
Контрольная работа по творчеству А.А.Блока
1
Сообщение о жизни и творчестве новокрестьянских поэтов
С.А.Есенин
7
33.
Новокрестьянские поэты
1
Сообщение о жизни и творчестве С.А.Есенине
34.
Жизнь и творчество С.А.Есенина
1
Анализ стихотворения С.А.Есенина
35.
Тема Родины в творчестве С.А.Есенина
1
Анализ стихотворения С.А.Есенина
36.
Любовная лирика С.А.Есенина
1
Анализ стихотворения С.А.Есенина
37.
Природа и человек в лирике С.А.Есенина
1
Прочитать поэму С.А.Есенина «Анна Снегина»
38.
Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина»
1
Подготовиться к контрольной работе
39.
Контрольная работа по творчеству С.А.Есенина
1
Сообщение о жизни и творчестве в.В.Маяковского
В.В.Маяковский
3
40.
Жизнь и творчество В.В.Маяковского
1
Выучить наизусть стихотворение Маяковского
41.
Тема революции в творчестве В.В.Маяковского
1
Выучить наизусть стихотворение Маяковского
42.
Тема любви в творчестве В.В.Маяковского
1
Прочитать роман Е.И. Замятина «Мы»
Е.И.Замятин
1
43.
Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы»
1
Прочитать повесть А.П. Платонова «Котлован»
А.П.Платонов
1
44.
Характерные черты времени в повести А.П.Платонова «Котлован»
1
Чтение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
М.А.Булгаков
5
45.
Жизнь и творчество М.А.Булгакова
1
Выучить лекцию
46.
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1
Чтение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
47.
Три мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1
Чтение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
48.
Темы и образы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1
Подготовиться к сочинению по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
49.
Сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1
Написать сочинение
А.А.Ахматова
2
50.
Поздняя лирика А.А.Ахматовой
1
Прочитать поэму А.А.Ахматовой «Реквием»
51.
Тема скорби и народного страдания в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»
1
Приготовить сообщение «Особенности лирики М.И.Цветаевой»
М.И.Цветаева
4
52.
Поэтический мир М.И.Цветаевой
1
Анализ стихотворения М.И.Цветаевой
53.
Тема Родины в лирике М.И.Цветаевой
1
Выучить наизусть стихотворения М.И.Цветаевой
54.
Тема любви и свободы в лирике М.И.Цветаевой
1
Подготовиться к контрольной работе
55.
Контрольная работа по творчеству А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой
1
Сообщение о жизни и творчестве Н.А.Заболоцкого
Н.А.Заболоцкий
1
56.
Жизнь и творчество Н.А.Заболоцкого
1
Наизусть стихотворение Н.А.Заболоцкого
М.А.Шолохов
6
57.
Жизнь и творчество М.А.Шолохова
1
Чтение романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
58.
Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»
1
Чтение романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
59.
Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»
1
Чтение романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
60.
Этапы жизненного пути Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»
1
Чтение романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
61.
Женские образы в романе «Тихий дон»
1
Подготовиться к контрольной работе
62.
Контрольная работа по творчеству М.А.Шолохова
1
Чтение военной прозы
Литература Великой Отечественной войны
5
63.
Проза Великой Отечественной войны
Выучить лекцию
64.
Лирика Великой Отечественной войны
Выучить лекцию
65
«Лейтенантская проза»
1
Прочитать повесть В.Л. Кондратьева «Сашка»
66.
Повесть В.Л.Кондратьева «Сашка»
1
Прочитать повесть В.В. Быкова «Сотников»
67.
Повесть В.В.Быкова «Сотников»
1
Сообщение о жизни и творчестве А.Т. Твардовского
А.Т.Твардовский
3
68.
Жизнь и творчество А.Т.Твардовского
1
Анализ стихотворения А.Т. Твардовского
69.
Лирика А.Т.Твардовского
1
Выучить наизусть стихотворение А.Т. Твардовского
Б.Л.Пастернак
3
71.
Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака
1
Чтение романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
72.
Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»
1
Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака
73.
Лирика Б.Л. Пастернака
1
Выучить наизусть стихотворение Б.Л. Пастернака
Литература «Оттепели»
2
74.
Литература периода «Оттепели»
1
Прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека»
75.
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека»
1
Прочитать рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
А.И. Солженицын
4
76.
Жизнь и творчество А.И. Солженицына
1
Выучить лекцию
77.
Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
1
Прочитать рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
78.
Анализ рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
1
Сообщение на тему «Судьба писателей в годы сталинского режима»
79.
Судьба писателей в годы сталинского режима
1
Чтение рассказов В.М. Шукшина
В.М. Шукшин
2
80.
Жизнь и творчество В.М. Шукшина
1
Чтение рассказов В.М. Шукшина
81.
Анализ рассказов В.М. Шукшина «Чудик», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам»
1
Чтение произведения В.П. Астафьева «Царь-рыба»
В.П. Астафьев
2
82.
Жизнь и творчество В.П. Астафьева
1
Выучить лекцию
83.
Взаимоотношение человека и природы в произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба»
1
Чтение повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
В.Г. Распутин
3
84.
Жизнь и творчество В.Г. Распутина
1
Выучить лекцию
85.
Повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
1
Сообщение на тему «Образы и символы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
86.
Образы и символы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
1
Домашнее сочинение «Образ дома в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Поэзия периода «оттепели»
5
87.
Жизнь и творчество А.А. Вознесенского
1
Выучить наизусть стихотворение А.А. Вознесенского
88.
Жизнь и творчество Е.А. Евтушенко
1
Выучить наизусть стихотворение Е.А. Евтушенко
89.
«Тихая лирика» Н.М. Рубцова
1
Выучить наизусть стихотворение Н.М. Рубцова
90.
Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Арбатский мир Б.Окуджавы
1
Подготовка к контрольной работе
91.
Контрольная работа по теме «Литература периода «оттепели»
1
Сообщение «Обзор современной прозы»
Современная литература
4
92.
Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия.
1
Выучить лекцию
93.
Литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература
1
Читать повесть Ю. В.Трифонова «Обмен»
94.
«Городская» проза в современной литературе.
Повесть Ю. В.Трифонова «Обмен»
1
Читать повесть Ю. В.Трифонова «Обмен»
95.
Ю. В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»
1
Читать повесть Э. М. Хемингуэя «Старик и море»
Зарубежная литература
7
96.
Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».
1
Читать повесть Э. М. Хемингуэя «Старик и море»
97.
Духовно-нравственные проблемы повести Э. М. Хемингуэя «Старик и море»
1
Сообщение «Э. М. Ремарк. Жизнь и творчество»
98.
Э. М. Ремарк. Жизнь и творчество.
1
Читать произведение Э. М. Ремарка «Три товарища»
99.
Э. М. Ремарк. «Три товарища» Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя
1
Подготовить сообщение о Д. Б. Шоу.
100
Д. Б. Шоу. Слово о писателе. Власть социальных предрассудков над сознанием людей.
1
Подготовить сообщение об Т. Элиоте.
101
Т. С. Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры.
1
Подготовить сообщение о Лорке.
102
Ф. Г. Лорка. Слово о поэте. Стихи. Своеобразие фольклоризма.
1
Подготовка к контрольному тестированию
Итоговые уроки
3
103.
Контрольное тестирование
1
104.
Контрольное тестирование
1
105.
Анализ контрольного тестирования
1