- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка урока по теме «Семья»
Методическая разработка урока по теме «Семья»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дугина И.Р. |
Дата | 25.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Камышки
Александрово-Гайского района Саратовской области
Разработка урока на тему
«Семья»
Автор : Тарабрина Елена
Владимировна
Учитель ОРКиСЭ,
I квалификационная
категория,
Учебник «Основы мировых
и религиозных культур»
Авторы : А.Л.Беглов,
Е.В.Саплина , 2011 г.
2014 год
Цель урока: сформировать у учащихся представление о семье, показать ценность семьи для каждого человека.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные:развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек зрения, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, вести диалог, соблюдать правила общения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- познакомить с составляющими понятия «семья», дать определение, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся.
Ход урока:
-
Организационный момент ,мотивация к учебной деятельности.
«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить» (Слайд 2)
- Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.
-
Актуализация опорных знаний.
-Начнём наш урок с отгадывания загадок.
Загадать загадки. (Слайд 3)
- Кто на свете для ребёнка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях? (бабушка)
- Кто в очках сидит с газетой,
Всё читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает?
А политиков ругает? (дедушка)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (папа)
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)
Любят маму, любят папу,
Любят бабушку и деда.
Говорят про всё на свете.
Кто же это? Это… (дети)
- Каким одним словом можно объединить всех, о ком говорится в загадке? (Семья)
-
Постановка учебной задачи(определение темы ,цели урока) .
- Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить?
В слове семья много поучительных загадок и открытий.
- Почему слово семья состоит из 7 - Я?
- Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.
-А кто знает откуда появилось слово семья ?
- Прочитать стихотворение «Как появилось слово «семья?» (чтение стихотворения учащимся).
Как появилось слово «семья»?
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
- Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья. (Слайд 4)
-Но есть ещё одна тайна у этого слова.
- От какого слова оно происходит? (от слова «семя»)
- Как вы думаете, почему?
Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Ребята, значит у семьи давние корни.Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии «семья», узнаем ,что значит семья в различных религиях , назовём ценности семьи.(Слайд 5)
Итак, тема нашего урока: « Семья».
(записать в тетрадях тему урока)
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья ,запишите ваши ассоциации связанные с этим словом (после работы каждый ученик зачитывает свои записи).
-А сейчас я предлагаю обратиться к словарям которые лежат у вас на партах и найти в них ,что значит это слово. (работа в парах)
Предложить обратиться к толковому словарю Ожегова. (Семья - группа живущих вместе близких родственников.Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья - это связь поколений. (Слайд 6).
(записать в тетрадь определение из словаря)
- А как же относятся к семье традиционные религии России?
Осмысление прочитанного (работа с учебником).
- Каждая религия в понятие «брак» (создание семьи) вкладывает особое значение. Попробуйте, прочитав статью, выделить эти значения и записать их. (Как вариант - сделать пометки на полях учебника).
Взаимопроверка.
(Христианский брак - школа любви, иудаизм - одна из главнейших заповедей, ислам - обязанность, буддизм - ответственность).
5.Закрепление изученного материала.
-Какой религии не была бы семья ,она имеет одни и те же ценности.
У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, заботу. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.
. У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Есть очень много русских народных пословиц и поговорок о семье из них мы можем узнать о некоторых ценностях семьи. Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Что это? Пословицы так просто свою мудрость открывать нам не хотят.
Собираем пословицу (работа в парах).
Держится, а, семьей, корнями, человек, дерево. ( Дерево держится корнями, а человек семьей.)
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что и клад,когда в семье лад.
Не будет добра,коли в семье вражда.
О чем все эти пословицы? В семье должен быть мир и согласие, поддержка.
6.Физкультминутка.(Слайд 7)
7.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности (работа в группе).
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает?
Сейчас я вам предлагаю проанализировать всё о чём вы сегодня узнали, что вы вкладываете в понятие семья. Заниматься этим вы будете в группах. И я вам предложу два вида работы. Вы, разделив обязанности, должны будете выполнить оба задания. И не просто выполнить, а еще и представить свои творения.
Вам нужно будет создать плакат, иллюстрирующий ваше представление о том, что такое семья, о взаимоотношениях в семье ,о ценностях семьи. В создании плаката вам помогут картинки, которые вы найдете в конверте, фломастеры, клей. Это первое задание.(Слайд8)
Задание второе - синквейн на тему «Семья». Если вы забыли как составляется синквейн, то в конверте есть схема составления синквейна .
Предложить составить синквейн со словом семья
Название темы____________________________(одно существительное)
Описание____________________________________(два прилагательных)
Действия ___________________________________________(три глагола)
Моё отношение__________________________________________(фраза)
Чувство ________________________________________________(слово)
Пример синквейна(слайд 14).
Семья.
Дружная. Большая.
Радуется. Живёт. Богатеет.
Вся семья вместе - так и душа на месте.
Это семь «Я».
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Показать детям чудесный мешочек, предложить отгадать на ощупь, что находится внутри ( вынимает метёлку).
- Ребята, давайте попробуем сломать метёлку целиком. Почему это трудно сделать? (ответы детей)
- А теперь сломаем прутики по одному.
Почему они легко ломаются? (ответы детей) Так и в нашей семье. Все вместе мы сильные, нам все по плечу, а если мы по одному, нас легко сломать, как эти прутики, обидеть.
Не зря говорят: "Семья - это сила", "Дружная семья и гору сдвинет".(Слайд 9)
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте.
Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи!
Учитель раздаёт детям ромашки- символ семьи и аккуратно вкладывает их в руки детям .Если вам на уроке было интересно ,узнали много нового и взяли что то для себя на будущее ,заберите ромашку с собой ,а если вам было не интересно подарите её мне.
6.Информация о домашнем задание.
-Подумайте дома почему сегодня я подарила вам именно ромашки ?
Используемая литература и Интернет-ресурсы.
-
Основы мировых религиозных культур 4-5 классы: учебное пособие для образовательных учреждений./ А. Л. Беглов, Е.В.Саплина. - М: Просвещение. 2011.
-
pedsovet.su/load/183-1-0-9886
-
2berega.spb.ru/user/darina81/file/2612501/
-
img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/74/865/74865921_large_cf6b768ffef2.jpg
-
cs407318.userapi.com/v407318357/a9a8/mblSVdGkWj8.jpg-картинка с изображением солнца и на его фоне семья
-
do.znate.ru/pars_docs/refs/25/24311/24311_html_399b178d.jpg-фото семьи
-
familyandbaby.ucoz.ru/_nw/0/62869495.jpg картинка деда и бабы
-
ok.ya1.ru/uploads/posts/2008-07/1215229549_25_06_2008_0967860001214409650_happy_fatherss_day.jpg-картинка папы
-
open.az/uploads/posts/2009-11/1257176135_7.jpg картинка мамы
-
lol54.ru/uploads/posts/2008-03/1205093791_kind-8.jpg картинка дети
-
nachschool24.ucoz.ru/a79d10a01eea.gif картинка солнышка