Рабочая программа по русскому языку для 11 класса профильного уровня (социально-гуманитарный профиль)

Рабочая программапо русскому языку для 11 класса профильного уровня (социально-гуманитарный профиль) составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), Примерной программы общего образования по русскому языку и  программы Минобрнауки РФ для общеобразо­вательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой. Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику:  Русский язык. 10-11 классы : учеб. д...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №30 г. Йошкар-Олы»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

на 2014-2015 учебный год





Программу разработала:





Пленкина Г.П.,

учитель русского языка и литературы







11 класс

(социально-гуманитарный профиль)




2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса профильного уровня (социально-гуманитарный профиль) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), Примерной программы общего образования по русскому языку и программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой. Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику: Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2013.

Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

- рекомендована Министерством образования РФ;

- оответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование, средства контроля (тексты контрольных диктантов, тесты и т.д.).

Учебно-методический комплекс:

- Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2013.

- контрольно-измерительные материалы для подготовки к ЕГЭ.

- Д.Э.Розенталь « Справочник по русскому языку»,М., Эксмо-Пресс, 1998.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение русского языка в школе на профильном уровне предполагает дальнейшую реализацию метапредметной образовательной функции этой дисциплины. Обучение направлено на развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных, творческих способностей, которые влияют на качество усвоения старшеклассниками всех других школьных предметов, а в перспективе во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, в том числе и профессиональной, способствуют социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира. Важнейшей задачей курса является также углубление и расширение знаний в области лингвистики, совершенствование языковых и коммуникативных умений, востребованных в процессе получения филологического, гуманитарного образования в вузе по избранной специальности.

Целями изучения русского языка на профильном уровне в средней (полной) школе являются:

• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

• расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

• совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительно-выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа;

• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение различными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;

• существенное расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного употребления основных вариантных форм словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Предполагаются следующие методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.)

- проблемно-поисковый (как ведущий)

- технология развивающего обучения

- личностно-ориентированное обучение

- тестовые технологии

- коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контро

льных

Развитие речи

Работа с тестами ЕГЭ

Основные принципы русской пунктуации.

1




Словосочетание

2




Простое предложение

57

6

16

14

Сложные предложения

23

3

3

6

Предложения с чужой речью. Прямая речь, цитаты

1




Стилистика, культура речи

3




Подготовка к ЕГЭ

15

2

2

11

Итого

102

11

21

31

Содержание программы учебного курса

(профильный уровень- 102 часа)


  1. Основные принципы русской пунктуации (1 час)

  2. Словосочетание (2 часа)

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания.


  1. Простое предложение (57 часов)

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях.

Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.


  1. Сложные предложения (23 часа)

Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Сложные предложения с разными видами связи. Синонимия разных типов сложного предложения.


  1. Предложения с чужой речью (1час)

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

6. Стилистика и культура речи (3 часа)

Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.

Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Анализ текстов разных стилей и жанров.

7.Подготовка к ЕГЭ (15 часов)

Система практических и контрольных работ, включающих заданиятеста ЕГЭ; комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.







ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ (102 часа)

I ПОЛУГОДИЕ

сентябрь

1

1.

Основные принципы русской пунктуации.

2.

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.

3.

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.

2

1.

Двусоставные и односоставные предложения. Неполные предложения.

2.

Типы сказуемого.

3.

Тире между подлежащим и сказуемым.

3

1.

Проверочная работа (тест) .

2.

Работа с тестом ЕГЭ

3.

Работа с тестом ЕГЭ

4

1.

Предложения с однородными членами.

2.

Предложения с однородными членами.

3.

Предложения с однородными членами.

октябрь

5

1.

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».

2.

Обучение написанию сочинения по прочитанному тексту. План, критерии сочинения. Р/Р.

3.

Обучение написанию сочинения по прочитанному тексту. План, критерии сочинения. Р/Р.

6

1.

Написание рецензии на текст художественного стиля. Р/Р

2.

Обособление определений.

3.

Обособление определений.

7

1.

Обособление определений.

2.

Р/Р. Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. Сочинение.

3.

Обособление приложений и дополнений.

8

1.

Обособление приложений и дополнений.

2.

Работа с тестом ЕГЭ

3.

Работа с тестом ЕГЭ

ноябрь

9

1.

Обособление обстоятельств.

2.

Обособление обстоятельств.

3.

Уточняющие обстоятельства.

10

1.

Урок-практикум. Обособленные члены предложения

2.

Урок-практикум. Обособленные члены предложения

3.

Проверочная работа по теме: «Обособленные члены предложения».

11

1.

Работа с тестом ЕГЭ.

2.

Работа с тестом ЕГЭ.

3.

Комплексный анализ текста публицистического стиля. Р/Р

12

1.

Комплексный анализ текста публицистического стиля. Р/Р

I ПОЛУГОДИЕ

2.

Р/р. Способы определения авторской позиции. Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте и его аргументация. Типы аргументов.

3.

Р/р. Сочинение.

декабрь

13

1.

Работа с тестом ЕГЭ.

2.

Работа с тестом ЕГЭ.

3.

Сравнительный оборот.

14

1.

Сравнительный оборот.

2.

Вводные слова и предложения.

3.

Вводные слова и предложения.

15

1.

Обращения. Междометия и слова-предложения да - нет.

2.

Обращения. Междометия и слова-предложения да - нет.

3.

Проверочная работа по теме: «Сравнительный оборот. Вводные слова и предложения. Обращение».

16

1.

Урок-практикум. Работа с тестом ЕГЭ.

2.

Зачётная работа. Тест ЕГЭ.

3.

Зачётная работа. Тест ЕГЭ.

II ПОЛУГОДИЕ

январь

17

1.

Анализ зачётных работ.

2.

Работа с тестом ЕГЭ.

3.

Работа с тестом ЕГЭ.

18

1.

Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.

2.

Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.

3.

Пунктуация в сложносочинённом предложении.

19

1.

Пунктуация в сложносочинённом предложении.

2.

Комплексный анализ текста научно-популярного стиля. Р/Р.

3.

Комплексный анализ текста научно-популярного стиля. Р/Р.

февраль

20

1.

Пунктуация в сложносочинённом предложении.

2.

Работа с тестом ЕГЭ.

3.

Работа с тестом ЕГЭ.

21

1.

Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений.

2.

СПП. Виды придаточных предложений.

3.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.

22

1.

СПП с двумя или несколькими придаточными.

2.

Работа с тестом ЕГЭ.

3.

Работа с тестом ЕГЭ.

23

1.

СПП с двумя или несколькими придаточными.

2.

Проверочная работа по теме: «Сложноподчинённые предложения».

3.

Р/Р. Сочинение.


март

24

1.

Р/Р. Сочинение.

2.

Работа с тестом ЕГЭ.

3.

Работа с тестом ЕГЭ.

25

1.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

3.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

26

1.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2.

Проверочная работа по теме: «Бессоюзное сложное предложение» .

3.

Р/Р. Сочинение.

апрельль

27

1.

Р/Р. Сочинение.

2.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

3.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

28

1.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

2.

Контрольный тест по пунктуации.

3.

Прямая речь, цитаты.

29

1.

Стили речи.

2.

Тропы и стилистические фигуры.

3.

Тропы и стилистические фигуры.

30

1.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

2.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

3.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

май

31

1.

Зачётная работа. Тест ЕГЭ.

2.

Зачётная работа. Тест ЕГЭ.

3.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

32

1.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

2.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

3.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

33

1.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

2.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

3.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

34

1.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

2.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

3.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с тестами.

Учебно-методические средства обучения


Литература для учителя

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.-М., 1994.

3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2001.

4.Розенталь Д.Э. Секреты стилистики (Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - 5-ое изд. - М.: Айрис-пресс, 2005

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (Под ред. И.Б. Голуб. - 2-ое изд., испр. - М.: Гольф: Айрис-пресс, 1999

6. Шнайдерман Л. А. Русский язык на «отлично». Тесты и упражнения. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Дополнительная литература


  1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка / О.С.Ахманова.- М.: Рус. яз., 1986с.- 448с.

  2. Большой орфографический словарь русского языка: Ок. 106 000 слов / Под ред. С.Г.Бархударова. - М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2003. -528с.

  3. Булыко, Александр Николаевич. Современный школьный словарь иностранных слов / А.Н.Булыко. - М.: Мартин,2005. - 624с.

  4. Быстрова, Е.А.Учебный фразеологический словарь / Е.А.Быстрова; А.П.Окунева; Н.М.Шанский. - М.: АСТ,1998. - 304с.

  5. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно: Трудности современного русского произношения и ударения / Л.А.Вербицкая, Н.В.Богданова, Г.Н.Скляровская.-4-е изд. - Спб.: Академия, 2003.- 160с.

  6. Глинкина, Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: Словарь-справочник: ок.6000 слов / Л.А.Глинкина. - 2-е изд.,испр.,доп. - М.:АСТ, Астрель,2006. -381с.

  7. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание / В.И.Даль. - М.: АСТ, Астрель, 2003с.- 757с.

  8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М.: «ИТИ Технологии», 2008. - 944с.

  9. Словарь синонимов русского языка: 2000слов, ок. 800 синонимических рядов / Л.П.Алекторова, Л.А.Веденская, В.И.Зимин. - М.: АСТ, Астрель, 2005. - 333с.

  10. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н.Тихонов. - М.: Цитадель-трейд, Спб.: Виктория плюс, 2005. - 576с.

  11. Ушаков, Д. Н. Современный орфографический словарь русского языка / Д.Н.Ушаков. - М.: РИПОЛ, Классик, 2010.- 509с.

  12. Федорова, Т. Ф. Словообразовательный словарь русского языка / Т.Ф.Федорова. - М.: Лад Ком,2011. - 768с.

  13. Шанский Н.М. В мире слов: Кн.для учителя. Очерки о строении, употреблении русских слов, - М.: Просвещение, 1985. - 255с.

  14. Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание / Сост. М.В.Панов.- М.: Педагогика, 1984. -352с.

Мультимедийные пособия

Электронный репетитор-тренажер «Наставник»

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Htpp//gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал : «Русский язык»

  2. OrenEdu - сайт ГУ РЦРО

  3. openclass.ru/



© 2010-2022