Доклад Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каратаева Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Карымская СОШ

Тема: «Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы»

«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания».

Вахтерова В.П.

В последнее время существенно изменились общественные требования к образованию. Эти изменения принято связывать с так называемым информационным взрывом, основной признак которого - лёгкость получения, общедоступность информации. В новых условиях недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, нужно уметь творчески применять их в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, грамотно использовать её. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.

От характерного для школы ХХ века гностического подхода, при котором основной общеобразовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошёл поворот к деятельностному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний обучающимися. Этот подход закреплён законодательно в Концепции модернизации российского образования.

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку эти задачи конкретизируются: на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей её полноте.

По сравнению с традиционным обучением, направленным на сообщение, а затем на воспроизведение учебного материала, исследовательский метод кажется революционным. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, даёт возможность самостоятельного поиска и даёт радость открытия.

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни.

К сожалению, наша современная школа не всегда может соответствовать этим задачам в силу самых разных причин. Так возникает противоречие между стандартами образования и социальным заказом.

Поиски решения этой очень серьёзной проблемы ведутся по всем направлениям. Одним из путей решения было и остаётся формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала ребёнка, его способностей, одарённости.

Таким образом, главная цель инновационного педагогического опыта: развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Заявленная цель определяет дальнейшие задачи:

  • создание условий для самовыражения обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями;

  • использование различных педагогических технологий, а именно исследовательской деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся;

  • активизация процессов осмысленного учения на уроках русского языка

Новизна опыта состоит в том, что обучение направлено на развитие индивидуальных качеств личности, на проявление творческих возможностей обучающихся. В основе опыта лежит технология исследовательской деятельности.

Ведущей педагогической идеей опыта является развитие творческих и мыслительных способностей обучающихся, в ходе которых формируются орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения.

Главное направление моей педагогической деятельности - развитие интеллектуального потенциала обучающихся.

Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно ориентированной, проектной и исследовательской, информационной, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности. Однако в течение последних двух лет, я заинтересовалась исследовательской деятельностью, потому что именно она формирует в учениках такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.

Мой опыт работы, который складывался в течение многих лет в результате творческой переработки научной информации и отбора эффективных приёмов и средств обучения на практике, убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения применимо ко всем ученикам без исключения. Ценность этого в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Главная цель учебно-исследовательской работы - образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.

Однако современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?

Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать.

Конечно же, нужна педагогическая поддержка. Нужно начать с того, что разработать определённую технологию взаимодействия с одарённым ребёнком. Нужно создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все притязания ребёнка, позволяла бы ему делать свой выбор учебной деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие его познавательную активность. Преподавание школьных предметов должно быть направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. И к учителю в данном случае предъявляется следующее требование - создать благоприятные условия для этого процесса.

Признаками высоких способностей обучающихся являются познавательная активность, развитая память, внимание, логичность и нестандартность мышления, самостоятельность в работе. Именно их развитие и формирование - основа моей преподавательской деятельности.

На первом этапе работы (5 - 7 классы) - я выявляю способности обучающихся и их дальнейшее развитие. На этом этапе активно использую самые разные педагогические технологии в зависимости от уровня знаний обучающихся, от их умений и навыков, от их психологического состояния.

Одной из важнейших является игровая технология преподавания, которая помогает сделать переход от начальной школы в основную более незаметным. К тому же игры на уроке развивают такие важные качества, как быстроту, логику и нестандартность мышления.

Развитие аналитического мышления, развитие способностей сопоставлять, выделять главное, аргументировать свой ответ даёт использование разных видов диктантов (они активно используются на всех уроках русского языка во всех классах и в разных формах - коллективной, индивидуальной): распределительного, выборочного, объяснительного, лингвистического. Такие задания хороши при использовании на уроках русского языка приёмов проблемного обучения.

К проблемной технологии преподавания я отношу задания, связанные с различными видами разборов на уроках русского языка (это универсальный способ систематизации изученного материала во всех классах), которые помогают развитию логики мышления обучающихся.

Развитию критического мышления обучающихся способствует такая форма работы на уроке, как редактирование (такая работа в силу своей сложности и ответственности используется в большей степени в 7 - 9-х классах). И её тоже можно положить в копилку проблемной технологии.

При личностно ориентированном обучении интересны будут задания, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания (такие задания востребованы учащимися на всех ступенях обучения). Данные качества развивают всевозможные творческие работы, задания, связанные с лексикой.

От отдельных заданий я делаю переход к целым урокам, способствующим развитию творческого и интеллектуального потенциала школьников.

В качестве примера представляю урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения», который входит в серию уроков по синтаксису.

Если разобрать этот урок по этапам, то можно увидеть, что для достижения учебной, развивающей и воспитательной целей были использованы самые разные педагогические технологии. На первом этапе - на разминке - был использован игровой момент - загадки, и благодаря ему создан нужный эмоциональный тон, а также последующий переход к теме урока. При объяснении нового материала использовалась проблемная ситуация, которая помогла пробудить интерес учащихся к теме урока.

Работа в мобильных группах воспитывала чувство коллективизма и уверенность в себе. Индивидуальная работа помогала проявить себя ученикам как личностям. Итоговый тест проверил не только первичное закрепление материала, но и помог учащимся в очередной раз поверить в собственные силы. (Кстати, из 16 учащихся, выполнявших тест, ни один не получил отрицательной оценки, две трети оценок - «хорошо» и «отлично».) А всё вкупе учит детей-пятиклассников мыслить, в том числе и самостоятельно (очень важное умение для последующих занятий исследовательской деятельностью).

В качестве следующего примера предлагаю урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание гласных перед Н и НН в причастиях».

Данный урок - пример личностно ориентированного обучения. Все задания на всех этапах урока должны были помочь проявить себя каждому учащемуся, помочь поверить в собственные силы, учить самостоятельности мышления, умению принимать решения самостоятельно. Листок контроля внёс в учебную деятельность не только желание получить хорошую оценку, но и дух соревнования, желание отличиться, проявить свою индивидуальность.

Обращаю внимание на тот факт, что на одном уроке могут использоваться фрагментарно различные педагогические технологии - игровая, поисковая, проблемная, личностно ориентированная - для того, чтобы развивать и индивидуальность обучающихся, и творческий потенциал, и, самое главное, интеллект.

Таким образом, и нестандартные задания, и нестандартные уроки способствуют развитию в обучающихся вкуса к предмету «русский язык», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. Так у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью.

Вот так вот ненавязчиво мы приблизились к главному - к исследовательской работе как способу развития интеллектуального потенциала обучающихся. На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования. В качестве примера предлагаю урок русского языка в 8 классе по теме «Виды обстоятельств».

На этом уроке для объяснения нового материала использовалось мини-исследование. Так, совместно с обучающимися была выдвинута гипотеза, обучающимися был проведён самостоятельный анализ языкового материала, ими были сделаны самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии (все учащиеся за урок получили только «хорошо» и «отлично»), а также последующие занятия по теме. Вот вам прямое доказательство того, что исследовательская деятельность (даже если она ставит перед собой цель (с точки зрения науки) лишь овладеть различными способами получения знаний) активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках русского языка у всех обучающихся, независимо от их интеллектуального уровня.

Такие же мини-исследования я предлагаю продвинутым ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. Но нужно помнить, что исследовательскую деятельность предваряет большая предварительная работа:

  • письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку, способности и интересы обучающихся;

  • обсуждение лингвистических работ,

  • выполнение упражнений, моделирующих исследование;

  • выполнение заданий и задач на систематизацию теоретических знаний о языке, заданий, нацеливающих обучающихся на самостоятельный подбор языкового материала.

Такая работа осуществляется на уроках русского языка и во внеклассной работе по русскому языку в 5 - 7 (8) классах.

Работа над творческим и интеллектуальным потенциалом обучающихся продолжается и на элективных курсах при предпрофильном и профильном обучении, в 9 - 11-х классах. Элективные курсы дают возможность обучающимся глубже изучать школьные предметы, определиться в дальнейшем в выборе профессии.

Элективные курсы по русскому языку дают возможность обучающимся по-новому взглянуть на привычный школьный предмет и соответственно проявить себя с новой стороны.

Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными обучающимися лишь второй год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает обучающихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся учебно - исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно.

Предлагаю вашему вниманию две учебно - исследовательские работы, выполненные моими ученицами. Обе были представлены на районном форуме «Одарённые дети» в номинации «Родное слово» в 2012 году.

Автор первой работы - Рытик Екатерина, обучающаяся 10 класса, которая изучала молодёжный сленг.

Когда мы занимались этим исследованием, то первоначально моя подопечная выполняла отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Но постепенно под моим руководством, вникая всё глубже в суть исследования, Е. Рытик смогла от операционного уровня самостоятельности перейти к тактическому уровню, то есть увидела логику развития исследования, установила взаимосвязи и смогла планировать дальнейшие шаги в своей работе. Таким образом, исследовательская деятельность помогла моей ученице овладеть общими навыками получения знаний, расширила её кругозор, заставила поверить в собственные силы.

Автор второй работы - Гаранина Наталья, обучающаяся 11 класса, которая изучала дуэли в русской литературе в произведениях А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Уровень самостоятельности Н.Гараниной был настолько высок, что она легко ориентировалась в изменяющейся обстановке, была логична и последовательна в своих действиях, планировала дальнейший ход исследовательской деятельности, пользовалась необходимой литературой. Мне оставалось только корректировать ход её работы. Языковые процессы, представленные в работе, мы анализировали совместно. Полученные результаты даже вызвали у нас разногласия. Мы, как настоящие учёные, пытались в споре найти истину, и нам это удалось. Несомненно, что эта исследовательская деятельность помогла моей ученице в ещё большей степени развить её творческий потенциал.

Я считаю, что исследовательская деятельность обучающихся - это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности.

Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения обучающихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся.














© 2010-2022