Открытый урок по теме: «Обобщение знаний о правописании приставок и их роли в русском языке»

Вашему вниманию представлен конспект урока закрепления знаний по теме "Обобщение знаний о правописании приставок и их роли в русском языке"На уроке проводится лингвистический диктант, повторяем морфемный разбор слова, разгадываем крылатые выражения, выполняем разбор слова по составу и закрепляем изученное.также на уроке проводится творческая работа ввиде составления суждения о письме Л.Леонова.На всех этапах урока предусмотрена работа с интерактивной доской, которая в настоящее время является не...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели урока.

Образовательная: Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий

  • форма слова

  • значимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание);

умения учащихся

  • определять состав слова;

Воспитательная:

  • воспитание любви к русскому языку;

  • формирование навыков контроля и самоконтроля;

  • активизация познавательной деятельности;

  • формирование навыков сотрудничества

Развивающая:

  • развитие умения применять свои знания в нестандартных ситуациях;

  • развитие умения сравнивать, обобщать;

Принципы обучения.

Дидактические:

  1. Систематичности и последовательности обучения.

  2. Доступности (опора на знания учащихся)

  3. Научности.

Оборудование.

Мультимедийная аппаратура.

Карточки с дифференцированными заданиями

Технологические карточки личного учёта



I. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Мы уже несколько уроков работаем по теме «Состав слова». И сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З, а когда- С.

Но для начала давайте вспомним, как называется…

II Лингвистический диктант. (устно)

1. Наука о языке - (лингвистика)
2. Раздел лингвистики, изучающий состав (строение) слова - (морфемика)
3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов - (корень)
4. Часть слова, которая служит для образования формы слова - (окончание)
5. Часть изменяемого слова без окончания - (основа)
6. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов - (приставка)
7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов - (суффикс)

III. В каком порядке проводится морфемный разбор ?(устно)

1) ПРИСТАВКА
2) КОРЕНЬ
3) СУФФИКС
4) ОКОНЧАНИЕ
5) ОСНОВА

IV. Отгадайте крылатые выражения (фразеологические обороты):Открытый урок по теме: «Обобщение знаний о правописании приставок и их роли в русском языке»

Прикусить язык

Зарубить на носу

V. Разберите слова зарубить и прикусить по составу:

зарубить

прикусить

(1 уч. на доске)

- Какие приставки встретились в словах зарубить, прикусить?

- Что вы знаете о приставках? Что такое приставка? (Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов).


VI. Повторение сведений о правописании приставок.

- Итак, ребята, кто из вас поможет мне назвать уже известные вам группы приставок? (Мы знаем приставки, не изменяемые на письме.)

- Верно, в русском языке есть приставки, которые пишутся одинаково, независимо от произношения. Давайте вспомним эти приставки.

Приложение 1 «Неизменяемые приставки»

- От данных слов с помощью приставок надо образовать однокоренные слова- антонимы. Что такое антонимы? (Работа с комментированием) (Устно)

Закрыть - открыть

налить - вылить

прицепить - отцепить

входить - выходить

внести - вынести

зацвести - отцвести

приехать - уехать.

- Какие ещё вам известны приставки? (Нам известны также приставки, оканчивающиеся на З-С).

Приложение 2 «Приставки на З- и С».

- Когда в приставках пишется З, а когда - С?



VII. Закрепление

1) Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму. Самопроверка

Бе…шумный, бе..думный, бе…страшный, ра..становка, бе..посадочный, бе…пробудный, бе..заботный, бе…престанно, бе…перебойно, ра..считывать, ра…будить, и..править, бе…полезный, ра..пахать, ра..делить, бе..жизненный, ра…сердиться.

2) Попади в цель. (у каждого на парте) устно

Замените словосочетания одним словом с приставкой.

1. Небо без облаков - безоблачное.

2. Лишённый смысла

3. Находящийся за пределами школы

4. Никогда не умирающий

5. Расположенный около берега, вдоль берега

6. Не имеющий определённой формы

7. Не дающий результата.

8. Даль без предела


9. Рыцарь без страха


10. Малыш без защиты


11. Ночь без сна

3) Спрятанное слово.

Впишите по горизонтали слова с приставками согласно кратким толкованиям, и в вертикальной выделенной строке вы прочтёте название этой части слова.

1. Начать бежать

П

О

Б

Е

Ж

А

Т

Ь

П

Р

И

Г

О

Р

О

Д

И

З

Л

И

Ш

Е

К

С

Б

Р

О

С

И

Т

Ь

О

Т

Т

О

Ч

И

Т

Ь

З

А

М

О

Р

С

К

И

Й

В

В

Е

Д

Е

Н

И

Е

У

К

О

Р

О

Т

И

Т

Ь

Н

А

С

Т

Е

Н

Н

Ы

Й

2. Селение, примыкающее к городу.

3. Что - либо лишнее, чрезмерное.

4. Бросить вниз.

5.Тщательно наточить что - либо.

6. Находящийся за морем.

7. Вступительная часть в книге.

8. Сделать короче.

9. Расположенный на стене

4) Отдохнем.

Тренируем внимание. Составьте слова. (Запись в тетрадь через запятую, а один ученик у доски

Открытый урок по теме: «Обобщение знаний о правописании приставок и их роли в русском языке»

VIII. Творческое применение знаний.

1) - Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли - лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

2) - Как вы понимаете слова этого текста? (Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса - наше богатство. Они наши зелёные друзья).

3) Самостоятельная работа.

- Спишите текст. Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.

4) Составление суждения о письме Л. Леонова.

- Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:

Я разделяю (не разделяю) точку зрения, что…. .

Я согласен (не согласен) с тем, что….

Мне кажется убедительной (неубедительной) мысль о том, что…

- Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.

5) Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.

6) Проверка выполненного задания.

Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.

Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.

- А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?

IX. Итог урока.

Послушайте стихотворение - рифмовку, которое поможет запомнить изученную орфограмму.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с.

Глухие звуки - это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

С.М. Бондаренко

X. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

- Итак, что такое приставка?

-Какова роль приставок в русском языке, для чего служат приставки?

-Какие правила написания приставок вы знаете?

XI. Тестирование по диску.

XII. - В качестве приза за хорошую работу на уроке - шарады.

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.

(оценка)

Отметки за урок.

XIII. Домашнее задание

Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.

В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).











МОУ Нерастанновская средняя общеобразовательная школа



Открытый урок по теме:

«Обобщение знаний о правописании приставок

и их роли в русском языке»


на семинаре руководителей общеобразовательных учреждений Чеховского муниципального района по теме: «Инновационные технологии - необходимое условие повышения качества образования современной школы».







Учитель русского языка И.М. Данилова






© 2010-2022