Упражнения по теме: Безударные гласные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Гайдовская Татьяна Петровна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

МБОУ "СШ№8" г. Нижневартовска

Развитию орфографической зорко­сти будут способствовать упражнения, направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова, на сопо­ставление произношения и написа­ния ударной и безударной корне­вой гласной и, наконец, выделение слов, в которых правописание без­ударной гласной регулируется изу­чаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изученные правила, в предложени­ях, связных текстах).

1. Выпиши слова с безударной глас­ной в корне,: мостик, домовой, в стране, побелка, белить, ледок, синева, синенький, сосна.

2. Запиши однокоренные слова в таком порядке: с ударением на гласной приставки, корня, суффик­са, окончания:

чистенький, чистота, чистый, очи­щает, чистит;

город, городской, пригород, заго­родный, городок;

ледник, лёд, ледяной, леденеть, об­леденеть, подлёдный (лов); стрелы, стрельба, выстрелить, пере­стрелка, стрельбище.

Цель этих упражнений - научить школьников проводить морфологи­ческий анализ слова в специальных орфографических целях.

3. Спиши, в однокоренных словах поставь ударение, среди однокорен­ных слов подчеркни те, в которых произношение гласной в корне не совпадает с ее написанием.

Гость гостил,

Мост мостил

Без топора,

Без клиньев. (Мороз.)

Мороз морозит,

Лёд леденит,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой.)

Выпиши те однокоренные слова, в которых правописание безударной гласной в корне надо проверить.

4. Выпиши парами однокоренные слова: сначала с ударной гласной в корне, потом с безударной гласной в корне, сравни написание гласной в корнях этих слов.

Для Родины своей ни сил, ни жиз-

ни не жалей. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. Кончил дело - гуляй смело. Ко­нец - всему делу венец. Труд человека кормит, а лень пор­тит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

5. Спиши, подчеркни однокорениые слова, под безударной гласной в корне поставь точку.

Если смеются, Смеются дети, Смешным становится ъсё на свете'. (Д. Лукич.) Если бы дети На целой планете Все засмеяться сразу смогли, Вот Ъы земля задрожала_от смеха.

Я бы в лётчики пошёл, Пусть меня научат. Облетаю тучку, Тучку-летучку, Белой чайкой паря, Полетел за моря.

6. Выпиши однокоренные слова па­рами, подчеркни те, в которых пра­вописание гласных проверяется изученным правилом:

прикрепить, дворовый, изменить, гости, креп­кий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, выгля­нуть, погостить, ласка, защита, удивление, список, тяжесть.

7. Выпиши слова с безударной глас­ной в корне, припиши к ним однокоренные, расставь ударение, под­черкни безударную гласную в кор­не.

В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь встав­лено. (Прорубь.)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осе­нью.)

Что на что похоже?

Стоит берёзка зелена,

Как вешний день, шумит она.

А вот сосна.

Её кора

Красна, как летняя пора,

А это ива, ива, ива,

Как ночь осенняя плаксива.

Для устных диктантов хорошо использовать пословицы, объединяя их в тематические груп­пы, например: .

Пословицы о Родине: «Своя земля и в горсти мила», «Всякая птица свое гнездо любит», «В чу­жом месте что в лесу», «На чужой стороне и весна не красна». Пословицы о правде и добре: «Правда светлее солнца», «В ком правды нет, в том и добра ма­ло», «Про доброе дело говори сме­ло».

Пословицы о дружбе: «Лег­ко друзей найти, да трудно сохра­нить», «Новых друзей наживай, а старых не теряй». «Не копай друго­му яму, сам упадешь».

Пословицы об уме и уче­нье: «Учить - ум точить», «Повто-ренье - мать ученья», «Разум силу победит», «По платью' встречают, по уму провожают», «Видит око далеко, а ум еще дальше».

О труде, смекалке, мастер­стве: «Без труда нет плода», «Без труда не выловишь и рыбку из пру­да», «Терпенье и труд все перетрут», «К большому терпенью придет и уменье», «В камень стрелять - только стрелы терять».

Виды упраж­нений:

сопоставление слов с ударными и безударными гласными в корнях;

выбор проверочного слова из двух однокоренных;

выбор проверочного из нескольких однокоренных слов или форм;

подбор проверочных слов, обозна­чающих предмет, признак предмета, действие предмета, а также форм этих слов;

различение проверочного однокоренного и проверочного, представля­ющего изменение формы этого же слова;

подбор нескольких проверочных слов, например:

1. Запиши слова в два столбика: в первый - слова, в которых без­ударную гласную в корне надо проверить, во второй - те, с по­мощью которых эту гласную можно проверить:

коса, косилка, косить, косы, косьба; повар, варка, варенье, заварка, ва­рил, навар;

корм, кормушка, кормил, кормовая (свёкла), кормит, накормил; звери, зверинец, звериный, звер­ский, зверь;

пишет, письмо, переписка, записал, записная (книжка).

2. Из двух слов выбери провероч­ное слово, запиши его, вставь про­пущенную гласную в корнях одно-коренных слов:

стёклышко, застеклили - ст.кло; следом, следы - насл.дил; стойка, стоять - пост.ять; топить, растопка - раст.пили; посоли, соль - с.лёный;

подарок подарили - д.рить; посадка, садовник - зас.дить; пасти, пастбище'-п.стух; скрип, скрипучий - заскр.пел; просьба, проситель - пр.сить.

3. Выбери и запиши в левый стол­бик все те слова, которые будут яв­ляться проверочными, в проверяе­мом слове вставь пропущенные бук­вы:

подвязка, вязать, связка-подв.зать; наливное (яблоко), подливка, ли­вень, залив - подл.вать; светлячок, светлый, свет, светает - св.тильник;

дальний, далёкий, даль, удаление - д.леко;

знать, признание, сознаваться, со­знание - узн.вать; заявить, объявить, явка, заявка - объ.вление.

4. Прочитай, найди слова с без­ударной гласной в корне, подбери и запиши к ним проверочные; при­готовься писать текст по памяти.

Что же это за девица -

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка.)

5. Спиши, вставляя пропущенные безударные гласные, приписывай из скобок проверочные слова. Вы­полняй по образцу:

Проверочное Изменение

слово одно- этого же

коренное слова

соринка сор ---

шаги --- шаг

(Образец записывается на доске, заголовки ученики в тетради не пишут.)

с.ринка (сор, сорить);

ш.ги (шаг, шагать);

зв.зда (звёздный, звёзды);

п.скливый (писк, пищит);

сл.ды (слежка, след, следить);

г.ра (горы, гористый);

т.нистый (тенистые, тень);

др.жит (дрожь, дрожат);

м.сты (мост, мостил);

д.рил (подарок, дарили);

р.са (росы, росистый);

п.левой (полевая, полюшко);

к.рмить (кормит, кормовой);

п.строта (пёстрый, пестреет);

к.сили (косит, коса);

н.чной (ночные, ночевать, ночь);

тр.щали (трескучий, треск, трещит);

п.сал (пишет, письмо, письменный);

в.зал (вяжет, завязка, перевязал);

см.трел (смотр, рассмотрел, смо­трят);

х.дили (поход, подходный, ходят).

Часть упражнения, начиная со сло­ва трещали, можно использовать как в период изучения темы, так и при ознакомлении учащихся с час­тями речи, особенно с глаголом, ког­да дети будут знать временные формы.

6. Подбери однокоренные слова, которые обозначают предмет, приз­нак предмета, действие предмета, подчеркни среди них проверочные, вставь пропущенные буквы:

с.лон-ка -...,

х.лодильник-...,

зв.нок - ...,

защ.та -...,

л.нтяй -...,

пос.д-ка -...,

з.мовка -...,

н.чёвка -....

7. Подбери несколько проверочных слов к словам:

... - п.тёрка,

...- вр.дить,

... - подм.тал,

...-м.нять,

... - сн.гурочка,

... - поч.нить,

... - обв.зал,

... - нар.дить,

... - отк.р-мить.

Самостоя­тельные и творческие работы.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы, записывай проверочное слово перед словом с безударной глас­ной в корне.

НА РОДИНЕ КОСМОНАВТА ГЕРМАНА ТИ­ТОВА.

С.ло Полковниково. Б.резы по к.лено в цв.тах. Высокие .блака, высо­кое с.нее небо. З.пах мёда. Сотня бр.венчатых домиков гл.дится в чис­тое .зеро. Дом Титовых в пл.ну у т.полей. (По В. Пескову.)

В САДУ ВЕСНОЙ.

Во дв.ре рыхлая л.дяная горка.Тр.пинки в с.ду поч.рнели. Настала п.ра б.лить в с.ду д.ревья. Надо защ.тить их от горячего солнца и н.чного мороза.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы, записывай проверочное слово после проверяемого.

ПЕРВЫЕ ПРЫЖКИ.

Р.дился к.злёнок в д.лине горной р.ки. Мать к.рмила его мол.ком и учила бегать по г.рам. Прыгнет с обрыва, ост.новится и з.вёт сына. М.лыш др.жит от страха, но прыгает. Мать хвалит его, лижет ему шёрстку. (По В. Пескову.)

Мы н.чевали у л.сника. Он уг.стил нас гр.бами и пров.дил к с.новалу. Прямо над соломой л.пилось гн.здо. Пять прожорливых пт.нцов пр.сили еды. Ласточка долго кружилась, б.ялась с.диться. Потом она осм.лела. Птица н.силась над нами и поч­ти царапалась крыльями по л.цу.

3. Спиши, устно подбирай прове­рочные слова, вставляй пропущен­ные буквы.

КАМЕНЬ-ВОДА.

По.вились первые льдинки на ули­цах, значит, бл.зка з.ма с её мо­розами. На р.ке все ост.новилось, зам.рло. Но лёд делает и доброе дело. Это он защ.тил рыб в р.ке, прикрыл их прочной ст.ной от мороза. Если бы не лёд, всё ж.вое погибло от хол.да

Упражнения, на­правленные на композиционную и стилистическую обработку текста и т.п.

1. Спиши, рядом приписывай слово­сочетание по образцу, в каждой па­ре однокоренных слов подчеркни то, которое является проверочным.

Образец: волчья стая - стая волков.

лисья нора - .,.,

звериные следы -...,

городские улицы -....

детские лица -...,

лесной житель - ...,

морской берег -...,

садовые растения -…

2. Запиши ответы на вопросы, ис­пользуя слова в скобках, вставляй пропущенные буквы.

Что нашёл охотник в горах? (Орли­ное гнездо.) Кто сидел в гнезде? (Г.ладный орлёнок.) Куда понёс его охотник? (Д.мой.) Что сделала ор­лица? (Догн.ла охотника и закру­жилась над ним.) Как вёл себя ор­лёнок? (Бился и кр.чал.) Что сде­лал охотник? (Пож.лел пт.нца и от­пустил его на волю.)

3. Составь предложения из слов, записанных в скобках, отвечая на вопросы.

Где жужжат тяжёлые мохнатые шмели (тяжёлые мохнатые шмели в садах, жужжат, цветущих)? Кто деловито перелетает с цветка на цветок (с цветка на цветок, деловито, пчёлы, перелетают)?

Подчеркни в составленных предло­жениях слова с безударной гласной в корне.

4. Спиши, вставляя слова с пропу­щенной буквой, дописывай предло­жения.

Осенью д.ревья д.рят з.лёной ёлоч­ке подарки. Осина под.рила... . Клён р.няет .... . Ива засыпает ёлочку... .

Слова для справок: оранжевые звёздочки, красные фонарики, тон­кими золотыми рыбками.

5. Распространи предложения, ис­пользуя вопросы.

Первый снег.

(когда?) пошёл (какой?) снег. (какие?) снежинки закружились (где?). Снег повалил (как?). Деревья и кусты покрылись (чем?).

6. Прочитай, запиши текст, встав­ляя пропущенные буквы в такой последовательности: Как белка го­товилась к зиме летом? Что сдела­ла она осенью? Как белка проведет зиму?

З.мой белка св.рнётся клубочком в св.ем тёплом гнёздышке. Не стр.шны ей никакие лютые м.розы. Осенью перем.нила она св.ё ры­женькое, п.льто на шу.ку. Наготови­ла хл.потунья запасов на всю дол­гую зиму, ут.плила свой домик. Ещё летом белочка нач.ла сушить гр.бы. Поднимет гриб, воткнёт его на суч.я ели.

7. Прочитай отдельные части тек­ста, расположи их в нужной после­довательности и запиши рассказ «Пчёлка на разведке», вставляя пропущенные буквы.

Выл.тела из улья и пол.тела к яблоньке. Цв.ты яблони были ещё спрятаны в почки. Пригрело раннее в.сеннее солнце. Проснулась пчёлка. Проч.стила она свои гла.ки м.хнатыми ла.ками. Наелась, нап.лась пчёлка и пол.те­ла д.мой.

Увидела пчёлка под кустом фиалку. Её чашечка была п.лна ела.кого со­ка.

8. Прочитай текст (прочитать текст может учитель).

Знаешь ли ты о замечательных опы­тах. Замораживали различных жи­вотных. Мышь на секунду заморо­зили, и она потом ожила. Лягушку на год. Рыбу тоже надолго. Постепенно оттаяв, они снова начинали жить, двигаться, есть...

Спиши, вставляя пропущенные бук­вы, допиши рассказ, пользуясь по­лученными сведениями.

КАРАСЬ.

Льдом наб.вали л.дник. Взял я ку­сок льда, см.трю: в с.р.дине куска рыба. Маленький карась гла.ками смотрит, чешуёй сверкает. См.трел я, д.вился, пальцы чуть не отм.рб-зил. Пол.жил на блюдо лёд. Потом я забыл про карася и вспомнил на другой день....

9. Прочитай, озаглавь рассказ и припиши к нему начало. Спиши ос­тальную часть текста, вставляя про­пущенные буквы.

...На р.бят с лаем кинулась с.бака. Дети закр.чали и под.жали к пар­ку. Один Боря остался ст..ять на ме­сте.

Собака ост.повилась и опустила хвост. Боря бросил ей кусок хлеба и сп.койно пошёл в школу. С.бака тихо побр.ла за ним.

10. Спиши, вставляя пропущенные безударные гласные в корне слова.

Митя нак.тался на саночках с л.дяной г.ры и на к.ньках по замерз­шей реке, приб.жал д.мой и гов.рит отцу: «Уж как в.село з.мой! Я бы х.тел, чтобы всё з.ма была».

Вспомни, из какого рассказа взят отрывок? Какое время года больше всего любишь ты? Напиши, чем оно тебе нравится.

11. Прочитай начало рассказа.

БЕЛЬЧОНОК.

В л.су по веткам прыгал бельчонок. Он заметил на п.ляне гриб. Только бельчонок спрыгнул на землю, как из травы выск.чила лиса...

Продолжи рассказ, отвечая на во­просы:

Как лиса выслеживала добычу?

Как бельчонок спасался от ли­сы?

Запиши рассказ целиком, вставляя пропущенные буквы, под­черкни в записанном тексте все сло­ва с безударной гласной, проверяе­мой ударением.


12. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Заменяй, где нужно, слово лисёнок, чтобы оно не повторялось в каждом предложении.

ЛИСЁНОК.

Ранней в.сной дед принёс лисёнка. Он под.рил его внучатам. Лисёнок с.дел в ящике и см.трел на д.тей ис­пуганными блестящими гла.ками. Лисёнку дали мяса и мол.ка. Лисё­нок не ел. Веч.ром дед вынес ли­сёнка в сарай, а утром лисёнка в ящике не ок.залось. Ночью прих.дила мать и ув.ла лисёнка домой.

Слова для справок: он, малыш, лес­тной гость, детёныш.

© 2010-2022