Технологическая карта к уроку Бессоюзное сложное предложение (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Обобщение и систематизация материала по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Цели: 1) уточнить, обобщить и совершенствовать знания о бессоюзном сложном предложении; совершенствовать навык конструирования бессоюзного сложного предложения из ССП, СПП и простых предложений, отработать навык безошибочной постановки знаков препинания в БСП.

2) развивать монологическую речь с использованием опорного конспекта, умение работать с модулем.

Ход урока

УЭ0:

знать:

правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

уметь:

применять правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

распознавать бессоюзные сложные предложения изолированно и в контексте;

правильно интонировать бессоюзные сложные предложения с различными знаками препинания;

заменять бессоюзные сложные предложения синонимичными конструкциями.

Учебный модуль №1. Организация начала занятия.

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Алгоритм работы

Форма контроля

1.

Цель: настроиться на учебно-познавательную деятельность.

Здравствуй!

Сегодня тебе предстоит много работать самому. Помни, что знаки препинания ставятся строго по правилам. Я в тебя верю. Успехов!

Проверь наличие необходимых для работы тетради, учебника, ручки, карандаша, линейки, дневника.

Самоконтроль

2.

Цель: осознать личные трудности по теме урока.

Умения

Начало урока

Конец урока

Я умею определять знак в БСП на слух, когда слушаю предложение.

Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП

Я умею читать БСП с правильной интонацией.

Я умею ставить правильный знак в БСП

Заполни таблицу только в колонке "Начало урока";

Подними руку, как только завершишь работу.

Самоконтроль

Учебный модуль №3. Подготовка к основному этапу занятия.

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Алгоритм работы

Форма контроля

3.

Цель: проверить знание понятий и правил.

Задание: расставь знаки препинания в соответствии со схемами.

1. [условие] [ ]

2. [ ] [причина]

3. [причина] [ ]

4. [ ] [разъяснение]

5. [время] [ ]

6. [О, О, О] [ ]

7. [ ] [неожиданный результат]

Совет: в случае затруднения обратись к учебнику или опорным схемам в презентации.

Если возникли вопросы, задай их учителю или консультанту.

Самоконтроль

Проверь работу по эталону.

Обведи номера правильно выполненных схем.

Посчитай, сколько номеров ты обвёл.

Поставь это число крупно в желтый листок.



Учебный модуль №7. Обобщение и систематизация знаний.

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Алгоритм работы

Форма контроля

4.

Цель: совершенствовать навык выразительного чтения.

Задание: послушай чтение предложений, отличающихся только знаком препинания. Попробуй свои силы.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Зима недаром злится:

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Зима недаром злится.

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Знак препинания в бессоюзном сложном предложении в значительной мере зависит от интонации, с которой оно прочитано.

Взаимоконтроль

За каждое правильно прочитанное предложение получи дополнительный балл.

5.

Цель: применить знание понятий на практике, правильно прочитать предложения с БСП.

Задание: выполни задание, выбрав его уровень, помни, что следующий уровень, можно выполнять, только преодолев предыдущий.

I уровень

Запиши предложения в тетрадь. Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года(?)

Синея блещут небеса(?)

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют(?)

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют(?)

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

II уровень

Выпиши предложение с тире(1 вариант) и двоеточием (2 вариант) между частями БСП. Выдели грамматические основы, составь схему, объясняющую знаки препинания.

  1. Мы знаем_ главное предназначение человека _ оставить свой добрый след на земле.

  2. Добрые деяния никогда не следует откладывать_ всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

  3. Добрый человек оставляет добрую память _ злой человек будет быстро забыт.

  4. Увидал скворца _ так и знай_ весна у крыльца.

  5. Доброе дело не может быть сделано из ненависти, тем более из корысти _ оно делается только из любви.

III уровень

Задание: составь своё бессоюзное предложение с таким же началом. Выдели грамматические основы, объясни выбор знака препинания.

  1. С детских лет постигаем мы истину…

  2. Держится мир на доброте…

  3. Хочешь изменить мир к лучшему…

Проверь выполненное задание по эталону.

Отметь каждое правильно выполненное предложение знаком +.

Посчитай количество + и напиши это количество на зелёном листке.

Взаимоконтроль задания 1 уровня.











Задания 2 и 3 уровней сдай на проверку учителю или консультанту, внеси полученные баллы в таблицу

6.

Цель: творчески использовать знания о бессоюзном сложном предложении.

Задание: Компьютерный вирус поразил издательскую систему, превратив все бессоюзные предложения в сложносочинённые и сложноподчинённые. Спаси текст И.С. Тургенева, восстановив БСП. Запиши полученный текст в тетрадь, объяснив знаки препинания.

"Хороши также летние туманные дни… В такие дни нельзя стрелять, потому что птица, спорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле… Вы проходите мимо дерева, а оно не шелохнётся, потому что оно нежится. Сквозь туман чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес, и вы подходите, а лес превращается в полоску полыни на меже."

Обменяйся с товарищем тетрадями.

Проверь его работу по эталону.

Поставь ему оценку:

без ошибок "5";

1 ошибка "4";

2 ошибки "3".

Поставь эту оценку в розовый цветок.

Взаимопроверка

Учебный модуль №8. Исследование фрагментов текстов.

Работа в группах.
Лингвистическое исследование

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Алгоритм работы

Форма контроля

7.

Определите, опираясь на текстовые материалы, какие предложения появились в русском языке раньше - сложные союзные или бессоюзные? Как связаны тип и стиль текста с наличием в нём БСП?


  1. Определите тип речи и стиль текста.

  2. Подсчитайте общее количество предложений в вашем тексте.

  3. Определите количество сложных предложений и соотношение ССП, СПП и БСП.

  4. Попробуйте обобщить результат наблюдений и сделать вывод.

Индивидуальный

Учебный модуль № 9.

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Алгоритм работы

Форма контроля

8.

Цель: оценить итоги урока и личные достижения.

Задание:

вернись к таблице УЭ2.

Заполни графу "конец урока".

Внеси в итоговую таблицу баллы за все задания. Оцени свою работу на уроке.

Самоконтроль

Итоги урока

УЭ 3 (7)

УЭ 4 (4)

УЭ 5 (3+3+6)

УЭ 6 (5)

Общее количество баллов

Отметка

1 ур

2 ур

3 ур

«5» - 23 - 25 баллов

«4» - 18 - 22 баллов

«3» - 12-17 баллов

Итоги урока

УЭ 3 (7)

УЭ 4 (4)

УЭ 5 (3+3+6)

УЭ 6 (5)

Общее количество баллов

Отметка

1 ур

2 ур

3 ур

«5» - 23 - 25 баллов

«4» - 18 - 22 баллов

«3» - 12-17 баллов

Итоги урока

УЭ 3 (7)

УЭ 4 (4)

УЭ 5 (3+3+6)

УЭ 6 (5)

Общее количество баллов

Отметка

1 ур

2 ур

3 ур

«5» - 23 - 25 баллов

«4» - 18 - 22 баллов

«3» - 12-17 баллов

8


© 2010-2022