Программа по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального образования:36.02.01. «Ветеринария», 35.02.08. «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».

Организация-разработчик: ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

Разработчик: Абармитова Д.Б., преподаватель общеобразовательных дисциплин.



Рассмотрена и одобрена на заседании

МО общеобразовательных дисциплин

от «__»_________2015

Протокол №_________

Председатель МО__________/С.К. Барадиева/

Содержание

стр.

  1. Паспорт программы учебной дисциплины 4

  2. Структура и содержание учебной дисциплины 6

  3. Условия реализации программы учебной дисциплины 18

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 19







1.Паспорт программы учебной дисциплины

ОДБ.01 «Русский язык»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины может быть использована для изучения учебной дисциплины «Русский язык» по специальностям 110810 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», 110801«Ветеринария».

1.2. Дисциплина принадлежит к учебному циклу:

ОДБ.01

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать/понимать

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка в объеме 78 часов, в том числе:

учебные занятия 78 часов;

практические занятия (семинары, сочинения) 26 часов.

2.Структура и примерное содержание учебной дисциплины

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

78

Учебные занятия

78

Практические занятия (семинары, сочинения)

26

Итоговая аттестация

Экзамен





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа учащихся.

Количество часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи.



Входная контрольная работа

2

3

Тема 1. Введение.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

2

2

Тема 2. Язык и речь. Основные требования к речи.

Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.



2


2

Тема 3. Функциональные стили речи и их особенности.

Научный стиль речи.

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки. Сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.


2


2


Практическая работа №1.

Тема 4. Официально-

деловой стиль речи. Публицистический стиль речи.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление. Доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его значение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.


2



2

Тема 5. Художественный стиль речи. Текст как произведение речи.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

2




2


Тема 6. Функционально-смысловые типы речи.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).



2



2

Практическое занятие №2.

Раздел 2.

Лексика и фразеология.

Тема 1. Слово в лексической системе языка.

Активный и пассивный запас слов.

Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.




2







2

Тема 2. Употребление фразеологизмов в речи. Лексические нормы.

Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.


2



2

Практическая работа №3.

Контрольная работа. Составление словаря фразеологизмов.

2

3

Раздел 3.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема 1. Фонетические единицы. Звук и фонема.

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

2


2


Тема 2. Фонетика. Звуки и буквы. Благозвучие речи.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

2

2

Тема 3. Орфоэпические нормы.

Использование орфографического словаря.

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание И-Ы после приставок.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных с использованием орфографических словарей.

3

2

Раздел 4.

Морфемика, словообразование, орфография.

Тема 1. Морфемика. Морфемы - значимые части слова.

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

1

2

Тема 2. Способы словообразования. Особенности словообразования.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

2

2

Практическая работа №4.

Тема 3. Употребление приставок в разных стилях речи.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.


1

2

Раздел 5.

Морфология и орфография.

Тема 1. Грамматические признаки слова.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).

1

2

Тема 2. Знаменательные и незнаменательные части речи.

Имя существительное.

Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных.


2


2

Тема 3. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных.

Склонение имен существительных.

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных.

Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

2

2

Практическая работа №5.

Тема 4. Имя прилагательное.

Употребление форм имен прилагательных в речи.

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных

Употребление форм имен прилагательных в речи. Морфологический разбор имени прилагательного.


2


2

Практическая работа №6.

Тема 5. Имя числительное.

Местоимение.

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.


2



2


Тема 6. Глагол.

Причастие - особая форма глагола.

Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.


2


2

Практическая работа №7.

Тема 8. Деепричастие - особая форма глагола. Наречие.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.


2


2

Тема 9. Слова категории состояния.

Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

1

2

Раздел 6.

Служебные части речи.

Тема 1. Предлог.

Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

1

Тема 2. Союз.

Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

2

2

Тема 3. Частицы.

Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

2

2

Тема 4. Междометия и звукоподражательные слова.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

2

2

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация.

Тема 1. Основные единицы синтаксиса.

Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

2

2

Тема 2. Словосочетание.

Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

2

2

Тема 3. Простое предложение.

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Односоставное и неполное предложения.


2


2

Тема 4. Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

1

2

Тема 5. Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средство связи предложений в тексте.


2


2

Практическая работа №8 для тем 2-5.

Тема 6. Знаки препинания при обращении.

Знаки препинания при междометии.

Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Употребление междометий в речи.


2


2

Тема 7. Способы передачи чужой речи.

Оформление диалога.

Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Знаки препинания при диалоге. Оформление диалога.


2


3

Контрольная работа

Тема 8. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

2

2

Практическая работа №9.

Тема 9. Сложноподчиненное предложение.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2

2

Практическая работа №10.

Тема 10. Бессоюзное сложное предложение.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.


2


2

Практическая работа №11.

Тема 11. ССП. СПП. БСП. Тестирование.

Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение.

2

3

Тема 13. Синонимия простых и сложных предложений. Повторение всего пройденного материала «Морфология и синтаксис».

Синонимия простых и сложных предложений. Морфология и синтаксис.

2

2

Контрольная работа. ССП.СПП. БСП.

2

3

Итого


78
















3.Условия реализации программы учебной дисциплины

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета русского языка.

Оборудование учебного кабинета русского языка:

  1. Доска;

  2. Рабочее место преподавателя;

  3. Рабочие места по количеству студентов;

  4. Комплект учебно-методической документации;

  5. Наглядные пособия, раздаточный материал.



  1. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Учебники и учебные пособия

Русский язык» для студ. учреждений сред. проф. образования под ред. Н.А. Герасименко. - 12-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 496 с.

Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М. Просвещение, 2009. - 287 с.





4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.



Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;



• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Оценка устных ответов

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка работы на аудиторных занятиях;

Оценка устных ответов;

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка работы на аудиторных занятиях;

Оценка устных ответов;

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка работы на аудиторных занятиях;

Оценка устных ответов;

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка работы на аудиторных занятиях;


Оценка устных ответов;

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка работы на аудиторных занятиях;

Оценка устных ответов;

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка работы на аудиторных занятиях;

Оценка устных ответов;

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка работы на аудиторных занятиях;




29


© 2010-2022