Технологическая карта урока развития речи Главное в тексте - идея, основная мысль (5 класс ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 62. ГЛАВНОЕ В ТЕКСТЕ - ИДЕЯ, ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ.

Цель деятельности
учителя

Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить с понятием идея текста

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие идея текста; уметь редактировать текст.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Текст, идея текста

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (само-определение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь все понять.

- Ребята! Сегодня мы отправляемся в сказку. О чем она будет? Посмотрите на экран. (Слайд презентации с текстом сказки
Е. Пермяка «Волшебные краски».)

Слушают учителя, участвуют
в диалоге
с учителем, размещают учебные материалы
на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Листы обратной связи

2. Актуализация
и пробное учебное дей-

ствие

Чтение.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, читают текст.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и от-

вечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы, вопросы для уточнения информации.

Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

- Как вы поняли притчу?

- Что такое притча? (Предварительное домашнее задание: посмотреть в толковом словаре лексическое значение слова «притча».)

Ученики отвечают, затем учитель открывает запись на слайде:

Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме (по школьному «Словарю литературоведческих терминов»). У Ожегова притча - иносказательный рассказ с поучением.

- Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо,
не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам.

Запись на доске:

Иносказание, аллегория - изображение отвлеченного нравственного понятия или явления через конкретный образ (по школьному «Словарю литературоведческих терминов»)

Отвечают
на вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная

Познавательные: способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения раз личных учебных задач

Вопросы для уточнения информации

3. Выявление места
и причины затруднения

Анализ содержания текста, беседа.

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся.

- Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? Автор выносит названия этих предметов в заглавие. (Краски для рисования.)

- Кто их вводит в ситуацию? (Рассказчик.)

- Почему в его речи возникает эпитет «волшебные»? (Сначала он имеет в виду именно волшебные, сказочные краски, а потом говорит, что и обычные краски могут стать волшебными.)

Этот вывод учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки.

Обдумывают ответы на вопросы, записывают вывод.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информации.

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И - направо! И еще

Через левое плечо!

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Выполнение упражнений

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения -

Беседа по вопросам, анализ образной системы текста

- О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему?
(О том, как добрый мальчик учился рисовать.)

Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики - в тетрадях.

- Почему именно добрый ребенок получает в подарок волшебные краски? В чем выражалась доброта мальчика? (Злой человек, получив большую власть, может захотеть использовать ее во вред окружающим. Мальчик же хотел сделать приятное другим людям, принести им пользу.)

- Как отреагировали люди на его подарки? Прочитайте. Почему они ужаснулись и сказали, что он причинил много зла? (Он не умел рисовать, поэтому все получилось плохо.)

- Почему Дед Мороз, дав мальчику простые краски, сказал: «Они могут стать волшебными, если ты этого захочешь»? Как нужно понимать сказанное? (Ответы учащихся.)

Обобщение: На самом деле мальчик учился трудолюбию и настойчивости

Отвечают
на вопросы, выполняют задания

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи
с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Устные ответы

5. твор-

ческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта

Эвристическая беседа

- Как понимать последний абзац? Чему мудрый рассказчик хочет нас научить?

Ученики с помощью учителя, дополняя друг друга, дают ответ на вопрос, тем самым определяют идею текста: «Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, но и недостаточно одного желания делать добро другим. Нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо трудиться».

- Вот в чем смысл поучения притчи, нравственной идеи, которую хочет донести до читателя автор

Работают
с текстом,

отвечают
на вопросы, под руководством педагога формулируют вывод

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану

Вопросы для уточнения информации

6. Первичное закрепление
с комментированием

во внешней речи

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составле-

ние связных рас-

сказов об изученных нормах

- Какой заголовок вы предложите, чтобы он отражал не тему («Волшебные краски»), а идею текста? («Самый великий волшебник из всех самых великих волшебников - руки трудолюбивого, настойчивого человека» и т. п.)

Выбранный заголовок записывается на первой пропущенной после темы строке

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

7. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Письменная работа

- Составьте план текста, по возможности используя цитаты, так, чтобы он отражал развитие идеи.

Примерный план

1. Красками можно нарисовать все, что захочешь, и нарисованное оживет.

2. Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке - они могут натворить много бед.

3. Самый добрый мальчик тут же принялся рисовать для других, желая людям добра.

4. Никто не мог воспользоваться нарисованным: не умея рисовать, мальчик зря извел краски.

5. Пришло время, настали счастливые дни, когда нарисованное им на бумаге стало переходить в жизнь.

6. Так случается со всем тем, к чему прикасаются руки самого великого волшебника из всех самых великих волшебников - руки трудолюбивого, настойчивого человека.

контролирует правильность работы детей

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, выполняют задание, отвечают на вопросы

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы, письменная работа

8. Включение
в систему знаний
и повторение

Обобщение полученных
на уроке сведений, оценивание

- А теперь мы закроем текст и попробуем коротко (10 предложений) отразить его содержание, пользуясь планом и записями в тетради.

Учащиеся записывают тексты сжатого изложения. Учитель открывает текст сказки.

- Удалось ли нам в нескольких предложениях передать основное содержание текста? Что нам помогло? (Да, мы правильно выделили идею, основную мысль, поэтому легко смогли передать, что хотел сказать автор.)

- Какова роль идеи текста? (Это главная мысль текста, без нее текст не получится.)

Пишут сжатое изложение по тексту, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют
и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменная работа, устные ответы

9. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравил-

ся - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;
заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Оценивание учащихся за работу
на уроке; листы обратной связи


5

© 2010-2022