- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык
Программа по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Абармитова Д.Б. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального образования:36.02.01. «Ветеринария», 35.02.08. «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».
Организация-разработчик: ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»
Разработчик: Абармитова Д.Б., преподаватель общеобразовательных дисциплин.
Рассмотрена и одобрена на заседании
МО общеобразовательных дисциплин
от «__»_________2015
Протокол №_________
Председатель МО__________/С.К. Барадиева/
Содержание
стр.
-
Паспорт программы учебной дисциплины 4
-
Структура и содержание учебной дисциплины 6
-
Условия реализации программы учебной дисциплины 18
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 19
1.Паспорт программы учебной дисциплины
ОДБ.01 «Русский язык»
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины может быть использована для изучения учебной дисциплины «Русский язык» по специальностям 110810 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», 110801«Ветеринария».
1.2. Дисциплина принадлежит к учебному циклу:
ОДБ.01
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка в объеме 78 часов, в том числе:
учебные занятия 78 часов;
практические занятия (семинары, сочинения) 26 часов.
2.Структура и примерное содержание учебной дисциплины
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
78
Учебные занятия
78
Практические занятия (семинары, сочинения)
26
Итоговая аттестация
Экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа учащихся.
Количество часов
Уровень освоения
Раздел 1.
Язык и речь. Функциональные стили речи.
Входная контрольная работа
2
3
Тема 1. Введение.
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
2
2
Тема 2. Язык и речь. Основные требования к речи.
Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
2
2
Тема 3. Функциональные стили речи и их особенности.
Научный стиль речи.
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки. Сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
2
2
Практическая работа №1.
Тема 4. Официально-
деловой стиль речи. Публицистический стиль речи.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление. Доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его значение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
2
2
Тема 5. Художественный стиль речи. Текст как произведение речи.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
2
2
Тема 6. Функционально-смысловые типы речи.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
2
2
Практическое занятие №2.
Раздел 2.
Лексика и фразеология.
Тема 1. Слово в лексической системе языка.
Активный и пассивный запас слов.
Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
2
2
Тема 2. Употребление фразеологизмов в речи. Лексические нормы.
Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
2
2
Практическая работа №3.
Контрольная работа. Составление словаря фразеологизмов.
2
3
Раздел 3.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Тема 1. Фонетические единицы. Звук и фонема.
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
2
2
Тема 2. Фонетика. Звуки и буквы. Благозвучие речи.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
2
2
Тема 3. Орфоэпические нормы.
Использование орфографического словаря.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание И-Ы после приставок.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных с использованием орфографических словарей.
3
2
Раздел 4.
Морфемика, словообразование, орфография.
Тема 1. Морфемика. Морфемы - значимые части слова.
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
1
2
Тема 2. Способы словообразования. Особенности словообразования.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
2
2
Практическая работа №4.
Тема 3. Употребление приставок в разных стилях речи.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
1
2
Раздел 5.
Морфология и орфография.
Тема 1. Грамматические признаки слова.
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).
1
2
Тема 2. Знаменательные и незнаменательные части речи.
Имя существительное.
Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных.
2
2
Тема 3. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных.
Склонение имен существительных.
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных.
Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
2
2
Практическая работа №5.
Тема 4. Имя прилагательное.
Употребление форм имен прилагательных в речи.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных
Употребление форм имен прилагательных в речи. Морфологический разбор имени прилагательного.
2
2
Практическая работа №6.
Тема 5. Имя числительное.
Местоимение.
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
2
2
Тема 6. Глагол.
Причастие - особая форма глагола.
Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
2
2
Практическая работа №7.
Тема 8. Деепричастие - особая форма глагола. Наречие.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
2
2
Тема 9. Слова категории состояния.
Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
1
2
Раздел 6.
Служебные части речи.
Тема 1. Предлог.
Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
2
1
Тема 2. Союз.
Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
2
2
Тема 3. Частицы.
Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
2
2
Тема 4. Междометия и звукоподражательные слова.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
2
2
Раздел 7.
Синтаксис и пунктуация.
Тема 1. Основные единицы синтаксиса.
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
2
2
Тема 2. Словосочетание.
Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
2
2
Тема 3. Простое предложение.
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Односоставное и неполное предложения.
2
2
Тема 4. Осложненное простое предложение.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
1
2
Тема 5. Предложения с обособленными и уточняющими членами.
Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средство связи предложений в тексте.
2
2
Практическая работа №8 для тем 2-5.
Тема 6. Знаки препинания при обращении.
Знаки препинания при междометии.
Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Употребление междометий в речи.
2
2
Тема 7. Способы передачи чужой речи.
Оформление диалога.
Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Знаки препинания при диалоге. Оформление диалога.
2
3
Контрольная работа
Тема 8. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
2
2
Практическая работа №9.
Тема 9. Сложноподчиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
2
2
Практическая работа №10.
Тема 10. Бессоюзное сложное предложение.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
2
2
Практическая работа №11.
Тема 11. ССП. СПП. БСП. Тестирование.
Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение.
2
3
Тема 13. Синонимия простых и сложных предложений. Повторение всего пройденного материала «Морфология и синтаксис».
Синонимия простых и сложных предложений. Морфология и синтаксис.
2
2
Контрольная работа. ССП.СПП. БСП.
2
3
Итого
78
3.Условия реализации программы учебной дисциплины
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета русского языка:
-
Доска;
-
Рабочее место преподавателя;
-
Рабочие места по количеству студентов;
-
Комплект учебно-методической документации;
-
Наглядные пособия, раздаточный материал.
-
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Учебники и учебные пособия
Русский язык» для студ. учреждений сред. проф. образования под ред. Н.А. Герасименко. - 12-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 496 с.
Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М. Просвещение, 2009. - 287 с.
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Оценка устных ответов
Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;
Оценка работы на аудиторных занятиях;
Оценка устных ответов;
Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;
Оценка работы на аудиторных занятиях;
Оценка устных ответов;
Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;
Оценка работы на аудиторных занятиях;
Оценка устных ответов;
Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;
Оценка работы на аудиторных занятиях;
Оценка устных ответов;
Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;
Оценка работы на аудиторных занятиях;
Оценка устных ответов;
Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;
Оценка работы на аудиторных занятиях;
Оценка устных ответов;
Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;
Оценка работы на аудиторных занятиях;
29