Методическая разработка урока по теме «Семья»

Проблемная ситуация на уроке создаётся в процессе работы. У детей формируются многие из образовательных компетенций: предметных, метапредметных и личностных.. Ученик должен  самостоятельно определить тему урока, его основную цель, анализировать содержание текста, грамотно и доказательно представить свою точку зрения, слушать собеседника. вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, приобретая универсальные учебные действия.На уроке применяются различные методы обучения,  используютс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Камышки

Александрово-Гайского района Саратовской области










Разработка урока на тему

«Семья»

Автор : Тарабрина Елена

Владимировна

Учитель ОРКиСЭ,

I квалификационная

категория,

[email protected]

Учебник «Основы мировых

и религиозных культур»

Авторы : А.Л.Беглов,

Е.В.Саплина , 2011 г.








2014 год

Цель урока: сформировать у учащихся представление о семье, показать ценность семьи для каждого человека.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные:развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек зрения, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, вести диалог, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- познакомить с составляющими понятия «семья», дать определение, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент ,мотивация к учебной деятельности.

«На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить» (Слайд 2)

- Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.


  1. Актуализация опорных знаний.

-Начнём наш урок с отгадывания загадок.

Загадать загадки. (Слайд 3)

- Кто на свете для ребёнка

Всех мудрее и добрее?

Руки чьи всегда в работе?

Седина в чьих волосах?

Кто, забыв дела, заботы,

Приходила к нам на днях? (бабушка)

- Кто в очках сидит с газетой,

Всё читает: то и это?

Кто в субботу спозаранку

Уезжает на рыбалку?

Домино кто обожает?

А политиков ругает? (дедушка)

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, … (папа)

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз? (мама)

Любят маму, любят папу,

Любят бабушку и деда.

Говорят про всё на свете.

Кто же это? Это… (дети)

- Каким одним словом можно объединить всех, о ком говорится в загадке? (Семья)


  1. Постановка учебной задачи(определение темы ,цели урока) .

- Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить?

В слове семья много поучительных загадок и открытий.

- Почему слово семья состоит из 7 - Я?

- Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.

-А кто знает откуда появилось слово семья ?

- Прочитать стихотворение «Как появилось слово «семья?» (чтение стихотворения учащимся).

Как появилось слово «семья»?

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

- Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья. (Слайд 4)

-Но есть ещё одна тайна у этого слова.

- От какого слова оно происходит? (от слова «семя»)

- Как вы думаете, почему?

Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Ребята, значит у семьи давние корни.Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии «семья», узнаем ,что значит семья в различных религиях , назовём ценности семьи.(Слайд 5)

Итак, тема нашего урока: « Семья».

(записать в тетрадях тему урока)

4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья ,запишите ваши ассоциации связанные с этим словом (после работы каждый ученик зачитывает свои записи).

-А сейчас я предлагаю обратиться к словарям которые лежат у вас на партах и найти в них ,что значит это слово. (работа в парах)

Предложить обратиться к толковому словарю Ожегова. (Семья - группа живущих вместе близких родственников.Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья - это связь поколений. (Слайд 6).

(записать в тетрадь определение из словаря)

- А как же относятся к семье традиционные религии России?

Осмысление прочитанного (работа с учебником).

- Каждая религия в понятие «брак» (создание семьи) вкладывает особое значение. Попробуйте, прочитав статью, выделить эти значения и записать их. (Как вариант - сделать пометки на полях учебника).

Взаимопроверка.

(Христианский брак - школа любви, иудаизм - одна из главнейших заповедей, ислам - обязанность, буддизм - ответственность).

5.Закрепление изученного материала.

-Какой религии не была бы семья ,она имеет одни и те же ценности.

У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, заботу. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.

. У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Есть очень много русских народных пословиц и поговорок о семье из них мы можем узнать о некоторых ценностях семьи. Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Что это? Пословицы так просто свою мудрость открывать нам не хотят.

Собираем пословицу (работа в парах).

Держится, а, семьей, корнями, человек, дерево. ( Дерево держится корнями, а человек семьей.)

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад,когда в семье лад.

Не будет добра,коли в семье вражда.

О чем все эти пословицы? В семье должен быть мир и согласие, поддержка.

6.Физкультминутка.(Слайд 7)

7.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности (работа в группе).

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает?

Сейчас я вам предлагаю проанализировать всё о чём вы сегодня узнали, что вы вкладываете в понятие семья. Заниматься этим вы будете в группах. И я вам предложу два вида работы. Вы, разделив обязанности, должны будете выполнить оба задания. И не просто выполнить, а еще и представить свои творения.

Вам нужно будет создать плакат, иллюстрирующий ваше представление о том, что такое семья, о взаимоотношениях в семье ,о ценностях семьи. В создании плаката вам помогут картинки, которые вы найдете в конверте, фломастеры, клей. Это первое задание.(Слайд8)

Задание второе - синквейн на тему «Семья». Если вы забыли как составляется синквейн, то в конверте есть схема составления синквейна .

Предложить составить синквейн со словом семья

Название темы____________________________(одно существительное)

Описание____________________________________(два прилагательных)

Действия ___________________________________________(три глагола)

Моё отношение__________________________________________(фраза)

Чувство ________________________________________________(слово)

Пример синквейна(слайд 14).

Семья.

Дружная. Большая.

Радуется. Живёт. Богатеет.

Вся семья вместе - так и душа на месте.

Это семь «Я».

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Показать детям чудесный мешочек, предложить отгадать на ощупь, что находится внутри ( вынимает метёлку).

- Ребята, давайте попробуем сломать метёлку целиком. Почему это трудно сделать? (ответы детей)

- А теперь сломаем прутики по одному.

Почему они легко ломаются? (ответы детей) Так и в нашей семье. Все вместе мы сильные, нам все по плечу, а если мы по одному, нас легко сломать, как эти прутики, обидеть.

Не зря говорят: "Семья - это сила", "Дружная семья и гору сдвинет".(Слайд 9)

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи!

Учитель раздаёт детям ромашки- символ семьи и аккуратно вкладывает их в руки детям .Если вам на уроке было интересно ,узнали много нового и взяли что то для себя на будущее ,заберите ромашку с собой ,а если вам было не интересно подарите её мне.

6.Информация о домашнем задание.

-Подумайте дома почему сегодня я подарила вам именно ромашки ?



Используемая литература и Интернет-ресурсы.

  1. Основы мировых религиозных культур 4-5 классы: учебное пособие для образовательных учреждений./ А. Л. Беглов, Е.В.Саплина. - М: Просвещение. 2011.

  2. pedsovet.su/load/183-1-0-9886

  3. 2berega.spb.ru/user/darina81/file/2612501/

  4. img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/74/865/74865921_large_cf6b768ffef2.jpg

  5. cs407318.userapi.com/v407318357/a9a8/mblSVdGkWj8.jpg-картинка с изображением солнца и на его фоне семья

  6. do.znate.ru/pars_docs/refs/25/24311/24311_html_399b178d.jpg-фото семьи

  7. familyandbaby.ucoz.ru/_nw/0/62869495.jpg картинка деда и бабы

  8. ok.ya1.ru/uploads/posts/2008-07/1215229549_25_06_2008_0967860001214409650_happy_fatherss_day.jpg-картинка папы

  9. open.az/uploads/posts/2009-11/1257176135_7.jpg картинка мамы

  10. lol54.ru/uploads/posts/2008-03/1205093791_kind-8.jpg картинка дети

  11. nachschool24.ucoz.ru/a79d10a01eea.gif картинка солнышка


© 2010-2022