Мониторинговая деятельность учителя как одно из средств достижения повышения качества образования

В статье говорится о том, что одним из эффективных путей повышения качества образования является правильно организованный и проводимый мониторинг. Системная работа в этом направлении позволяет грамотно планировать фронтальную, групповую и индивидуальную работу. Без данных, полученных в ходе мониторинга, невозможно осуществлять личностно-ориентированное обучение и переходить на более высокий качественный уровень подготовки учащихся.  Повышение объективности оценки знаний как одно из концептуальны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Мониторинговая деятельность учителя

как одно из средств достижения повышения качества образования








Выполнила: Кочелакова Н.Б. ,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Лицей» г. Черногорска .

Заслуженный учитель

Республики Хакасия













Г. Черногорск 2012









Введение.

Одним из эффективных путей повышения качества образования является правильно организованный и проводимый мониторинг. Системная работа в этом направлении позволяет грамотно планировать фронтальную, групповую и индивидуальную работу. Без данных, полученных в ходе мониторинга, невозможно осуществлять личностно-ориентированное обучение и переходить на более высокий качественный уровень подготовки учащихся.

Так как качество образования является ведущим показателем работы, как в целом образовательного учреждения, так и отдельного учителя, то необходимо знать как показатели успешности школы, учителя, ученика, так и проблемы, а также иметь представлении о том, чем они вызваны. Для этого необходимо отслеживать динамику успешности и неуспешности, анализируя качество образования и корректируя стиль для достижения высокого уровня этого показателя.

Для целенаправленной работы, а не спонтанной борьбы с неожиданными фантомами, необходимо непрерывное слежение за состоянием работы, то есть мониторинг.

Мониторинг - это процесс непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовавшихся целей, задач и средств их решения. Это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах. В данном определении можно выделить три ключевых аспекта.

- Мониторинг- это система сбора, обработки, хранения и распространение информации.

- Мониторинг предназначен для информационного обеспечения управления образовательным процессом.

- Данные мониторинга позволяют выносить обоснованные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие.

Объектом мониторинга является образовательный процесс, где выявляются:

а) достижения учащихся в сравнении с эталоном (внешним - государственные стандарты, внутренним - образовательные императивы школы);

б) ресурсы, используемые для достижения эталонных характеристик.

Используя мониторинг как процесс систематического слежения, данные которого используются для коррекции, важно знать:

а) что ты собираешься отслеживать;

б) какие возможные результаты предполагаешь получить;

в) как ты можешь выявить эти результаты;

г) каковы пути коррекции полученных результатов с учётом поставленных целей

Информация, которую должна предоставлять пользователю система мониторинга, обязана отвечать ряду требований:

- Системность и структурированность в соответствии с целевыми установками.

- Объективность (результаты должны отражать реальное состояние дел, личностный фактор должен быть минимизирован).

- Информация должна поступать в форме, доступной для восприятия, переработки и понимания.

- Валидность (средство диагностики должны охватывать главные аспекты изучаемого явления и позволять выносить однозначные суждения именно о том параметре, который исследовался, наблюдался).

- Оперативность и достаточность информации.

Алгоритм работы можно представить виде цепочки действий: учитель -ученик-результат-результаты класса - анализ учителя-результаты по предмету. В мониторинговом исследовании используются разные способы и каналы получения информации для проведения оценивания и диагностики качества образования:

- анализ статистических данных;

- анкетирование;

- экспертное оценивание;

- контект - анализ документов;

-квалиметрические методики и процедуры;

- заключения, решения и оценки официальных структур управления отраслевого, регионального, федерального уровней.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что мониторинг - это довольно сложный и серьезный инструмент. Как самоцель мониторинг не имеет смысла, он должен отвечать существующим информационным запросам и потребностям и как инструмент применяться в нужном направлении.

Мониторинг затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию.

Так как мониторинг - длительное наблюдение за развитием того или иного процесса, то он возможен на основе стабильно существующей информационной базы, которая систематически пополняется и ее данные активно используются. Значит построение мониторинга возможно только при стабильной системе показателей контроля и экспертной оценки разнообразной информации за несколько лет, наглядного ее представления в виде графиков, таблиц, диаграмм. Таким образом, невозможно обойтись без приемов экспертизы для проведения среза той или иной стороны деятельности и наглядного восприятия представленных результатов. Поэтому необходимо тщательно продумать план контроля, ясно поставить цели, четко определить задачи и пути решении этих задач с использованием системы мониторинга.

Строя свою работу, учитель должен чётко руководствоваться «Положением о школьном мониторинге», которое принимается педагогическим советом школы. Чёткое понимание того, идем ли мы вперед или стоим на месте в образовательных практиках, даст возможность проследить изменения и определить, что надо сделать, чтобы улучшить качество образования.

Для того, чтобы формировать мониторинг, следует определиться, какие параметры считать важнейшими, какие критерии их слежения можно считать непрерывными, как использовать полученные данные для предупреждения нежелательных отклонений.

Любой мониторинг делится на календарный и долгосрочный. Календарный мониторинг предназначен для анализа текущего учебного процесса и подготовки отчетной документации. Долгосрочный - для анализа динамики успеваемости.

Большое значение для успешной работы с мониторингом и положительного выхода на результат качества имеет чёткая система разработанных схем для анализа, например, контрольных работ общего и поэлементарного видов, схемы анализов результатов экзамена.

Вся информация, представляемая наглядно в виде графиков таблиц, диаграмм, повлекла за собой требование повысить экспертную и общую культуру. Необходимой оказалась работа по оформлению результатов срезов с использованием новых технологий (построение графиков, диаграмм, таблиц в различных компьютерных технологиях). Это дало возможность формировать папки со статистической информацией об учащихся, отражающей уровень образованности, уровень воспитанности, состояние физического здоровья, развитие умений и навыков, уровень социальной благополучности семей учащихся. Такие папки я завожу на каждый класс, как только начинаю проводить в нём уроки. Ведутся эти папки до окончания учениками школы. Материал накапливается в папке по учебным годам и позволяет выносить обоснованные суждения на данный момент и прогнозировать дальнейшее развитие класса и ученика отдельно, определяя для него адекватную модель обучения. В папке на каждого ученика отведён отдельный файл. Здесь в табличной и словесной форме отмечаются данные о здоровье, уровне развития, социальной благополучности ученика. Эти данные записываю в самой общей форме, т.к. подробная информация есть и у классного руководителя, и в психологической службе школы. Папки эти имеются у меня в электронном и частично бумажном варианте. Более подробно остановлюсь на том, какая работа ведётся с качественными показателями успеваемости.

Для того, чтобы работа по повторению и коррекции знаний носила личностно-ориентированный характер, разработала систему, в основе которой лежит проведение 5 диктантов с вторичным их написанием в частично изменённой форме. Так в начале учебного года на первых уроках провожу диагностическую работу, для которой подбирается текст с таким учётом, чтобы в нём содержались наиболее важные, ключевые орфограммы и пунктограммы, изученные детьми в предыдущих классах. Результаты работ заношу в таблицу (Приложение. Таблица №1). Обработка информации в такой форме позволяет выявить наиболее важные темы, которые необходимо повторить в начале учебного года. Затем проводится работа над ошибками, как с целым классом, так и индивидуально с учеником через дачу рекомендованных для повторения параграфов. Примерно через 5-6 уроков диктант пишется повторно в частично изменённой форме с дачей дополнительного задания для уч-ся, выполнившим его на «5». Оценки за первичный диктант в журнал выставляются по желанию ученика. Это снимает страх перед диктантами, который есть у большинства учеников, делает атмосферу на уроке комфортной. За вторичное написание оценки выставляются в журнал всем. Это приучает учеников к ответственности за выполнение заданий. Графа «количество ошибок» позволяет более точно понять, есть ли сдвиг в положительную сторону, т. к. диапазоны оценок, особенно тройки, велики, а такой оценкой, как «1» мы практически не пользуемся.

Параллельно с таблице №1 заполняется таблица №2, которая очень важна особенно в 5 классе, когда дети переходят после начальной школы в основную. Здесь очень важен момент понимания того, в чём ученики сильны и какие пробелы у них есть. Такое понимание позволяет спланировать работу с классом в целом. Увидеть те темы, которые можно объединить, а на которые обратить более пристальное внимание. Так работая в этом учебном году в трёх пятых классах, мне пришлось систему уроков повторения строить по 3 Рабочим программам, так как в одном классе дети не владели навыком разбора по членам предложения, не умели или плохо выполняли графические задания; в другом классе слабо справлялись с морфемным разбором, делали много ошибок на правописание предлогов со словами, а ученики третьего класса в большинстве своём слабо владели техникой письма. Заполнение этой таблицы позволяет проанализировать эффективность выбранных путей преодоления пробелов и вовремя скорректировать работу.

Современные технологии позволяют сделать результаты мониторинга наглядными и понятными как для учителей, так для учеников и родителей. Примером тому служит таблица № 3. Выполненная в цвете, она позволяет хорошо видеть оценочные результаты выполненных работ, понять перспективу на будущую работу как с отдельным учеником, так в целом с классом.

Следующий мониторинг, который, на мой взгляд, необходимо проводить, это отслеживание усвоения ключевых тем русского языка. Эти темы многие методисты языка называют «лакмусовой бумажкой грамотности». Такие темы я определила по каждому классу. Для 5 класса они представлены в таблице №4. Такая таблица поможет быстро заполнить первые две(стоит только скопировать и вставить в таблицу название орфограмм и пунктограмм). Пользуясь этой таблицей, легко можно дать индивидуальные задания в зависимости от того, каким учебником вы пользуетесь. Надо вставить номера параграфов и заданий из имеющихся у учеников пособий в последнюю графу.

Таблица №6 заполняется на каждый класс и отслеживает как раз знания таких ключевых тем и позволяет планировать и корректировать работу по преодолению пробелов в этом направлении. Данными для этой таблицы служат не только результаты диктантов и контрольных работ, но и тесты, проверочные и самостоятельные работы.

Среди традиционных мониторинговых таблиц считаю очень важными таблицы №6 и №6а. Они позволяют проследить работу по годам и построить график успеваемости каждого класса.

Для того, чтобы получить объективную картину результативности работы по достижению базового уровня знаний и умений учащихся и анализа динамики их изменения путем сравнения, работа по отслеживанию показателей уровня обученности продолжается в течение нескольких лет с соблюдением прежних условий проведения контроля. Это позволяет определить степень устойчивости типичных ошибок, выявить общие тенденции в усвоении знаний, оценить и скорректировать работу

Современные методики мониторинга всё больше заставляют нас обращаться к компьютерным технологиям. Ведение электронного классного журнала, подготовка и тестирование отдельных учащихся или всего класса - всё это становится знакомым и обыденным. И использование таких программных комплексов, как «1С: ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ» станут востребованными и необходимыми. Работая над этой темой, я рассмотрела наряду с традиционными источниками предлагаемые современными разработчиками программы для школ. На мой взгляд, представляет интерес программный комплекс «3Т: ХроноГраф Школа 3.0. ПРОФ»

Программный комплекс «3Т: ХроноГраф Журнал» позволяет учителям

- вести электронный аналог классного журнала с возможностями занесения дат и тем проводимых уроков, домашних заданий

- фиксировать отсутствие учащихся на уроке;

- выставлять текущие и итоговые оценки учащимся в принятой для общеобразовательного учреждения шкале, с возможностью указания основания постановки оценки

- вести записную книжку (блокнот) преподавателя, содержащую временно выставленные оценки, комментарии

- анализировать текущую успеваемость, посещаемость учащихся и принимать обоснованные решения

- организовать учет выполнения тематического и поурочного планирования. Программный комплекс «3Т: ХроноГраф Журнал» позволяет классным руководителям отслеживать в удобной форме успеваемость учащихся и посещаемость ими занятий. Также классный руководитель может делать записи в электронный дневник учащихся.

Помимо рассмотренных программных продуктов, позволяющих осуществлять контроль учебной деятельности в образовательном учреждении, на базе системы Google был разработан бесплатный сервис Документы Google, предназначенный для создания таблиц, презентаций и других документов в сети Интернет.

Электронные таблицы Google - веб-ориентированное программное обеспечение, предусматривающее совместную работу до десяти пользователей одновременно. С помощью данного приложения можно вносить данные в ряды и столбцы электронной таблицы, а также производить базовые и более сложные вычисления. Приложение позволяет импортировать и экспортировать данные таблицы в специфический формат Microsoft - xls, а также в базовый - csv. На базе электронной таблицы Google можно создавать прототип электронного журнала.

Заниматься мониторингом без грамотно подобранной базы контрольно-измерительных материалов практически невозможно. Материалы эти разнообразны. По русскому языку это , прежде всего, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, комплексный анализ текста. Все контрольно-измерительные материалы хранятся, и проводится работа с ними согласно составленному плану. Такой план составлен у меня на 5 лет и соответственно ему подобраны контрольно -измерительные материалы. Источники подбора материалов разнообразны. Это традиционные сборники контрольных работ, появившиеся в последние годы пособия по подготовке к ЕГЭ и ГИА, начиная с 5 класса, тексты, предлагаемые различными методическими изданиями, такие, как «Русский язык в школе» и т.п. Имея компьютерное оборудование, удобно использовать электронно-образовательные ресурсы (ЭОР) , размещённые в федеральных коллекциях ФЦИОР fcior.edu.ru и ЕК ЦОР school-collection.edu.ru. Таким образом, в папке у меня есть лист с указанием адресов и ссылок, откуда взяты материалы для мониторинга. Такую папку удобно иметь как в печатном, так параллельно и в электронном варианте.

Системная работа с мониторингом даёт учителю возможность анализировать свою работу, корректировать её как на ближайшее будущее, так и на перспективу Данные, которые получила я на конец 3 четверти этого учебного года, показывают , что количество ошибок снизилось по всем пунктам, которые представлены в таблице № 5. в среднем на 45-50%, по некоторым критериям до 85%.

Заключение.

Изучение вопроса мониторинга в условиях учебного процесса и анализ литературы позволяет сделать следующие выводы.

1.Под мониторингом качества обучения мы понимаем совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере надобности продвижения ученика от незнания к знанию.

2.В технологию мониторинга включены контролирующие действия и результат обучения. Методы изучения учебного материала, формы организации учебных занятий, безусловно, влияет на результат обучения, но они не являются составляющей мониторинга. Важнейшее значении в учебном процессе имеют цели: и для организации и для результата. Более того, без диагностируемых целей невозможен мониторинг. Диагностируемость целей обучения определяет совокупность непрерывных действий и результат обучения.

3.Мониторинг как самоцель не имеет смысла, он должен отвечать существующим информационным запросам и потребностям и как инструмент применяться в нужном направлении. Очень важно сделать мониторинг приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса. Располагая информацией необходимо разделить ее с этической точки зрения на несколько блоков:

- информация, сообщаемая ученику и его родителям для адекватной самооценки, определения направлений самообразования, для работы по воспитанию необходимых качеств характера;

- информация, сообщаемая родителям для адекватной оценки способностей ребенка.

4. Повышение объективности оценки знаний как одно из концептуальных положений теорий мониторинга способствует повышению положительного отношения учащихся к учению. Результатом внедрения технологий мониторинга в учебный процесс должно стать желание детей учиться и их вера в успех учения.

В своей работе я поделилась некоторым опытом работы мониторинговой деятельности на примере 5 классов, когда дети только приходят в основную школу. Задача учителя постараться сохранить и улучшить качество знаний в последующих классах.


Литература

1 Гирба Е.Ю. Качество образования - от идеи развития общеобразовательной школы до реальности // Завуч, №7, 2006.с-76-83

2 Макарова Т.М. Учебный процесс: планирование, организация и контроль ( методическое пособие для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе) / М. : Центр «Педагогический поиск», 2003. С. 9-12

3 Маскин В.В., Меркулова Т.К., Петренко А.А. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования: Методическое пособие.- 4 изд.; испр и доп.- М. : АРКТИ, 2007. С.20-37

  1. Попова Г.П., Размерова Г.А. Ремчукова И.Б.. Мониторинг качества учебного процесса. Принципы, анализ, планирование.- Волгоград: Учитель, 2007. С. 3-40

  2. Сыромятникова Л.М. Настольная книга завуча. Методическая работа в школе. - М. : Глобус, 2007. С.191-207

  3. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента.- М. : Новая школа, 2001. С.3-178

  4. ШишовС.Е. , Кальней В.А.. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 7-181.

  5. Рачевский Е.Л. Проект «школьная система мониторинга как фактор влияния на ее эффективность» / Завуч, №7, 2007. С. 57-74

  6. ФЦИОР fcior.edu.ru

  7. ЕК ЦОР school-collection.edu.ru






© 2010-2022