- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Упражнения по теме: Безударные гласные
Упражнения по теме: Безударные гласные
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гайдовская Т.П. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
Гайдовская Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
МБОУ "СШ№8" г. Нижневартовска
Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения, направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова, на сопоставление произношения и написания ударной и безударной корневой гласной и, наконец, выделение слов, в которых правописание безударной гласной регулируется изучаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изученные правила, в предложениях, связных текстах).
1. Выпиши слова с безударной гласной в корне,: мостик, домовой, в стране, побелка, белить, ледок, синева, синенький, сосна.
2. Запиши однокоренные слова в таком порядке: с ударением на гласной приставки, корня, суффикса, окончания:
чистенький, чистота, чистый, очищает, чистит;
город, городской, пригород, загородный, городок;
ледник, лёд, ледяной, леденеть, обледенеть, подлёдный (лов); стрелы, стрельба, выстрелить, перестрелка, стрельбище.
Цель этих упражнений - научить школьников проводить морфологический анализ слова в специальных орфографических целях.
3. Спиши, в однокоренных словах поставь ударение, среди однокоренных слов подчеркни те, в которых произношение гласной в корне не совпадает с ее написанием.
Гость гостил,
Мост мостил
Без топора,
Без клиньев. (Мороз.)
Мороз морозит,
Лёд леденит,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой.)
Выпиши те однокоренные слова, в которых правописание безударной гласной в корне надо проверить.
4. Выпиши парами однокоренные слова: сначала с ударной гласной в корне, потом с безударной гласной в корне, сравни написание гласной в корнях этих слов.
Для Родины своей ни сил, ни жиз-
ни не жалей. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. Кончил дело - гуляй смело. Конец - всему делу венец. Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.
5. Спиши, подчеркни однокорениые слова, под безударной гласной в корне поставь точку.
Если смеются, Смеются дети, Смешным становится ъсё на свете'. (Д. Лукич.) Если бы дети На целой планете Все засмеяться сразу смогли, Вот Ъы земля задрожала_от смеха.
Я бы в лётчики пошёл, Пусть меня научат. Облетаю тучку, Тучку-летучку, Белой чайкой паря, Полетел за моря.
6. Выпиши однокоренные слова парами, подчеркни те, в которых правописание гласных проверяется изученным правилом:
прикрепить, дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, выглянуть, погостить, ласка, защита, удивление, список, тяжесть.
7. Выпиши слова с безударной гласной в корне, припиши к ним однокоренные, расставь ударение, подчеркни безударную гласную в корне.
В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь.)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)
Что на что похоже?
Стоит берёзка зелена,
Как вешний день, шумит она.
А вот сосна.
Её кора
Красна, как летняя пора,
А это ива, ива, ива,
Как ночь осенняя плаксива.
Для устных диктантов хорошо использовать пословицы, объединяя их в тематические группы, например: .
Пословицы о Родине: «Своя земля и в горсти мила», «Всякая птица свое гнездо любит», «В чужом месте что в лесу», «На чужой стороне и весна не красна». Пословицы о правде и добре: «Правда светлее солнца», «В ком правды нет, в том и добра мало», «Про доброе дело говори смело».
Пословицы о дружбе: «Легко друзей найти, да трудно сохранить», «Новых друзей наживай, а старых не теряй». «Не копай другому яму, сам упадешь».
Пословицы об уме и ученье: «Учить - ум точить», «Повто-ренье - мать ученья», «Разум силу победит», «По платью' встречают, по уму провожают», «Видит око далеко, а ум еще дальше».
О труде, смекалке, мастерстве: «Без труда нет плода», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут», «К большому терпенью придет и уменье», «В камень стрелять - только стрелы терять».
Виды упражнений:
сопоставление слов с ударными и безударными гласными в корнях;
выбор проверочного слова из двух однокоренных;
выбор проверочного из нескольких однокоренных слов или форм;
подбор проверочных слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, а также форм этих слов;
различение проверочного однокоренного и проверочного, представляющего изменение формы этого же слова;
подбор нескольких проверочных слов, например:
1. Запиши слова в два столбика: в первый - слова, в которых безударную гласную в корне надо проверить, во второй - те, с помощью которых эту гласную можно проверить:
коса, косилка, косить, косы, косьба; повар, варка, варенье, заварка, варил, навар;
корм, кормушка, кормил, кормовая (свёкла), кормит, накормил; звери, зверинец, звериный, зверский, зверь;
пишет, письмо, переписка, записал, записная (книжка).
2. Из двух слов выбери проверочное слово, запиши его, вставь пропущенную гласную в корнях одно-коренных слов:
стёклышко, застеклили - ст.кло; следом, следы - насл.дил; стойка, стоять - пост.ять; топить, растопка - раст.пили; посоли, соль - с.лёный;
подарок подарили - д.рить; посадка, садовник - зас.дить; пасти, пастбище'-п.стух; скрип, скрипучий - заскр.пел; просьба, проситель - пр.сить.
3. Выбери и запиши в левый столбик все те слова, которые будут являться проверочными, в проверяемом слове вставь пропущенные буквы:
подвязка, вязать, связка-подв.зать; наливное (яблоко), подливка, ливень, залив - подл.вать; светлячок, светлый, свет, светает - св.тильник;
дальний, далёкий, даль, удаление - д.леко;
знать, признание, сознаваться, сознание - узн.вать; заявить, объявить, явка, заявка - объ.вление.
4. Прочитай, найди слова с безударной гласной в корне, подбери и запиши к ним проверочные; приготовься писать текст по памяти.
Что же это за девица -
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка.)
5. Спиши, вставляя пропущенные безударные гласные, приписывай из скобок проверочные слова. Выполняй по образцу:
Проверочное Изменение
слово одно- этого же
коренное слова
соринка сор ---
шаги --- шаг
(Образец записывается на доске, заголовки ученики в тетради не пишут.)
с.ринка (сор, сорить);
ш.ги (шаг, шагать);
зв.зда (звёздный, звёзды);
п.скливый (писк, пищит);
сл.ды (слежка, след, следить);
г.ра (горы, гористый);
т.нистый (тенистые, тень);
др.жит (дрожь, дрожат);
м.сты (мост, мостил);
д.рил (подарок, дарили);
р.са (росы, росистый);
п.левой (полевая, полюшко);
к.рмить (кормит, кормовой);
п.строта (пёстрый, пестреет);
к.сили (косит, коса);
н.чной (ночные, ночевать, ночь);
тр.щали (трескучий, треск, трещит);
п.сал (пишет, письмо, письменный);
в.зал (вяжет, завязка, перевязал);
см.трел (смотр, рассмотрел, смотрят);
х.дили (поход, подходный, ходят).
Часть упражнения, начиная со слова трещали, можно использовать как в период изучения темы, так и при ознакомлении учащихся с частями речи, особенно с глаголом, когда дети будут знать временные формы.
6. Подбери однокоренные слова, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета, подчеркни среди них проверочные, вставь пропущенные буквы:
с.лон-ка -...,
х.лодильник-...,
зв.нок - ...,
защ.та -...,
л.нтяй -...,
пос.д-ка -...,
з.мовка -...,
н.чёвка -....
7. Подбери несколько проверочных слов к словам:
... - п.тёрка,
...- вр.дить,
... - подм.тал,
...-м.нять,
... - сн.гурочка,
... - поч.нить,
... - обв.зал,
... - нар.дить,
... - отк.р-мить.
Самостоятельные и творческие работы.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы, записывай проверочное слово перед словом с безударной гласной в корне.
НА РОДИНЕ КОСМОНАВТА ГЕРМАНА ТИТОВА.
С.ло Полковниково. Б.резы по к.лено в цв.тах. Высокие .блака, высокое с.нее небо. З.пах мёда. Сотня бр.венчатых домиков гл.дится в чистое .зеро. Дом Титовых в пл.ну у т.полей. (По В. Пескову.)
В САДУ ВЕСНОЙ.
Во дв.ре рыхлая л.дяная горка.Тр.пинки в с.ду поч.рнели. Настала п.ра б.лить в с.ду д.ревья. Надо защ.тить их от горячего солнца и н.чного мороза.
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы, записывай проверочное слово после проверяемого.
ПЕРВЫЕ ПРЫЖКИ.
Р.дился к.злёнок в д.лине горной р.ки. Мать к.рмила его мол.ком и учила бегать по г.рам. Прыгнет с обрыва, ост.новится и з.вёт сына. М.лыш др.жит от страха, но прыгает. Мать хвалит его, лижет ему шёрстку. (По В. Пескову.)
Мы н.чевали у л.сника. Он уг.стил нас гр.бами и пров.дил к с.новалу. Прямо над соломой л.пилось гн.здо. Пять прожорливых пт.нцов пр.сили еды. Ласточка долго кружилась, б.ялась с.диться. Потом она осм.лела. Птица н.силась над нами и почти царапалась крыльями по л.цу.
3. Спиши, устно подбирай проверочные слова, вставляй пропущенные буквы.
КАМЕНЬ-ВОДА.
По.вились первые льдинки на улицах, значит, бл.зка з.ма с её морозами. На р.ке все ост.новилось, зам.рло. Но лёд делает и доброе дело. Это он защ.тил рыб в р.ке, прикрыл их прочной ст.ной от мороза. Если бы не лёд, всё ж.вое погибло от хол.да
Упражнения, направленные на композиционную и стилистическую обработку текста и т.п.
1. Спиши, рядом приписывай словосочетание по образцу, в каждой паре однокоренных слов подчеркни то, которое является проверочным.
Образец: волчья стая - стая волков.
лисья нора - .,.,
звериные следы -...,
городские улицы -....
детские лица -...,
лесной житель - ...,
морской берег -...,
садовые растения -…
2. Запиши ответы на вопросы, используя слова в скобках, вставляй пропущенные буквы.
Что нашёл охотник в горах? (Орлиное гнездо.) Кто сидел в гнезде? (Г.ладный орлёнок.) Куда понёс его охотник? (Д.мой.) Что сделала орлица? (Догн.ла охотника и закружилась над ним.) Как вёл себя орлёнок? (Бился и кр.чал.) Что сделал охотник? (Пож.лел пт.нца и отпустил его на волю.)
3. Составь предложения из слов, записанных в скобках, отвечая на вопросы.
Где жужжат тяжёлые мохнатые шмели (тяжёлые мохнатые шмели в садах, жужжат, цветущих)? Кто деловито перелетает с цветка на цветок (с цветка на цветок, деловито, пчёлы, перелетают)?
Подчеркни в составленных предложениях слова с безударной гласной в корне.
4. Спиши, вставляя слова с пропущенной буквой, дописывай предложения.
Осенью д.ревья д.рят з.лёной ёлочке подарки. Осина под.рила... . Клён р.няет .... . Ива засыпает ёлочку... .
Слова для справок: оранжевые звёздочки, красные фонарики, тонкими золотыми рыбками.
5. Распространи предложения, используя вопросы.
Первый снег.
(когда?) пошёл (какой?) снег. (какие?) снежинки закружились (где?). Снег повалил (как?). Деревья и кусты покрылись (чем?).
6. Прочитай, запиши текст, вставляя пропущенные буквы в такой последовательности: Как белка готовилась к зиме летом? Что сделала она осенью? Как белка проведет зиму?
З.мой белка св.рнётся клубочком в св.ем тёплом гнёздышке. Не стр.шны ей никакие лютые м.розы. Осенью перем.нила она св.ё рыженькое, п.льто на шу.ку. Наготовила хл.потунья запасов на всю долгую зиму, ут.плила свой домик. Ещё летом белочка нач.ла сушить гр.бы. Поднимет гриб, воткнёт его на суч.я ели.
7. Прочитай отдельные части текста, расположи их в нужной последовательности и запиши рассказ «Пчёлка на разведке», вставляя пропущенные буквы.
Выл.тела из улья и пол.тела к яблоньке. Цв.ты яблони были ещё спрятаны в почки. Пригрело раннее в.сеннее солнце. Проснулась пчёлка. Проч.стила она свои гла.ки м.хнатыми ла.ками. Наелась, нап.лась пчёлка и пол.тела д.мой.
Увидела пчёлка под кустом фиалку. Её чашечка была п.лна ела.кого сока.
8. Прочитай текст (прочитать текст может учитель).
Знаешь ли ты о замечательных опытах. Замораживали различных животных. Мышь на секунду заморозили, и она потом ожила. Лягушку на год. Рыбу тоже надолго. Постепенно оттаяв, они снова начинали жить, двигаться, есть...
Спиши, вставляя пропущенные буквы, допиши рассказ, пользуясь полученными сведениями.
КАРАСЬ.
Льдом наб.вали л.дник. Взял я кусок льда, см.трю: в с.р.дине куска рыба. Маленький карась гла.ками смотрит, чешуёй сверкает. См.трел я, д.вился, пальцы чуть не отм.рб-зил. Пол.жил на блюдо лёд. Потом я забыл про карася и вспомнил на другой день....
9. Прочитай, озаглавь рассказ и припиши к нему начало. Спиши остальную часть текста, вставляя пропущенные буквы.
...На р.бят с лаем кинулась с.бака. Дети закр.чали и под.жали к парку. Один Боря остался ст..ять на месте.
Собака ост.повилась и опустила хвост. Боря бросил ей кусок хлеба и сп.койно пошёл в школу. С.бака тихо побр.ла за ним.
10. Спиши, вставляя пропущенные безударные гласные в корне слова.
Митя нак.тался на саночках с л.дяной г.ры и на к.ньках по замерзшей реке, приб.жал д.мой и гов.рит отцу: «Уж как в.село з.мой! Я бы х.тел, чтобы всё з.ма была».
Вспомни, из какого рассказа взят отрывок? Какое время года больше всего любишь ты? Напиши, чем оно тебе нравится.
11. Прочитай начало рассказа.
БЕЛЬЧОНОК.
В л.су по веткам прыгал бельчонок. Он заметил на п.ляне гриб. Только бельчонок спрыгнул на землю, как из травы выск.чила лиса...
Продолжи рассказ, отвечая на вопросы:
Как лиса выслеживала добычу?
Как бельчонок спасался от лисы?
Запиши рассказ целиком, вставляя пропущенные буквы, подчеркни в записанном тексте все слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
12. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Заменяй, где нужно, слово лисёнок, чтобы оно не повторялось в каждом предложении.
ЛИСЁНОК.
Ранней в.сной дед принёс лисёнка. Он под.рил его внучатам. Лисёнок с.дел в ящике и см.трел на д.тей испуганными блестящими гла.ками. Лисёнку дали мяса и мол.ка. Лисёнок не ел. Веч.ром дед вынес лисёнка в сарай, а утром лисёнка в ящике не ок.залось. Ночью прих.дила мать и ув.ла лисёнка домой.
Слова для справок: он, малыш, лестной гость, детёныш.