Методическая разработка Система уроков по роману «Преступление и наказание»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Система уроков по изучению творчества Ф.М. Достоевского

Учитель МБОУ МСШ

Новикова Надежда Ивановна

Пояснительная записка.

На изучение темы «Ф.М. Достоевский» в программе отведено 10 часов.

Уроки строятся с опорой на текстуальное изучение произведения, решают задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В разработке предложены уроки-исследования, уроки-анализы, семинары, беседы с элементами диспута. Предлагается широкий спектр различных видов деятельности учащихся: индивидуальные, групповые работы, работы в парах, работы исследовательского и научного характера (составление ОСК, сравнительные анализы критической литературы по заданной теме), написание сочинений различных типов.

Деятельность учащихся обеспечена ресурсами школьной библиотеки, Интернета, учебным материалом, предлагаемом индивидуально (см. приложения).

Все, что ищет русский народ, заключается

для него в Православии - в одном Православии

и правда и спасение народа русского.

Ф.М.Достоевский.

Урок №1

Тема урока: Ф.М. Достоевский. Особенности творчества.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Ф.М. Достоевский - самый знаменитый, самый издаваемый и читаемый в мире русский писатель. При жизни же Ф.М.Достоевский считался самым беспокойным, порывистым, изменчивым и страстным литератором. В нем ощущались огромная напряженность всех чувств и мыслей, буря страстей, борьба самых разных мнений и верований, взлеты и падения, сила веры и отрицания. Этого писателя нельзя читать спокойно, без душевного страдания и напряжения, его жестокий реализм захватывает и пугает. Все этот странный и гениальный человек перенес и выстрадал: ранний литературный успех, смертный приговор и вывод на плац для расстрела, каторгу, солдатчину, нищету, тяжелейший труд литературного поденщика, страшную «падучую» болезнь - эпилепсию, скитание без денег за границей, бешеные проигрыши в рулетку, журнальную борьбу, непонимание, ненависть и клевету, новый небывалый успех у читателя. Сам он был клубком страстей и порывов, таковы и его романы - нервные, стремительные, тревожные, полные неожиданных встреч и взволнованных разговоров-исповедей. И сегодня мы вновь перелистаем роман и попытаемся понять причины страстей и порывов и автора, и его героя.

Задание 1. Знатоки жизни Ф.М.Достоевского

1. Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:

а)1856-1904,б) 1821-1881,в) 1801-1861 г)1824-1886

2. К какому сословию принадлежал Ф.М. Достоевский?

а) дворянство, б) купечество, в) разночинцы.

3. В каком учебном заведении учился Достоевский?

А) Петербургский университет, б) Московский университет

В) Царскосельский лицей, г) Высшее военное инженерное училище

4. Причина ареста Достоевского?

А) членство в политическом кружке Петрашевского,

Б) публикация романа «Бедные люди»,

В) призыв к свержению самодержавия.

5. Сколько лет пробыл Достоевский на каторге? А) 5 лет, б) 7 лет, в) 10 лет.

6. В каком году был напечатан роман «Преступление и наказание»?

А) 1859, б) 1861, в) 1865, г)1865

7. Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание»?

А) 14 дней, б) 1 месяц, в) полгода.

Интерес к творчеству Достоевского возникает в кризисные эпохи. Открыли его по настоящему в начале века символисты.

Огромную роль Достоевский сыграл в 60-е годы 19 века.

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком». (Достоевский)

сама биография Достоевского полна тайн и загадок. Можно сказать, что Достоевский сам прошел через все, что потом испытают его герои (через бедность и униженность в бедности).

Юность Достоевского прошла в Петербурге в инженерном училище, которое располагалось в Михайловском замке, полном тайн. Отсюда, возможно, интерес и увлечение готическим романом.

Достоевский проходит и через увлечение социалистическими теориями. Входит в кружок Петрашевского. В 1849 году - арест, приговор к расстрелу, замена в последний момент 4 годами каторги + 4 года в Семипалатинске. В Петербург Достоевский вернулся только в 1859 году. Эти события жизни писателя стали причиной появления в его творчестве темы приговоренного к смерти.

На каторге Достоевский соприкасается с нижним слоем народной жизни и открывает бездны в человеке, зло в человеке. Это вводит в последствии в его творчество тему преступления. Она становится сквозной в творчестве Достоевского.

В литературу Достоевский приходит во второй половине 40-х годов 19 века. Время, когда Россия становится перед новыми путями. - Развитие капиталистических отношений, где утверждается право собственности.

Достоевский критически относится к дальнейшему прогрессу, сомневается, что он несет человеку действительно нечто ценное. Скорее, это разделение людей, одиночество человека в мире.

В чем же тогда спасение?

Толстой видел его в цельности дворянской культуры, в крестьянстве (60-е годы), а позднее в прощении, в сохранении вопреки цивилизации в человеке доброго.

Достоевский видит спасение в религиозном преображении.

Достоевский - мыслитель. Идеи играют решающую роль в творчестве Достоевского. Роман Достоевского это роман об идеях. Идеи живут органической жизнью. Достоевский показал власть идей над человеком. Идея, которая может взорвать мир. Идея может быть и разрушительна, и спасительна.

Интерес на западе к Достоевскому. Достоевский писатель мировой. Запад нашел у него свои проблемы. Достоевский выразил сущность русской души, ее основу: противоречие русского духа = его устремленность и к богу, и к дьяволу. Две бездны в романах Достоевского. Русский человек боится золотой середины, он всегда впадает в крайности. Все это имеет место быть, но вместе с тем это МИФ о русской душе и МИФ о России.

Герой Достоевского всегда в предельном состоянии, не в норме, а близок к безумию, на краю бездны. Поэтому в романах часты ситуации скандала. Для Достоевского важно не развитие, а взрыв. Человек в состоянии потрясения, и в этом состоянии и проявляются невероятные глубины в человеке.

Достоевского называют реалистом, но это не совсем точно. Сам себя Достоевский называл «фантастическим реалистом». Очень специфическая художественная реальность - мир между мирами: обыденным и метафизическим.

Романы Достоевского, их сюжет - это сюжет борьбы бога и дьявола за душу человека, а сердца людей - поле битвы бога и дьявола.

Поэтика романов Достоевского.

5 больших романов Достоевского можно рассматривать как единый текст, в котором существуют свои художественные законы. Романы сплетены между собой: проблемы, герои, мотивы переходят из романа в роман и развиваются. Нет эволюции взглядов Достоевского. Они стабильны.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок № 2. Тема урока: Путешествие в творческую лабораторию Ф.М.Достоевского.

(Поиск прототипов героев романа «Преступление и наказание»)

План урока: (Урок сопровождается показом слайдов)

Учитель: Есть два разряда путешествий -

Один - пускаться с места вдаль

Другой - сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Мы выбираем оба пути: и по времени, и по пространству.

Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно кое-что вспомнить.

Прототип - (реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя)

  1. Викторина ( на повторение)- на введение опор путешествия

(ответы на нее уже есть, а ваша задача правильно расставить цифры, чтобы мы оказались в нужное время в нужном месте.)

  1. Автор романа «Преступление и наказание» (Достоевский)

  2. Студенческий друг Р.Раскольникова (Свидригайлов)

  3. Сотрудник журнала «Современник», тесно связанный с Ярославским краем. (Некрасов)

  4. Город, в котором на памятнике писателя написаны слова «Я лиру посвятил народу своему» (Ярославль)

  5. Город, в котором встретились Некрасов с Достоевским. (Петербург)

  6. Полное имя сестры Раскольникова Дуняши. (Авдотья Романовна)

  7. Злодей, нравственный двойник Раскольникова в романе «Преступление и наказание». (Разумихин)

  8. Журнал, в котором печатались самые известные писатели. («Современник»

  9. Причина бегства Достоевского за границу. (долговое обязательство)

10.Журнал, издаваемый Достоевским вместе с братом Михаилом. («Время»)

- Сверим полученный вариант

второй слайд


- Кто выполнил задание без ошибок?

(за каждый правильный ответ - 1балл)

- Обратите внимание на первые 4 цифры ( год, в который мы перенесемся)1846

- 5 цифра обозначает город, куда отправляемся. (Петербург)

- 6 - прототип какого персонажа мы будем там искать. (Авдотья Романовна)

Слайд - Петербург:


  1. Слово учителя. (коротко о Достоевском той поры) 1846г.

В 1844 году Достоевский оставил службу и целиком посвятил себя литературе. Его первая книга «Бедные люди» (1846г.) поразила и критиков, и читателей. Достоевский отдал рукопись Некрасову и не мог отделаться от дурных предчувствий «Они будут смеяться над моими «Бедными людьми». Но в 4 часа утра его разбудили Некрасов и Григорович. Они ворвались к нему в комнату и задушили его сочными российскими поцелуями, рассказали, что сели читать рукопись вечером и не могли оторваться, пока не дочитали до конца. «Бедные люди» были напечатаны в некрасовском «Современнике». Успех был огромен. Достоевский после такого успеха возомнил о себе невесть что, и наивный, неотесанный, плохо воспитанный, не раз умудрялся поставить себя в глупое положение и поссорился со всеми новыми друзьями и поклонниками. Тургенев прозвал его прыщом на носу русской литературы.

Достоевский еще безусый, больной, с зачатками падучей болезни, - имел же он право взирать на себя с уважением. Но большинству окружающих показалось, что он просто зазнался, и окружающие стали потешаться над ним. Достоевский зарвался.

О Достоевском по городу ходили даже анекдоты.

- Вы слыхали? Наш Достоевский…

Приходит будто Д. к издателю и требует, чтобы его повесть была непременно напечатана в рамке; иначе он не согласен печататься. Обведите каждую его страницу черной или золотой каймой - в отличие от других повестей. Чтобы его не смешали с гр. Соллогубом. А Тургеневу он будто бы прямо сказал: дайте мне время, я вас в грязь затопчу…

В это время Д. влюбляется.

Любовь к Панаевой пришла к нему в виде восторженной юношеской первой любви, о которой он говорил брату: «Я был влюблен не на шутку в Панаеву.» Эта первая любовь была и мучительна, и удивительна.

2. Путешествие по Петербургу, Аничков мост через р.Фонтанку вот

дом Панаевых.

3. Обратимся к следующей цифре нашего путешествия - шестая цифра 3(прототип персонажа) (Работа с листом самопроверки)

Слайд «портрет Панаевой»

1). Обратите внимание на имя персонажа и хозяйки дома.

- Сравним имена - Авдотья Яковлевна Панаева и Авдотья Романовна Раскольникова. Сходство. Попробуем выстроить доказательства. (запись в лист )

2). Подробнее о портрете.

- Портрет живописный и словесный

- Чтение портрета Авдотьи Романовны

- Найдите сходство. Попробуем выстроить доказательства.

Вывод:

Таким образом, для создания характера Дуняши Раскольниковой Достоевский использовал образ гордой , страстной и выдающейся женщины Авдотьи Яковлевны Панаевой, но до известной степени, ибо, как только что мы с вами выяснили, многое в Дуне нельзя объяснить характером прототипа, например, чистоту и героическое целомудрие.- Кокой же еще материал привлек Достоевский?

Ключ к разгадке скрыт в тексте романа «Преступление и наказание». «Знаете, мне всегда было жаль, - говорит Свидригайлов, - что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры. Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели бы мученичество и, уже конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами».

(Свидригайлов уверен, что в первые века христианства Дуня стала бы великомученицей. «Преступление и наказание» пронизано раннехристианскими ассоциациями. Почему же Свидригайлову вспомнились раскаленные щипцы? Деталь говорит о садизме Свидригайлова: в первые века христианства он сам бы жег щипцами тело Дуни)

- Но откуда все же взялись, эти проклятые щипцы?

Достоевский видел их. Видел в буквальном смысле - на картине Себастьяно дель Пьомбо «Мученичество святой Агаты» в галерее Питти. В 1862г. он был во Флоренции.

- Вот туда-то мы с вами сейчас и отправимся. (сейчас эта картина находится в музее Прадо. Испания. Мадрид.)

Слайд «экскурсия по музею»

-Продолжаем наше исследование. Посмотрите на последние цифры. 251

- Прежде, чем мы увидим этот шедевр, нужно обратиться к житию святой Агаты.

Сообщение ученицы.

В Греко-православной церкви ее называют Агафией, она принадлежит к числу общехристианских святых. Но особенно чтится католиками, главным образом на Сицилии, так как претерпела муку в Катании (умерла от пыток 5 февраля 251г.) Это была дочь богатых и знатных родителей. Которую пытался возвратить к язычеству римский наместник Квинтиан. Житие говорит о том, что он был поражен ее красотой. История его попыток возвратить Агату к язычеству изрядно смахивает на соблазнение: он поместил ее в веселый дом богатой язычницы Афродисии, чтобы склонить к радостям жизни. После неудачи всех искушений он предал ее пыткам, носившим явно садистский характер. Агата сохранила свою стойкость и веру; конец ее сопровождается чудесами. ( когда Квинтиан вывел ее на позор, на казнь обнаженной, у нее моментально начали расти волосы и закрыли ее всю, как шатром.)

- А теперь замрем, вы сейчас увидите ту картину, перед которой замер ДостоевскийСлайд «Святая Агата»

- Обратите внимание, куда смотрит Агата. Она смотрит не на исполнителей казни, а в глаза своему палачу. Так возникает в романе образ Свидригайлова, который задумывает насилие над Дуняшей Раскольниковой.

Вывод: Таким образом, создание образа Дуни - это сложный акт сочетания внешнего облика и отчасти характера А.Я.Панаевой с легендарным образом святой Агаты, каким его увидел писатель на картине. (Записать учениками в таблицу)

- А теперь попробуем применить полученный опыт на практике.

4. Самостоятельная исследовательская работа

- Определить прототип Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»Внимательно прочитай предложенные отрывки, подчеркните, установите общее. Свой выбор обоснуйте.

Сравнить документы: в 1



А все - таки посадили было меня тогда в тюрьму за долги. Гречонка тогда один неженский .Тут и подвернулась Марфа Петровна, поторговалась и выкупила меня за тридцать тысяч серебренников.( Всего- то я семьдесят тысяч был должен).

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к преосвященникам и сказал: « Что вы дадите мне , если я предам его?». Они предложили ему 30 серебренников

Достоевский Ф.М. « Преступление и наказание»

Евангелие от Матфея, гл. 25

- Определить прототип Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Внимательно прочитай предложенные отрывки, подчеркните, установите общее. Свой выбор обоснуйте.

В 2

Да она последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый -то билет получила , потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала! …

Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии.; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: ты что скажешь?

Он . восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

И опять. Наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних .

Достоевский Ф.М. « Преступление и наказание»

Евангелие от Иоанна, гл.8

Ну, как выйдет Владимирка - он по ней, а вы ведь за ним? Ведь так? Ведь так?

Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом

из Галилеи, служа Ему:

Между ними была и Мария Магдалина.

Достоевский Ф.М. « Преступление и наказание»

Евангелие от Матфея, гл.27

В 3

- Определить прототип Разумихина в романе «Преступление и наказание»

Внимательно прочитай предложенные отрывки, подчеркните, установите общее. Свой выбор обоснуйте.

Он стоял с обеими дамами, схватив их обеих за руки, уговаривая их и представляя им резоны с изумительною откровенностью, и, вероятно для большего убеждения, почти при каждом слове своем. крепко- накрепко, как в тисках сжимал им обеим руки до боли и , казалось, пожирал глазами Авдотью Романовну, нисколько этим не стесняясь.

Я был влюблен не на шутку в Панаеву, теперь проходит, а не знаю еще…Она умна и хорошенькая. Вдобавок любезна и пряма до - нельзя. .Здоровье мое ужасно расстроено, я болен нервами. И боюсь горячки или лихорадки нервической.

Достоевский Ф.М. « Преступление и наказание»

Достоевский. Из письма к брату .( 16ноября 1845г.)

Д/З Творческое задание: найти самостоятельно: из каких преступлений сложилось одно преступление Раскольникова?

Урок № 3 и 4

Тема уроков: Портрет Петербурга. Петербург Достоевского (урок-мастерская).

План уроков:

Слово учителя: Выдающийся исследователь Петербургской темы в русской литературе Н.П. Анциферов отмечал, что в 20 произведениях Достоевского Петербург является главным местом действия. На страницах «Преступления и наказания» пестрят названия рек, каналов, площадей, улиц, церквей. Вы должны были дома расшифровать адреса. На карточках даны описания места событий, укажите, где они происходят.

Перед тем как свести счёты с жизнью, Свидригайлов всю ночь кружит по туманным улицам. «Часу в двенадцатом» он сделал благотворительный визит к юной невесте. Где она жила? (На Васильевском острове, в Третьей линии, на Малом проспекте)

  1. В каком районе Петербурга Раскольников «пал на траву и ту же минуту заснул»? Ему приснился сон о забитой клячонке. (На Петровском острове)

  2. «Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекрёсток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед нею согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!» Так и упал он на землю». Где это было? (На Сенной площади)

  3. Где Раскольников спрятал украденные у процентщицы вещи? ( Двор этот находился по Вознесенскому проспекту, ныне номера 3-5 на проспекте Майорова)

  4. Раскольников любил останавливаться на мостах, глядеть на воду. «Он прошёл

шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца(…) Купол

собора , который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него

отсюда с моста, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо

разглядеть каждое его украшение. О каком соборе идёт речь? С какого моста герой

рассматривает его? ( Исаакиевский собор, с Николаевского моста, ныне мост

Лейтенанта Шмидта)

Задание 1. Петербургские трущобы


Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье,

Береговой её гранит…

А.С.Пушкин

  1. Слово учителя: Петербург Пушкина красив. Достоевский видит этот город по-

другому. Он «самый угрюмый город, который может быть на свете». Писатель рисует углы, подворотни, дворы, трактиры, коморки, узкие лестницы. (Приложение)

Задача этого конкурса определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные

предметы. Найти лишний «элемент», не вписывающийся в интерьер этого жилища.

I - Закоптелая дверь; протянута дырявая простыня; три старых стула, не совсем

исправных, ободранный диван, перед которым стоял кухонный сосновый стол; сальный

огарок в железном подсвечнике.

II - Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных

стула; Небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке.

III - Три старых стула, крашенный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и

книг; в углу перед небольшим образом - лампада; неуклюжая большая софа, когда-то

обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

IV - Диван с огромною выгнутою деревянной крышкой; через задний угол была

протянута дырявая простыня; картинки в желтых рамках, изображавшие немецких

барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.

(I - комната Мармеладовых, лишний элемент - три старых стула, не совсем

исправных, из комнаты Раскольникова;

II - комната Сони Мармеладовой, лишний элемент - туалет с зеркальцем, из

комнаты Алены Ивановны;

III - комната Раскольникова, лишний элемент - перед небольшим образом -

лампада, из комнаты Алены Ивановны;

IV - комната старухи процентщицы, лишний элемент - протянута дырявая

простыня, из комнаты Мармеладовых)

Задание2. Цифры в романе

На страницах романа «Преступление и наказание» огромное количество цифр и

чисел. Автор с точностью до шага дает пространственные характеристики. Задание -

назвать, с чем связаны эти числа:

  1. - звонки в дверь, удары топора, встречи с Порфирием Петровичем, 3 тысячи наследство, шаги, три пятака.

  2. - комната процентщицы на 4 этаже, 4 дня после преступления в бреду, 4 бреда.

  3. - на пятом этаже комната Раскольникова.

  1. - в 7 часов убийство, 7 лет каторги, 7 лет прожили Мармеладовы.

  2. - на 8 лет осужден Раскольников

  1. - встречи с Мармеладовым, Соней, Порфирием Петровичем в 11 часов.

13- 13 ступеней до комнаты Раскольникова.

14 - 14 дней действие романа.

23 - 23 года Раскольникову.

30 - 30 копеек Соня даёт отцу, 30 тысяч наследство, 30 копеек Соня заработала.

35 - 35 рублей прислала Раскольникову мать.

730 - шагов до дома процентщицы.

Задание 3. Пословицы в романе

В романе встречаются пословицы в речи многих персонажей. Они не просто

произносят, а обыгрывают, превращая в целый образ - символ. Задание - указать, кто

произносит эти пословицы.

  1. Бедность не порок, а пьянство не добродетель. (Мармеладов)

  2. Это только цветочки, а фрукты еще впереди. (Раскольников)

  3. Мы одного поля ягодки. (Свидригайлов)

  4. Пойдешь за несколькими зайцами разом и ни одного не достигнешь. (Лужин)

.Слово учителя: Сегодня в игровой форме мы еще раз прошлись по улицам Петербурга, заглянули в комнаты героев романа, вспомнили их секреты, отметили детали. И после такого путешествия к какому заключению можно прийти? Чем объяснить поведение Р.Раскольникова, Мармеладова и многих других живших в Петербурге?

(Ожидаемый ответ: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьер углов - создают впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления).

Задача, которую ставили перед собой - обратить внимание на детали и их значение, уметь ориентироваться в тексте, мы выполнили. Команды хорошо поработали и получили отличные оценки.

Домашнее задание - сочинение «Речь адвоката на суде по делу Р.Раскольникова

Урок № 5

Тема урока: «Преступление и наказание». Смысл названия.

План урока:

На доске написано:

«Преступление И наказание»

преступление совершено,

а преступник еще не наказан.

Призыв к покаянию, «перемене» мыслей.

Т.к. «Бог не хочет смерти грешника, но - чтобы обратиться ему и быть живу».

Наказание ======= указание на что-то, наказ, что тебе делать, что не надо.

В древнееврейском языке «наказание» = «грех» обозначались одним словом.

Библия (о Каине):

«И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто встретившись с ним, не убил его И пошел Каин от лица господня.»

Раскольников: его наказывают не муки совести, а ПЕЧАТЬ Каина. Раскольников охранен от преследования и отлучен от общества людей. Три человека видят эту ПЕЧАТЬ на нем:

- Порфирий Петрович

- Соня Мармеладова

- Свидригайлов.

И со всеми ими у Раскольникова состоялись по ТРИ РАЗГОВОРА.

Тема смерти:

Комната Раскольникова «как гроб» ----- здесь он после убийства проводит ТРИ дня беспамятства (Христос на третий день воскрес из пещеры) ----- Раскольников не воскрес, а очнулся, чтобы страдать.

Разговор с Порфирием Петровичем (о теории):

- о Новом Ерусалиме

- вопрос о том, не ошибся ли в своей теории Раскольников? Может Бог то ЕСТЬ?

После этого разговора Раскольников выносит ощущение ОШТБКИ. Но в чем? В себе? В теории?

  1. он «тварь дрожащая»

  2. «я принцип убил» (принцип - всеобщее счастье)

  3. все спутал рассудок.

Урок № 6

Тема урока: Время и пространство в романе. Система героев.

Ход урока:

«Преступление и наказание», созданный в 60-е годы, особенный роман, где художественная система Достоевского сложилась целиком и полностью. Самый гармоничный из романов Достоевского. Подготовлен всеми поисками Достоевского 40-50-х годов:

герой - петербургский интеллигент, идеолог;

тема народной жизни, народной души;

момент потрясения;

система персонажей - центральный герой + побочные герои

роман сначала задуманный как повесть - ДНЕВНИК УБИЙЦЫ.

В основе романа авантюрный сюжет (для русской классической системы не очень характерен). ЗАЧЕМ? Дает возможность полной свободы героя, неожиданные повороты, резкие изменения поступков. 560 раз употребляется слово ВДРУГ.

Художественное время и пространство в романе.

Время.

  1. историческое время июль 1865 года. Действие разворачивается в течении 15 дней. Это важно!

  2. время развивается скачками. Иногда замедлено, иногда стянуто в одну точку. Это обусловлено психологическими факторами + действует время трагедии. Иногда время останавливается. Особое время дня в романах Достоевского ЗАКАТ, происходит что-то необычайное, решается судьба героя, рок, стихия вторгается в жизнь героя.

  3. Сны героев. Сон Раскольникова о лошади, сон о золотом веке. Сон в эпилоге об апокалипсисе, сны Свидригайлова.

  4. особое эпическое библейское время торжествует в эпилоге.

Пространство.

Где происходит действие романа?

  1. Пространство города. Но нет социальных контрастов, не изображается Невский проспект, а Петербург Мещанской улицы и Сенной площади.

  2. Конкретное пространство в деталях.

  3. Особое мифологическое пространство:

  • закрытое пространство (центр его - каморка Раскольникова)

  • углы, комнаты героев. Образ угла, тупик.

  • Открытое пространство (площади) как сцена. Екатерина Ивановна на площади с детьми, Мармеладов под лошадь, Раскольников узнает о старухе, Раскольников выходит на площадь для покаяния. Но не свободное пространство = давка, теснота.

  • Максимально открытое пространство эпилога.

Задание. Герои романа

1) По одному участнику команды выполняют следующее задание:

с помощью электронной документ - камеры на экране высвечивается таблица, необходимо соединить имена и фамилии.


Имена


Фамилии

1

Екатерина Ивановна

1

Раскольников

2

Софья Семеновна

2

Лужин

3

Марфа Петровна

3

Свидригайлов

4

Авдотья Романовна

4

Разумихин

5

Семён Захарыч

5

Мармеладов

6

Родион Романович

6

Лебезятников

7

Аркадий Иванович

7

Заметов

8

Дмитрий Прокофьевич



9

Порфирий Петрович



10

Андрей Семёнович



11

Александр Григорьевич



12

Петр Петрович


2) Отношение героев к религии.

«…Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть» - писал Достоевский своему большому другу Н.Д.Фонвизиной.

Вопросы этого конкурса связаны с христианским вероисповеданием.

Каждой команде читается характеристика одного из героев. Необходимо отгадать кто этот герой и ответить на вопросы.

Задания для первой команды.

Она … «была малого роста, лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… Теперь это была скромно и бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, со скромною и приличною манерою, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». ( Соня Мармеладова)

Вопросы:

1.Раскольников однажды поинтересовался, часто ли Соня бывает в церкви. Ответьте, когда она в последний раз ходила туда. (Нечасто, ходила на прошлой неделе панихиду служить по Лизавете).

2.Когда Раскольников попросил прочесть с ним отрывок из Евангелия, голос

Сони звучал звонко, как металл. Какой отрывок Соня читала наизусть? Почему именно ему она придавала такое большое значение? (Соня читала главу о воскресении Лазаря. « И он - тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же», - мечталось ей).

Задания для второй команды.

«…Он был замечательно хорош собой, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу».

(Родион Раскольников)

Вопросы:

  1. Зайдя к Соне перед тем, как идти в полицейский участок, Раскольников говорит: «…я за твоими крестами, Соня». Соня вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь крестик. Какой из двух? Почему этот?(Медный - Лизаветин себе взяла, кипарисный, то есть простонародный, символ того что крест взял на себя).

  2. На каторге герой романа переживает духовное возрождение, меняется отношение к религии. «Под подушкой его лежало Евангелие…Эта книга принадлежала Соне,была та самая…» Чем знаменательно это Евангелие? Какие главы читал Раскольников?

(Это Евангелие попало к Соне от Лизаветы, которую убил Раскольников.

Из неё читала Соня о воскресении Лазаря. Сам Раскольников её не читал).

Задания для третьей команды.

«Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный. Был он щёгольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином… Волосы были белокурые и чуть с проседью, а широкая густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво».

(Аркадий Иванович Свидригайлов).

Вопросы:

  1. Как Свидригайлов представлял себе жизнь после смерти? (…будет там одна комната, вроде деревенской бани, закоптелая, а по углам пауки и вот и вся вечность).

  2. В одном из романов Достоевский рассказывал притчу о грешнице,

прощенную Богом за единственно доброе дело - она подала нищенке луковку. В

жизни Свидригайлова было много грехов, а были ли луковки? (Он пожалел и

отпустил Дуню, представил Марфе Петровне Дунино, письмо как доказательство

невиновности; пристроил в приют детей Мармеладова и пожертвовал на их

содержание 10 тысяч; три тысячи выделил Соне; 15 тысяч пере отъездом

Урок № 7

Тема урока: Теория Раскольникова.

Ход урока:

На первый взгляд Раскольников - герой социального быта. Его поступок объясняется следствием его положения. Но этого мало для Достоевского. Мы даже не знаем, к какому социальному классу принадлежит Раскольников. Он просто студент.

Герой «хочет мысль разрешить», мысль о том, кто он такой, определить свои отношения с миром.

Роман написан в 60-е годы, когда рухнула система классовых отношений.

В чем состоит мысль Раскольникова?

Идея насильственного изменения жизни!

Раскольников исходит из того, что

БОГА НЕТ ----- значит, человек СВОБОДЕН ----- значит, ВСЕ ПОЗВОЛЕНО ----поэтому, человек САМ может решать, что есть ЗЛО и что есть ДОБРО ----- как следствие, кровь может быть разрешена ПО СОВЕСТИ, ради счастья многих людей.

ИСТОРИЯ вся построена на крови. Т.о. система запрета на кровь условна. Есть СВЕРХЛЮДИ, которым дано совершать насилие (Наполеон, Магомет). И вопрос состоит лишь в том, КТО имеет на это право, а кто нет. А что если он раскольников и есть тот человек, который имеет право на кровь?!.

Т.о совершение ПРЕСТУПЛЕНИЯ ==== это ОПЫТ.

Преступление == «переступить» через нравственные законы, нравственные запреты.

Раскольников - человек сильного и гордого ума. Он очень четко все рассчитал. Ему удается совершить убийство и остаться не пойманным (нет свидетелей, нет улик). Все просто. Но, оказывается, существует ряд неточностей на эмпирическом уровне.

Задание классу: Учитель читает отрывок из романа (Раскольников идет на убийство, убийство, после убийства), а учащиеся выписывают в тетрадь в виде таблицы слова и словосочетания.

Состояние Раскольникова


До убийства во время убийства после убийства




ВЫВОДЫ:

1. Раскольников постоянно испытывает ТОШНОТУ, идет на убийство «не своими ногами», не вполне владеет своим телом. ПОЧЕМУ?

Идея вселилась в Раскольникова и ведет его, а природа человека сопротивляется. Преступление еще не совершено, а наказание уже началось.

2. Жизнь оказывается хитрее Раскольникова. Ему приходится убить Лизавету «крестовую сестру» Сони Мармеладовой, ради которой тоже совершается его деяние. Убив Лизавету, он ни разу не вспомнит ней впоследствии. Совершая преступление ради людей, он переступает через них.

  1. Раскольников не смог воспользоваться деньгами, хотя собирался сделать это.

Роман «Преступление и наказание» о всесилии идеи, но и о бессилии идеи тоже. Жизнь оказывается сильнее теорий.

В чем же ошибка Раскольникова?

Раскольников ставит эксперимент за чужой счет.=== Жертвует старухой. Соня тоже преступница, но она, переступая нравственные законы, жертвует только собой, за свой счет.

Но есть еще один герой, еще одна позиция. Миколка: «Я убил». ПОЧЕМУ ПРИЗНАЕТСЯ? Ведь он не совершал преступления, его не подозревает дже Порфирий Петрович. В народе есть идея - ПОСТРАДАТЬ за чужую вину. Раз старуха убита, значит, вина на всем человечестве и кто-то должен пострадать за человечество, так почему же не я, раз меня выбрало провидение, нечто высшее.

Почему Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова сразу?

Он понимает, что Раскольникову важнее понять свою ошибку, а не понести наказание. И раскольников приходит сам. Но он сначала отказался от себя, как от исполнителя хорошей идеи. И только на каторге он понимает и отказывается от самой ИДЕИ.

Урок № 8

Тема урока: Тема двойничества в романе.

Ход урока:

Двойничество и система двойников в романе.


В 1846 году Достоевским написана повесть «Двойник» с главным героем Голядкиным.


  1. «Преступление и наказание». Уже в названии романа заявлена тема двойничества, так как наказание есть оборотная сторона преступления.

  2. В имени героя тоже присутствие этой темы. Раскольников === раскол, расколоть, расколоться === нарушение единства, раздробление на несколько частей, внесение несогласия.

  3. Все события в романе, так или иначе, предваряются или повторяются. Например в снах героев. Или, прежде, чем совершить убийство старухи, раскольников «репетирует», отнеся к ней в заклад часы.

  4. Присутствие в романе героев-двойников Раскольникова. Об этом особо.

Сюжет романа схематично можно определить так:

рождение идеи --- проверка идеи (убийство старухи) --- развенчание идеи (внешне - борьба Раскольникова и Порфирия Петровича)

Повторим общую суть идеи Раскольникова:

Мир, в центре которого стоит человек, свободный от всего. Человек волен переделать мир по-своему, как ему кажется правильным. ==== Это точка, где сходятся идеи Раскольникова и его двойников.

Развенчание идеи происходит через идеологических двойников Раскольникова. Интересно то, что эти герои враждебны Раскольникову, он их не признает.

«Двойник - человек, имеющий сходство с другим человеком или очень похожий на другого внешне или внутренне». (Словарь русского языка АН СССР)

Темные двойники Раскольникова.

Лужин.

«Теоретический» двойник.

Внешне совсем не похож на Раскольникова. Буржуазный предприниматель. Его теория - теория утилитарной этики. БОГА НЕТ ----- человек может создавать свою этику = этично все, что полезно человеку и обществу ==== «ТЕОРИЯ РВАНОГО КАФТАНА» (зачем делить кафтан, если от этого никто не выиграет, лучше один человек возьмет себе все и одному хотя бы будет польза)

Свидригайлов.

«Нравственный» двойник.

Переступает закон и не раз. Он доводит идею Раскольникова до крайней точки. Человек высок и он способен на высокие поступки, но он же способен и на самые низкие поступки, ради удовольствия все возможно. Свидригайлов знаток человеческой души, но он видит прежде всего подлость натуры. В центре мира ЧЕЛОВЕК и его «Я ХОЧУ».

Свидригайлов несет в себе ОБАЯНИЕ ЗЛА.

Почему он гибнет в романе? Душа его мертва. И жизнь, и смерть для него одинаково омерзительны. Свидригайлов убивает себя заведомо некрасиво, на улице, на глазах жалкого будочника. Это его последняя насмешка над жизнью. Смерть Свидригайлова сопровождается сценой наводнения = потопа.

В. Шефнер.

Исход Свидригайлова.


Свидригайлов, случайный попутчик

Всех, кто жжет пред собою мосты,

Не скажу, что ты - лучший из лучших,

Но и худший из худших - не ты.


Ты за все свои злые удачи

И за сделки с лукавой судьбой,

Не торгуясь, не требуя сдачи,

Расплатиться сумеешь собой.


По Большому проспекту неспешно

Ты идешь, чтоб навеки замкнуть

Путь беспутный свой, путь многогрешный,

Достоевским начертанный путь.


А Всевышний играет в молчанку,

Сверху сыплется влажная пыль,
И вселенная мокрой мочалкой
На соборный намотана шпиль.


Ты уйдешь из Петровской столицы

Не в классически-огненный ад, -

В Вечность серую, в баню к мокрицам,

К паукам, что на стенке кишат…


В двух шагах от такого Эреба

Оглянись, передумай, должник…

Петербургское мутное небо

Тихо капает за воротник.


Равнодушный к тебе, невеселый

Город мокнет под мелким дождем,

Шпилем, будто осиновым колом,

К этой утлой земле пригвожден.



Лебезятников.

«Комический» двойник.

Принцип пользы доведен до абсурда (работа ассенизаторов полезнее поэзии Пушкина)

Равенство мужчин и женщин (комедия на отношения в романе Чернышевского «Что делать».) Есть черты сходства героя с революционером-демократом Добролюбовым.

Но почему Лебезятников вступается за Соню в сцене обвинения в краже? В чем польза? Просто нравственный порыв.

Светлые двойники Раскольникова.

Герои, принимающие страдание.


Дуня Раскольникова.

Внешнее сходство с братом поразительное. И внутренне оба готовы к самопожертвованию. «Убить себя» ради брата и матери = выйти замуж за Лужина. Оба готовы к мученичеству.

Гордое страдание, презрительное, высокомерное.

Соня Мармеладова.

Тоже грешница, «понапрасну умертвила и предала себя». И она и Раскольников оба «принимают страдание».

У сони тоже есть своя идея: БОГ ЕСТЬ! --- есть грех и вина ---- нет человека без греха ---- судить человека и мир не имеет право никто. Раскольников отстаивает принцип СПРАВЕДЛИВОСТИ, а Соня - принцип МИЛОСЕРДИЯ.

Семен Захарович Мармеладов.

«Убивает» Катерину Ивановну своим пьянством (все пропил).

Ведет себя не как пьяница. А Раскольников ведет себя не как убийца.

Способен к состраданию и есть потребность к страданию (как и Раскольников) - женился на Катерине Ивановне из сострадания.

Так же как Раскольников хотел вывести семью из нищеты и не мог.

Порфирий Петрович.

Проницательность подобная Раскольникову.

Знает Раскольникова как самого себя.

Пульхерия Александровна Раскольникова.

Тоже знает и любит сына.

Страдает, но жертвует своей дочерью ради спасения сына.

Миколка.

Воплощает народную правду \: не мир перед человеком виноват, а человек перед миром

Марфа Петровна

Несколько пародийный характер несения страдания (нет бога в ней, страдание ради наслаждения).

Кроме того, есть и другие параллели - двойничество.

Дуня ===== Соня ====== Лизавета ====== Раскольников

судьба на ней Соня отдает ему крест Лизаветы

жертвуют собой крест Сони

ради близких

Свидригайлов === господин с усиками, который охотится за пьяной девочкой на бульваре.

Марфа Петровна === ее призрак

Урок № 9

Тема урока: Романы Достоевского. Проблема жанра.

Ход урока:

Попытки определить жанр романа Достоевского.

I попытка.

В XIX веке современники Достоевского определяли его как

  1. «социальный роман» (Белинский)

  2. роман философский (единая мировоззренческая система идей, представлений о мире, человеке, боге и т.д.)

  3. роман психологический ( вопросы сложности человеческой природы, сознательного и бессознательного в человеке. Но у Достоевского нет психологии ребенка, человек в 11, 12 лет ничем не отличается от взрослого, нет особенностей возраста. Женской психологии тоже нет, только женщина как личность. Т.о. психологизм Достоевского особенного качества.)

II попытка.

Вопрос о поэтике романов Достоевского был поставлен в начале XX века.

Вячеслав Иванов дал определение романам Достоевского в статье «Роман-трагедия».

Достоевский, изображая человека:

  • пользуется методом проникновения в чужое «я». А это принцип драмы.

  • Принцип звучания отдельных голосов

  • Нет объектного описания

  • Герои существуют в столкновении, т.е. есть принцип конфликта (драматического конфликта)

Почему роман?

  • жанр, где в центре герой, личность.

  • Многое Достоевский заимствует у европейского романа (Бальзак - социальный план, Диккенс - униженные и оскорбленные, тема города, Пушкин - представления о русской душе, русском характере, Гоголь - тема гибели и воскрешения души)

Почему трагедия?

  • предполагает всегда катастрофу (у Достоевского каждый отдельный эпизод катастрофичен)

  • принцип построения романов Достоевского: катастрофа - страдание - очищение (катарсис в древнегреческой трагедии)

  • принцип сцены (даже в исповеди герой работает на публику)

  • колорит трагедии (нет солнечного света, сумерки, замкнутое пространство). Через темноту к истине. Раскольников и Соня читают Библию при свече и только.

  • От античной трагедии: понятия вины, греха, судьбы, возмездия, преображения.

Борис Энгельгард считал романы Достоевского идеологическими. Роман об идее ( а не роман с идеей).

Достоевский считает, что конфликт современной ему жизни в оторванности русской интеллигенции от народной жизни. Отсюда и тема скитальца, нигилизм, скептицизм.

Власть идей!!!

Идея ведет сюжет через поступки героя. В романах Достоевского 3 ступени восхождения мысли, 3 идеологии:

1ступень - низшая - среда (причинно-следственные связи между явлениями, человек - явление социальное) == ум Раскольникова, его точка зрения.

2 ступень - почва (жизнь, где царят страсти, работает не только разум, а вся человеческая природа) ==Митя Карамазов.

3 ступень - высшая - земля (земля как мир, созданный богом, мир гармоничный, царство любви, свободы) == старец Зосима, Алеша Карамазов.

По 3-м ступеням распределяются герои:

  1. русский сверхчеловек - бунт против мира и бога (Раскольников и его двойники)

  2. герои горячего сердца на распутье, герои страстей (Рогожин)

  3. русские праведники.

Диалог в романе Достоевского не просто художественный прием, а существо романа. В диалогах утверждается ИДЕЯ.

Диалог:

- внутренний (внутри героя)

- диалог-спор

- большой диалог о существовании или не существовании Бога.

Слово в романе Достоевского

* Некрасочное, неизобразительное, одноцветное. Герои говорят на одном языке.

* ДВУГОЛОСОЕ СЛОО (слово с оглядкой, два голоса в одном теле).

* прием цитаты (часто у Достоевского сложная система ассоциаций).

III попытка.

Современная критика. Бахтин.

Сюжет в романе Достоевского = способ испытания идеи. Идеи равны между собой, но не равны в отношении с жизнью. В романе есть 2-а голоса, 2 идеи, 2 точки зрения (доминирующие)

  1. в центре мира человек, его воля (человекобог)

  2. в центре мира Бог.

Урок № 10

Тема урока: Стиль романа. Язык Достоевского.

План урока:

Уже при жизни Достоевского появляются свидетельства о нем, как о писателе, лишенном художественного таланта. Его обвиняют в том, что он плохо строит фразы, его герои говорят на одном языке. А писатель Аксаков даже написал пародию на язык в повести Достоевского «Двойник». Пародия оказалась неудачной, хотя все приемы Аксаков скопировал.

На доске текст пародии К. Аксакова:

«Приемы эти охватить не трудно, приемы эти вовсе не трудно и схватить; оно вовсе не трудно и не затруднительно схватить приемы-то эти. Но дело не так делается, господа; дело-то это, господа, не так производится, а оно надобно тут, знаете, того; здесь другое требуется…

А этого-то, другого-то и не имеется; таланта-то, господа, поэтического-то, господа, таланта, этак художественного-то и не имеется».

Задание классу: определите, какие приемы Достоевского пародирует Аксаков?

  • повторы, тавтология (одни и те же слова или однокоренные)

  • много обращений (признак разговорной речи)

  • много частицы -то (признак разговорной речи)

  • речевые ошибки (плохой разговорный язык)

  • речевые ляпсусы, порой, даже грамматические ошибки.

Но почему же пародия эта считается неудачной? Что не заметил в языке произведений Достоевского Аксаков?

Такой сумбурный язык необходим героям Достоевского. Мыслей много в голове, важных мыслей, одна наползает на другую, они противоречивы. Ориентация на разговорную речь предполагает собеседника, и с этим собеседником герой вступает в спор (даже если этот собеседник он сам).

А у Аксакова СПОРА НЕТ. Нет противоречия. Одна мысль муссируется и все.

Выдается учащимся карточки с отрывком из текста романа «Преступление и наказание». В тексте пропущены некоторые слова. Задание: восстановите текст.

«Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами даже с каким-то наслаждением. Впрочем, все эти вопросы были не новые, не внезапные, а старые, наболевшие, давнишние. Давно как зародилась в нем эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и сконцентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения. Ясно, что теперь надо было тосковать, не страдать пассивно одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться хоть на что-нибудь, или… «Или отказаться от жизни совсем! - вскричал он вдруг в исступлении».

Когда происходит этот монолог Раскольникова? (До убийства, после получения письма из дома).

Темы сочинений по роману

Достоевского «Преступление и наказание».

1. Две экранизации романа. (Опыт рецензии.)

2. Первый сон Раскольникова. (Анализ эпизода).

3. Почему судьбы героев Ф.М.Достоевского чаще всего складываются трагически?

4. Кто из персонажей романа и почему играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова?

5. Какую роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» играет евангельский сюжет о воскрешении Лазаря?

6. Кто из героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» не заслуживает, на ваш взгляд, авторского снисхождения? Свой ответ аргументируйте.


  1. Примерные задания для контрольных работ

I вариант

1. К кому из героев романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" можно отнести характерные детали внешности:

- драдедамовый платок;

- бакенбарды в виде котлет;

- глаза с жидким водянистым блеском;

- высокая рыжая рваная шляпа?

В каких эпизодах появляются эти портретные детали и как они характеризуют героев?

2. Кто и о ком сказал: "Он у меня психологически не убежит!.." Прокомментируйте эти слова.

3. Объясните смысл названия романа "Преступление и наказание"? Почему в тексте о "преступлении" написано всего несколько страниц, а "наказание" занимает все остальное произведение?

4. Найдите в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" детали, характерные для описания Петербурга. Используя цитаты, опишите облик Петербурга Достоевского и определите, почему писатель рисует город именно таким. Какие изобразительно-вырази­тельные средства языка помогают читателю понять значение образа города в романе?

5. Проанализируйте эпизод из романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", в котором Раскольников признается Соне в совершении убийства (часть V, гл. IV) со слов "Все вздор!.. Вот что, Соня..." до слов "...вдруг заплакала навзрыд, как в истерике"). Какие способы изображения психологического состояния героев использует здесь писатель? Каково авторское отношение к героям в этом эпизоде? Аргументируйте свою точку зрения.

II вариант

1. К кому из героев романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" можно отнести характерные детали интерьера:

- комната, похожая на шкаф;

- комната с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками;

- комната походила на сарай и имела вид неправильного четырехугольника;

- одна часть стены и потолка была срезана накось, как обыкновенно в мансардах?

В каких эпизодах появляются эти детали интерьера и как они характеризуют героев?

2. Кто и о ком сказал: "Нет тебя несчастнее никого". Прокомментируйте эти слова.

3. Как первоначально назывался роман Достоевского "Преступление и наказание"? Как изменившийся замысел писателя отразился в окончательном названии романа?

4. Пронаблюдайте за развитием идеи Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" от первой встречи с Аленой Ивановной (часть I, гл. 1) до случайной встречи с Лизаветой на Сенной (часть I, гл.V). Как меняется психологическое состояние Раскольникова на этом этапе развития действия романа? Можно ли утверждать, что Раскольников не может отказаться от своей идеи? Аргументируйте свою точку зрения.

5. Проанализируйте эпизод самоубийства Свидригайлова (часть 6, гл. 7). Найдите в тексте эпизода детали, объясняющие, почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Какую роль играет пейзаж в сцене самоубийства?

Список литературы



  1. Булин А. П. Художественные образы Ф. М. Достоевского. М.: «Наука» 1974 г. 240с.

  2. История русской литературы 19 века. Том 1 /под редакцией Петрова. М.: «Просвещение» 1970 г., 380с.

  3. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. М «Детская литература» 1979 г., 278с.

  4. Лебедев Ю. Роман "Преступление и наказание". Журнал "Литература в школе" 1990, N6, с. 2-24.

  5. Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы. М., 1994.

  6. Харитонова Д. О. Вечность как идея. Литература. Приложение к газете "Первое сентября", 1997, N 44, с. 10-11.




© 2010-2022