Постоянные эпитеты в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№6»

_____________________________________________________________________________


Лемешко Василина Владимировна


Постоянные эпитеты

в «Песне про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и

удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова



Научный руководитель: Ашуркина Т.И.,

учитель русского языка и литературы



г.Губкинский

2009

Оглавление



  1. Введение………………………………………………………………………………3

  2. Определение эпитета, постоянного эпитета………………………………………..4

  3. Постоянные эпитеты в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова………………………………6

  4. Заключение……………………………………………………………………………11

  5. Библиографический список………………………………………………………….12









Введение

Тема работы: «Постоянные эпитеты в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.

Цель работы: провести исследование «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова с точки зрения использования постоянных эпитетов.

Задачи:

  1. Изучить, что такое постоянный эпитет.

  2. Найти в произведении М.Ю.Лермонтова постоянные эпитеты.

  3. Найти примеры использования данных постоянных эпитетов в других произведениях фольклора.

Актуальность исследования. В изученной литературе указывается на широкое использование Лермонтовым постоянных эпитетов в «Песне…» с приведением нескольких примеров. Нет исследования, которое наиболее полно рассматривало бы роль постоянных эпитетов в стилизации данного произведения. Тем более, что анализ художественных средств всегда вызывает у большинства школьников затруднения.

Гипотеза: использование Лермонтовым постоянных эпитетов позволило ему создать произведение, похожее по стилю на произведение устного народного творчества.

Объект исследования: «Песня про царя Ивана Васильевича…» и другие произведения фольклора.

Предмет исследования: постоянные эпитеты.

Методы исследования: анализ литературного произведения с точки зрения использования постоянных эпитетов, сравнительный анализ, обобщение.




Определение эпитета, постоянного эпитета

Эпитет изучали многие выдающиеся филологи: Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, А.А.Потебня, В.М.Жирмунский, Б.В.Томашевский и др. Наука до сих пор не располагает точным определением эпитета.

Самое распространенное определение эпитета (от гр. epitheton- приложение) - это образное определение предмета или действия. Функцию эпитета выполняют слова, употребленные в переносном значении.

Единого подхода к классификации эпитетов не существует.

Выделяют эпитеты по части речи, которой они выражены - эпитеты-прилагательные; эпитеты-существительные, эпитеты-наречия и даже причастия и деепричастия.

Среди эпитетов выделяют метафорические, выраженные словами в переносном значении; метонимические.

С точки зрения стилистики среди эпитетов выделяют три группы:

  1. Усилительные.

  2. Уточнительные.

  3. Контрастные.

С точки зрения происхождения эпитеты разделяют на

- общеязыковые

-индивидуально-авторские

-народно-поэтические.

Таким образом, понятие эпитет объединяет разнообразные лексические средства образности.

Предмет исследования данной работы - постоянные эпитеты.

Постоянные эпитеты характерны для произведений устного народного творчества. Кроме содержательной, он выполнял функцию запоминания, поскольку постоянные эпитеты помогали сказителю запомнить и исполнить текст былины, сказки и т.п. «В фольклоре,- пишет В.П.Аникин,- девица всегда красна, молодец- добрый, батюшка - родный, детушки - малые, молодчик - удалый, тело - белое, руки- белые, слезы - горючие, голос - громкий, поклон - низкий, стол - дубовый, вино- зеленое, водочка - сладка, орел- сизый, цветок- алый, камень- горючий, пески - сыпучие, ночь - темная, лес - стоячий, горы - крутые, леса - дремучие, туча - грозная, ветры - буйные, поле- чистое, солнце - красное, лук- тугой, кабак - царев, сабля - острая, волк - серый и пр.»1

Для индивидуально-авторского стиля использование постоянных эпитетов нехарактерно. Но воссоздание фольклорного стиля, например, в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова повлекло за собой широкое использование постоянных эпитетов.





































Постоянные эпитеты в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова

Изучив определение постоянных эпитетов, я приступила к нахождению их в произведении М.Ю. Лермонтова: старинный лад, гуслярный звон, православный народ, меду пенного, боярыня белолицая, блюдо серебряное, солнце красное, тучки синие, златой венец, грозный царь, вина заморского, золоченый ковш, удалой боец, широку грудь, дума крепкая, брови черные, очи зоркие, голубя младого, очи темные, молодой боец, слово грозное, добрый молодец, верный слуга, дума нечистивая, служба честная, царю грозному, сердца жаркого, думу черную, воля царская, плечи богатырские, сырой земле, шапка соболиная, сабля закаленная, головою кудрявою, рука заколдованная, сабля острая, лихом коне, кушаком шелковым, шапка бархатная, ворота тесовые, красны девушки, святой Руси, щеки румяные, косы русые, ленты яркие, груди белые, руки сильные, очи бойкие, православный царь, наряды парчовые, казна золотая, житье вольное, головушку буйную, копье бусурманское, коня доброго, очи слезные, кости сирые, перстенек яхонтовый, ожерелье жемчужное, дары драгоценные, лукавый раб, правды истинной, церкви Божией, закону христианскому, доброго боярина, статный молодец, речь ласковая, святые церкви, широкий двор, дверь дубовая, цепь железная, хозяйка молодая, дом высокий, жена молодая, дубовый стол, белая скатерть, детки малые, дума крепкая, сила крестная, кольца золотые, замок железный, имя честное, листочек осиновый, нож острый, смерть лютая, молва людская, головушка бедная, родной батюшка, земля сырая, сторонушка чужая, ночь темная, братцы любезные, сердце молодецкое, святая правда-матушка, сизый орел, Москва великая, златоглавая, леса дальние, синие горы, заря алая, небо чистое, народ русский, плечи могутные, борода кудрявая, час полуденный, грудь молодецкая, во сыром бору, головушка повинная, головушка бесталанная, ветры буйные, могилка безымянная, люди добрые.

В доказательство того, что они постоянные, я постаралась отыскать данные эпитеты в произведениях фольклора: былинах, пословицах.

Постоянные эпитеты из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Постоянные эпитеты из произведений фольклора

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец2

А там пыль столбом да поднималася,

Оказался во пол добрый молодец3

Не сияет на небе солнце красное4

Когда воссияло солнце красное5

Опустил он в землю очи темные6

У оратая глаза да ясна сокола7

Как я сяду поеду на лихом коне8

Что богатырь едет на лихом коне9

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!10

Ох ты гой еси, удалой добрый молодец11

И очнулся тогда добрый молодец12

Ох ты гой еси, удалой добрый молодец

Отвечает так Кирибеевич,

Покачав головою кудрявою13

У оратая кудри качаются14

Не истерся ли твой парчовый кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Иль зазубрилась сабля закаленная?15

А кафтанчик у него черна бархата16

Вздень на себя шубу соболиную17

На святой Руси, нашей матушке18

«Увезли у нее сестрицу на святую Русь19

Сложи свою буйную головушку20

Положил он колечко серебряно

На свою на буйну головушку21

… к сырой земле она клонится22

А повыдернул он Святогора из землисырой земли23

С грудью белою цалуются24

Бьет он богатыря да по белым грудям25

Что послал ты за нами во темную ночь26

Темну ноченьку он до утра27

Саблю острую28

Ты разбей-ко крышечку саблей вострою29

Красны девушки да молодушки30

Не много не мало - семь тысячей

Душечек красных девиц31

Ну, мой верный слуга32

Ай же мои слуги верные33

Косы русые34

У нее русая коса пораспущена35

Опустел широкий гостиный двор36

Приводил ее Дунай на широкий двор37

Свою лавочку дверью дубовою38

Он выходит из-за столика дубового39

Не встречает его молода жена40

Своей он как молодой женой41

Родной батюшка уж в сырой земле42

По родимому своему батюшке43

И пошли дары драгоценные44

Дай дарите ему дары драгоценные45

И приходит он в свой высокий дом46

Вшел он, Добрыня, во высок терем47

Сидит грозный царь Иван Васильевич48

Про Грозна царя Ивана про Васильевича49

И гуляют, шумят ветры буйные50

Ее дуют да ветры буйные51

Схоронили его за Москвой-рекой,

На чистом поле промеж трех дорог:

Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской;

И бугор земли сырой тут насыпали,

И кленовый крест тут поставили52

Перевезите меня на ту сторону!

Перевезите, мои братцы, схороните меня,

Схороните меня, братцы, промеж трех дорог:

Промеж Тульской, Петербургской, промеж Киевской.

В головах моих поставьте животворящий крест,

В ногах моих поставьте ворона коня,

В правую руку дайте саблю вострую.53

На чужой сторонушке пропал без вести54

Погубила добра молодца

Чужа, дальняя сторонушка55

После белому Кремлю да святым церквам56

Остановися перед церковью святой57

И проходят мимо люди добрые58

добры люди59

Словно ястреб взглянул

Взор орлиный и взлет соколиный60

Ходит плавно будто лебедушка

Идет - словно павушка плывет61

С белой грудью цалуются

И личиком бела62

Кругла, бела63

Заломлю набочок шапку бархатную, черным соболем отороченную

Наряд соколий, а походка воронья64

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Москва-

Белокаменная,

Златоглавая,

Хлебосольная,

словоохотливая65

Заключение

Цели и задачи исследования достигнуты.

Практическая ценность исследования: составлен список постоянных эпитетов, использованных М.Ю.Лермонтовым в «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Пути продолжения исследуемой темы: изучение роли эпитетов и их роли в художественных произведениях.

Библиографический список

  1. Аникин В.П.Теория фольклора. М.,1996

  2. «Песня про царя Ивана Васильевича. Молодого опричника и удалого купца Калашникова» .Литература. 7кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. /авт.сост.В.Я.Коровина. -М.: Просвещение,2008.

  3. Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002.

  4. Интернет ресурсы:

yaik.ru/rus/forces/folk/index.php?SECTION_ID=260&ELEMENT_ID=2329

svarkhipov.narod.ru/vip/gaba.htm









Рецензия

на научно-исследовательскую работу,

представленную на XV городскую НПК

Автор работы: Лемешко Василина Владимировна, ученица 7а класса МОУ «СОШ№6»

Тема работы: Постоянные эпитеты в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.

Основные принципы исследовательской работы соблюдены.

Во вводной части обоснована актуальность темы, цель, задачи, сформулирована гипотеза, объект и предмет исследования, указаны методы.

В основной части, состоящей из двух глав, показана методика и техника исследования. Содержание соответствует теме.

В заключении обозначена практическая ценность работы, формы и методы ее дальнейшего изучения.

Имеется библиографический список.

Научный руководитель: Ашуркина Т.И.





Аннотация

Тема исследовательской работы, написанной ученицей 7а класса МОУ «СОШ№6» Лемешко Василиной, «Постоянные эпитеты в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова. Цель, поставленная ученицей, - провести исследование «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова с точки зрения использования постоянных эпитетов - выполнена. Ученица использовала различные методы и приемы для достижения цели: анализ литературного произведения с точки зрения использования постоянных эпитетов, сравнительный анализ, обобщение. Новизна исследования: сравнительный анализ использования постоянных эпитетов в литературном и фольклорном произведении.



1 Аникин В.П.Теория фольклора. М.,1996,с.295.

2 «Песня про царя Ивана Васильевича. Молодого опричника и удалого купца Калашникова» .Литература. 7кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. /авт.сост.В.Я.Коровина. -М.: Просвещение,2008. стр.119

3 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.43

4 «Песня про царя Ивана Васильевича. Молодого опричника и удалого купца Калашникова» стр.119

5 Былина «Вольга и Микула», стр.54

6 «Песня про царя Ивана Васильевича. Молодого опричника и удалого купца Калашникова» стр.119

7 Былина «Вольга и Микула», стр.55

8 Песня про царя, стр.121

9 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.44

10 «Песня про царя Ивана Васильевича. Молодого опричника и удалого купца Калашникова» стр.118

11 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.44

12 Песня про царя, стр.120

13 Песня про царя, стр.121

14 Былина «Вольга и Микула», стр.19

15 «Песня про царя Ивана Васильевича. Молодого опричника и удалого купца Калашникова» стр.120

16

17 Иван гостиный сын, стр.73

18 Песня про царя, стр.121

19 Дунай, стр.66

20 Песня про царя, стр.133

21 Дунай, стр.69

22 Песня про царя, стр.120

23 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.44

24 Песня про царя, стр.121

25 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.45

26 Песня про царя, стр.127

27 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.45

28 Песня про царя, стр.122

29 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.47

30 Песня про царя, стр.121

31 Волх Всеславьевич. Стр.53

32 Песня про царя, стр.122

33 Дунай, стр.64

34 Песня про царя, стр.121

35 Дунай, стр.65

36 Песня про царя, стр.123

37 Дунай, стр.65

38 Песня про царя, стр.123

39 Дунай, стр.68

40 Песня про царя, стр.123

41 Садко, стр.77

42 Песня про царя, стр.126

43 Василий Буслаев молиться ездил, стр.104

44 Песня про царя, стр.122

45 Илья Муромец и Соловей-разбойник, стр.133

46 Песня про царя, стр.122

47 Добрыня и змей, стр.177

48 Песня про царя, стр.119

49 Взятие Казани, стр.232

50 Песня про царя, стр.134

51 Свадебные песни семиреченских казаков

52 Песня про царя, стр.134

53 Песни птицы Гамаюн ( русские веды)

54 Песня про царя, стр.126

55 Исторические песни Уральских казаков

56 Песня про царя, стр.129

57 Ты , река ли моя реченька

58 Песня про царя, стр.134

59 Ты , река ли моя реченька

60 Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост.,авт.вступ.ст.,коммент. И слов Ю.Г.Круглов.-М.:Просвещение,1990, стр.143

61 Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост.,авт.вступ.ст.,коммент. И слов Ю.Г.Круглов.-М.:Просвещение,1990, стр.145

62 Стр.144

63 Стр.145

64 Стр.146

65 Стр.114


© 2010-2022