- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка Винительный падеж
Конспект урока русского языка Винительный падеж
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лялина К.В. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
по теме: «Винительный падеж»
в 5 классе
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
МБОУ «Червоновская СОШДС»
Лялина Карина Владимировна
Тема урока: Винительный падеж имён существительных.
Цели:
-создать условия для формирования понятия о В.п имён существительных;
- умения распознавать существительные в В.п.
-способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, аргументировать выказывания, делать выводы, видеть проблему и искать пути её решения.
-содействовать воспитанию коммуникативных навыков через совместную деятельность.
Ход урока
1.Организационный момент
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
И удача пусть ждет вас.
За работу, в добрый час!
2. Актуализация знаний.
-С какой темой работаем? Какие знаем падежи?
1. Найди для каждого падежа его составные (слова помощники, вопросы, предлоги, окончания, роль в предложении)
Им.п.
Р.п.
Д.п
Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему?
подлежащее второстепенный член это нет дарю
-ы, -и, -а, -я -а, -я, - □, - о, -е -е, -и, -у, -ю
к, по у, от, до, из, с, без, около
2.Загадка
Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
Подскажите время года. (Зима)
Сегодня все наши задания будут связаны с зимним временем года.
Просклоняйте слово «зима» по изученным падежам.
3. Сколько падежей в русском языке? Какой следующий? (В.п.)
- Что уже знаете о В.п.? (Кого? Что? вижу, роль в предложении-существительные во всех падежах, кроме Им.п., в предложении - второстепенные члены.).
- Что ещё нужно узнать? (предлоги, окончания).
3.Сообщение темы и цели урока.
Узнать предлоги, окончания, научиться распознавать, склонять существительные в Винительном падеже.
-
Определение предлогов и окончаний В.п.
Загадка. С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые... (Снежинки)
- Прочитайте, связаны ли слова по смыслу? Что нужно сделать, чтобы установить связь? (изменить окончания и добавить предлоги).
Составьте с\с в В.п.
- Посмотрите на образец. Что ещё нужно сделать в этом задании? (задать вопросы и определить род и окончание).
упала на ( ) ладошку
попала за ( ) воротник_ , под ( ) одежду
видеть через ( ) стекло
лепить ( ) снеговика
попал в ( ) Диму
Работа в группах. Проверка.
Летела, летела снежинка и упала … на (что?) ладошку.(вопрос, падеж, предлог, род, окончание)
Попали снежинки Саше … за воротник и …под одежду.
Если посмотреть в окно, то можно видеть …через стекло
как дети лепят … снеговика. А Коля сделал снежок, кинул его и попал … в Диму.
- Какие предлоги используются в В.п.?( может быть без предлога)
- Какие окончания в В.п. у существительных ж.р., м.р., ср.р.?
-
Работа с правилом. Чтение, сравнение с найденной информацией. Дополнение.
4.Физминутка.
Дождь
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. бег
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. хлопки руками на каждое слово
Кап-кап, кап-кап. свободные движения пальчиками
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. соединить руки над головой
3.Распознавание слов в В.п. в тексте.
Загадка. С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Эта птица называется… (Синица).
Искала синичка место для гнезда.
Заглянула в почтовый ящик. Понравилось.
Принесла синичка мох.
Прочитайте текст. Найдите слова в В.п. Работа в группах. Выброс. Проверка. (подписать падеж)
-
Сравнение Им.п. и В.п.
- На какие вопросы отвечает В.п.?
- А где мы (в каких падежах) уже встречались с такими вопросами?
- Сравните Им.п. и В.п. (по таблице)
- При их различении, когда можно встретить проблему? (одинаковый вопрос, когда нет предлога, одинаковые окончания)
- А когда легко? (когда есть предлог и окончания -у, -ю)
Загадка. Он пришел нежданно,
Удивил нас всех,
Для ребят желанный
Белый-белый ... (Снег)
- Задайте вопрос к слову снег. Форма слова одинаковая, вопрос одинаковый, а падеж?
- Определите, где существительное снег стоит в Им.п., а где в В.п. Работа в группах.
выпал снег
упал на снег
люблю снег
- В каком с\с было легко? (с предлогом). Выброс. Проверка.
-
Сравнение Р.п. и В.п.
Загадка. Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку - (Снегиря.)
увидел снегиря
хвостик снегиря
рассказ про снегиря
- В чём сложность? Сравните окончания. - Как определить? (по предлогу, вопросам).
5.Обобщение.
Какие зимние слова встретились сегодня на уроке? Сравните отгадки загадок. Что заметили? (однокоренные слова снег, снежинка, снегирь) - Какое из этих слов проверочное?
- Как определить падеж?-
6.Тест.
1. Существительные в В.п. отвечают на вопросы ______________________________
2. У существительного в В. п.
-
нет предлогов
-
предлоги в, во, на, за, про
-
предлоги у, от, до, из, около
3. В предложении существительное в В.п. является
-
сказуемым
-
подлежащим
-
второстепенным членом
-
Определи падеж слова мороз. Ночью ударил мороз. Я люблю сильный мороз.
7.Итог.
- Чему учились?
- Когда вам пригодятся эти навыки?
8.Домашнее задание.