Цель: Научить отличать числительные от других частей речи по их общему грамматическому значению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: Научить отличать числительные от других частей речи по их общему грамматическому значению.
Задачи: Дать понятие «числительное», «количественные» и «порядковые числительные». Ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении). Выработать умение находить в тексте и устной речи имена числительные, правильно записывать их. Различать «количественные» и «порядковые числительные».Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувство коллективного сопереживания и сотрудничества, добросовестность, ответственность в работе.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы: индивидуальные карточки к уроку, учебник, иллюстрация совы, шкатулка с заданиями, смайлики.
Результаты обучения:
Умеет:
- отличать числительные от других частей речи по их общему грамматическому значению;
- различать «количественные» и «порядковые числительные»;
-самостоятельно выполнять задание, используя свои навыки, применяя ранее усвоенные знания.
- оценивать свою работу и работу одноклассников.
Ход урока.
I. Стадия вызова.
1) Организационный моментт.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
А девиз у нас какой? Все, что надо, под рукой!
Быть должны у нас в порядке - книжки, ручки и тетрадки!
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мудрый лес к тетушке Сове.
Открываем тетради, записываем дату.
Каллиграфическая минутка.
На доске запись:еееееееееее
- В чем особенность написания? (плавность, округлость, пластичность)
- Из какого элемента состоит? (полуовал)
Запись на доске: Свой ум- царь в голове.
- Как понимаете смысл пословицы?
- Кто такой царь?
Учитель поясняет значение пословицы.
Вот так и у человека: каждый должен надеяться на свой ум, свои знания.
Спишите пословицу, соблюдая наклон, правильное соединение.
Эти слова будут девизом нашего урока.
У тетушки Совы всегда много интересных, поучительных заданий. Как вы думаете, мы справимся? Почему?
Какие знания нам в этом помогут?
1 задание. Прочитать стих-е
Существительное- школа, просыпается - глагол.
С прилагательным веселый новый школьный день пришел
-Какие части речи услышали в стихотворении?
-Назовите их. Задайте вопрос к каждому слову.
У каждой части речи свои определенные функции.
2 задание.
Дать характеристику частям речи.
3 ученика выходят к доске, берут карточки
Имя сущ Имя прилаг Глагол
Ученики если согласны - хлопают ,если нет - топают
3 задание
Распределите части речи
Прочтите, пожалуйста, какие слова вы отнесли к имени существительному.
Докажите, что эти слова являются существительными.
Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Прочтите, какие слова вы отнесли к имени прилагательному, глаголу
Какие же слова у нас остались?
Учащиеся читают слова: четвертый, пять
Итак. Вот она - проблема № 1. Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?
Ответы детей: определить часть речи.
Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи.
Давайте подумаем, что называют эти слова? Ответы детей: порядок при счете или количество предметов
Как мы можем назвать такую часть речи ? Ответы детей: числовик, численник, числительное.
Очень хорошие названия, точные. В русском языке эта часть речи называется имя числительное.

Итак, мы с вами добыли новое знание. Какую цель перед собой поставим? Чему должны научиться?
Это знание о новой части речи. Кто попробует сформулировать это новое знание?

II.Стадия Осмысления
4)Восприятие и первичное осознание нового материала.
Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. При каких обстоятельствах вы встречаетесь с числительными?
Затруднения устраняются при помощи наводящих вопросов:
- В какой школе вы учитесь? Сколько уроков у вас сегодня? За которой партой вы сидите?
- А на каких уроках вы встречаетесь с числительными?
- В среднем растения поглощают до 55% энергии солнечных лучей.
- Скольких метров достигает цунами у берега? (10 - 50 )
- А на литературе вы встречаетесь с числительными? (год рождения автора, сколько заданий царевны выполняют женихи и т. д.)
Имя числительное самостоятельная часть речи, обладающая, как и другие части речи своими грамматическими признаками.
4 задание
- Приведите примеры числительных, ответив на вопросы.
- Сколько тебе лет?
- В каком классе ты учишься?
- Сколько учеников в нашем классе?
- На каком этаже находится наш класс?
- Поставим вопросы к числительным.
- Все ли вопросы одинаковы?
(Нет)
Правильно.
Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? - это количественные числительные.
Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы который? какой? какая? какое? какие? - порядковые числительные.
Кто попробует вывести правило? Что же такое имя числительное?
Проверка правила по учебнику. Стр 87.
Работа по учебнику.
5 задание
Упражнение 269
- Как называют числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? и обозначают число или количество предметов?
- Как называют числительные, которые отвечают на вопросы КОТОРЫЙ? КАКОЙ? И обозначают порядок предметов при счёте?

Количественные Порядковые
Пять
Три
тройка
Десять
Десяток
Какие слова не записали? (тройной, пятерка,тройка)
Как вы думаете, почему? Какой вопрос задавали? Определите часть речи.
-К какой части речи относится данное слово? (имя прилаг)
Учитель поясняет, что нельзя поставить вопрос какой по счету?, значит это имя прилагательное, которое обозначает признак предмета.и.т.д
Пятый
Третий
Десятый
ФИЗМИНУТКА
- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные - встаёте, если порядковые - садитесь.
25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья.
Скажите, ребята, а слова двойка, удвоить, семиэтажный - тоже числительные?
Это слова других частей речи, то есть существительное, прилагательное, глагол с числовым значением.
5)Обобщение и систематизация знаний.
- Ребята, а вы знаете, что числительные могут прятаться внутри слов?
6 задание
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
- Расшифруйте текст. Дома вместо выполнения упражнения можете попробовать написать подобный рассказ или составить несколько предложений.
Итак, что вы узнали об имени числительном сегодня?
7 задание
Предлагаю составить кластер
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Обозначает порядок предметов при счете
Бывают количественные Бывают порядковые
Это часть речи Отвечает на вопрос сколько?который?
III. Рефлексия
6)8 задание
Инструктаж д/з.
- Чтобы прочными были ваши знания, даю вам домашнее задание.
У вас сегодня будет необычное домашнее задание. Надо к следующему уроку записать на листочек как можно больше литературных произведений с числительными в названии (С. Маршак «Двенадцать месяцев» , русская народная сказка «Волк и семеро козлят» и т п)
Сколько заданий выполнили? К какой части речи относится слово восемь? Задайте вопрос.

© 2010-2022