Конспект урока по русскому языку на тему Антонимы (5 класс)

Конспект урока русского языка по УМК под редакцией А.Ю. Купаловой на тему «Антонимы» ФГОС ООО. Урок получения новых знаний. Формируются следующие метапредметные цели: - умения самостоятельно определять цели обучения, пути достижения, овладеть основами самоконтроля, самооценки; - умение строить логическое рассуждение или умозаключение и делать выводы; - умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально, в группах.  В начале уро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка по УМК под редакцией А.Ю. Купаловой на тему «Антонимы» ФГОС ООО

Учитель: Брянская Надежда Артаваздовна.

Цели урока:

1. Личностные:

Воспитание любви к Родине, русскому языку.

Формирование способностей к самостоятельному добыванию знаний, ответственного отношения к учёбе.

2. Метапредметные:

Формировать:

- умения самостоятельно определять цели обучения, пути достижения, овладеть основами самоконтроля, самооценки;

- умение строить логическое рассуждение или умозаключение и делать выводы;

- умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально, в группах.

3. Предметные.

Расширить и систематизировать знания о языке, познакомить с определением антонимов, их ролью в речи, тексте, предложении.

Формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, орфографического, лексического, синтаксического), владение орфоэпической нормой речевого этикета.

Обогащать словарный запас уч-ся.

Ход урока.

1. Приветствие, запись числа.

2. У нас в гостях Элька - жительница страны Алфавит. Она приготовила нам задания:

1. В каком слове все согласные звуки мягкие:

А) Щавель В) Лектор

Б) Возвращение Г) Чаша

2. Откройте словарь с. 251. Найдите слово, поставьте ударение. Произнесём хором, запомним. Скоро щавель вылезет из земли, и мама испечёт пироги. Составьте предложение, попросите маму это сделать. Как в речи употребите? Непривычно? Научите дома всех говорить правильно. Вот он - великий, могучий, богатый русский язык.

3. Найдите ряд слов, в котором пропущена гласная в корнях с чередованием:

- Б..калея, а..бажур, подск..чить.

-К..саться, р..сли, соб..рали .

-Тр..ва, гр..за, зд..ровье.

4. Синтаксический разбор предложения:

Я люблю свою Родину.

5. Словарная минутка с изученными словами. Чтение слов хором из словарика. Запишите туда слово Щавель.

6 Основной вопрос урока.

У нас в гостях веселые человечки. Подберите слова к картинкам. (грустный - весёлый, большой - маленький, улетел - прилетел). Кто знает, как называется такая группа слов? Запишите тему урока: Антонимы. Это слово латинское, анти - противоположный, онима - имя.

7.Открываем новые знания. Можем ли мы дать формулиДля чего, зачем нужны антонимы?» Это цель нашего урока. Проверим себя по учебнику - стр. 82. Прочтите. Для чего нужны антонимы? Они, как и синонимы, не могут существовать сами по себе, а только в антонимической паре. Откройте словари антонимов, посмотрите, как они располагаются в словарях. Антонимы называют словами - неприятелями. Зачем они нужны в тексте, литературе? ( Помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной).

8. Развиваем умения.

Подберите устно антонимы: Друг -, ночь - , утро - , хорошо - , добро- , белый - , сырой - ,зашёл - , мелкий -.

Работа по учебнику:

1. Упр. 746 -выпиши антонимы, объясни пословицы. (Слово говорено от говаривать). Какими частями речи могут быть?

2. Упр 747 по вариантам

3. Упр. 749 - повторение прямой речи. Какими членами предл. могут быть?

4. Упр. 751 -исправь лексические недочёты. (устно)

5. Упр. 750- синонимы и антонимы, правописание с не.

9. Проверь себя.

Каждая пара получает тест:

1. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением:

-синонимы

-антонимы

-омонимы

2. Найдите лишнее слово:

-большой

-маленький

-тяжёлый

3. слова близкий - короткий антонимы?

-да

-нет

4. Укажите антоним к слову утро:

-солнце

-ночь

-поздно

Вечер

5. Укажите антоним к слову поздно:

-вечер

-ночь

-рано

-луна

10. Домашнее задание: правило стр. 82-83, упр. 750(2),

Дополнительное задание: учебник литературы 5кл., Распутин «Век живи - век люби» - из 1 части выписать антонимы.


© 2010-2022