Рабочая программа по внеурочной деятельности по литературе Литературная гостиная

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Криушинская средняя общеобразовательная школа

Ульяновская область город Новоульяновск

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

классных руководителей

Руководитель МО

_______/ ПоляковаО.В/

ФИО

Протокол № _________

От «____»____________2015г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ Криушинская СОШ

_________/НемцоваЕ.И/

ФИО

«____»___________2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №___от___/___________201__

Директор

МОУ Криушинская СОШ

_________/Ершова Т.А./

ФИО

«___»______________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Литературная гостиная»

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) основное общее 7 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 1 Уровень базовый__________

(базовый, профильный)

Учитель Козякова Галина Алексеевна, первой квалификационной категории

( ФИО, квалификационная категория)

2015 - 2016учебный год




Пояснительная записка

Актуальность

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуро-сберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Кружок «Литературная гостиная» приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельностия, развития мотивации и самоопределения.

Цели кружка:

  1. Оказание учащимся помощи в выборе профессии

  2. Овладение типичными для профиля видами деятельности (анализ и творческая переработка текста, заучивание наизусть, овладение элементарными навыками актерского и режиссерского мастерства и др.)

  3. Предоставление возможности ученикам проявить себя и добиться успеха: литературно-музыкальной композиции, концерте и т.д.

  4. Предоставление школьникам возможности проявить свои творческие способности, самореализоваться и самоутвердиться.

Задачи:

  • приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой культуры;

  • развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности;

  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся;

  • формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человечества;

  • воспитание речевой культуры обучающихся.

Данная программа разработана для проведения кружка «Литературная гостиная», содержание программы рассчитано на 34 часа. Кружок проводится один раз в неделю. В программе участвуют учащиеся 7 класса, стремящиеся к развитию творческого потенциала. Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения (2 полугодия).

Методы и формы работы:

  • Планирование бесед, конкурсов;

  • Наличие дидактического и лекционного материала;

  • Разработки музыкально-поэтических вечеров, поэтических встреч.

Система работы:

Зарождение замысла и продумывание сюжета внеклассного мероприятия.

  1. Работа по определению темы будущей « гостиной »:

- юбилейная дата писателя или поэта,

- тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения,

- участие в литературных конкурсах, требующее более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя.

2. Подбор литературного материала.

3. Создание сценария.

4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения.

5. Знакомство учащихся с их ролью в будущей « гостиной ».

6. Работа с музыкальным и художественным материалами.

Работа с творческими группами по воплощению замысла.

1. Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи).

2. Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д.).

3. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера.

4. Создание выставок.

5. Консультации, репетиционная (тренировочная) работа.

Сценическая реализация замысла.

Она зависит от типа встречи в «Литературной гостиной ».

Закрытые заседания имеют свои особенности в силу меньшего количества гостей, сжатости пространства и времени протекания встречи.

Они проходят в кабинете литературы, оформленном в стиле «гостиной».

За основу работы взято традиционное понимание слова «гостиная», данное многими методистами, «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость» Руководствуемся принципом психологической комфортности для всех присутствующих в гостиной , что создается с помощью атрибутов камин, свечи, стены, расписанные арками средневековых дворцов, нежные пастельные цвета кабинета, музыка, люстры и бра, создающие особый душевный комфорт и романтический настрой.

Структура встречи в « гостиной » на закрытом заседании:

1. Сбор гостей (10-15 минут).

2. Представление и знакомство с участниками «гостиной» и гостями.

3. Зажжение свечи - символа «гостиной».

4. Знакомство с темой разговора.

5. Чаепитие и начало поэтического сценария.

6. Воплощение замысла (сценария).

7. Отклик гостей на происходящее (они свободны, инициативны, готовы высказать свое мнение, сами могут что-то почитать и т.д.)

8. «Стоя в прихожей, я хочу сказать » (момент прощания, последние слова перед уходом).

9. Музыка завершает момент прощания.

Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности по времени имеют свою структуру:

1. Сбор гостей в зале

2. Зажжение свечи и поэтическое вступление в тему.

3. Сценическая реализация.

Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися.

Литературно-музыкальная композиция (монтаж отдельных выступлений - художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст - комментарий ведущего) является одной из форм встречи в «Литературной гостиной» Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления, различных голосовых звучаний.

Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она дает возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью.

Поэтому основная форма работы по реализации программы «Литературной гостиной» - это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию (ее содержание продолжает общую тему).

4. Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т е обратная связь с гостями).

Творческие проекты.

Сочинения стихотворений: «Проба пера. Лирический дневник»; «Посвящается родному краю».

Написание учащимися сочинений различных жанров - это результат глубокого осмысления художественного произведения, критического подхода к нему. Это форма проявления авторской индивидуальности, так как она требует личностного отношения к произведению, выражения собственных мыслей и чувств.

Поэтому наряду с сочинениями критического, публицистического характера, учащиеся активно создают художественные сочинения. Такие формы работ (рассказ, очерк, памфлет, письмо, дневник и т. д.) привлекают своей оригинальностью и позволяют учащимся, глубоко вникая в содержание произведения, высказать собственное мнение, поставив себя на место героя.

Использование реферативной формы работы (исследовательской работы) - это самостоятельный подход ученика к анализу литературной проблемы. Использование дополнительной литературы, предлагающей различные подходы к рассмотрению проблемы, развивает самостоятельность, инициативность и способность к глубине анализа художественного произведения и целой темы.

Условия успешности:

__ яркость новой идеи и высокий художественный уровень литературного материала;

- освоенность активных методов обучения (групповые дискуссии, драматизация и др.);

- востребованность этих форм внеклассной деятельности и общественное признание;

- увлеченность руководителя, его профессионализм.

Трудоемкость данного педагогического опыта состоит в следующем:

- в создании определенной атмосферы, соответствующей теме (создание кабинета-гостиной, музыкального сопровождения и др.);

- в определении темы и в отборе материала (как текстуального, так и художественного);

- в создании сценария на основе отобранного материала;

- в работе с учащимися над воплощением идеи на сцене.

Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями.

Результативность.

1. Педагогический опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.

2. Развитие коммуникативной активности, творческих способностей через создание собственных произведений, даже целых сборников стихов.

3. Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.

4. Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.).

Принципы работы.

1. Принцип психологической комфортности.

Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера (кабинет, оформленный в стиле « Литературной гостиной », со свечами, музыка и т. д.) поможет психологически настроиться на общение.

2. Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта.

Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие, как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.

3. Принцип интеграции и диалога искусств.

Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства.

4. Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска.

Собственный творческий поиск учащихся - это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и пр., открывать путь к самопознанию.

Содержание программы

Введение. Знакомство с целями, задачами и планированием деятельности литературной гостиной. Знакомство с основами сценического искусства. Знакомство с теорией стиха.

Есенинская осень. Углубленное изучение творчества С.А.Есенна. Литературно-музыкальная композиция. Видение мира через стихи, не входящие в обязательный минимум программы. Создание собственных стихотворений о малой родине, о природе.

Поэты серебряного века. Углубленное знакомство с творчеством поэтов серебряного века через представление образов.

«Любви все возрасты покорны». Необычные стихи о любви известных мастеров слова. Создание собственных стихотворений о любви.

«Афганистан - незаживающая рана». Совместно с библиотекарем Литературно-музыкальная композиция.

Современная русская поэзия. Представление своего любимого поэта-современника. Аргументация своего выбора.

Литература военных лет. Работа со стихотворениями и прозаическими произведениями, ставшими символами любви, верности, стойкости, жизни и др. В.Быков, В.Астафьев, А.Твардовский, В.Некрасов, К.Симонов, О.Бергольц. Краткий очерк жизни и творчества. Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, лиризм). Война как трагедия народа.

День Победы. Краткая история Великой Отечественной войны. Обзор музыкальных произведений, посвященных войне и Победе. Представление литературно-музыкальной композиции.

Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная».


Требования к учащимся:

Учащиеся должны:

  1. Воспринимать художественную литературу;

  2. Изучать культурное наследие;

  3. Овладевать научным представлением о характере и особенностях развития литературы и искусства;

  4. Формировать творческий потенциал, коммуникативные качества.

  5. Расширять интеллектуального кругозора.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Введение.

2

Есенинская осень.

6

Поэты серебряного века.

4

Современная русская поэзия «В стихах могу сказать о многом»

5

«Любви все возрасты покорны»

4

«Афганистан - незаживающая рана»

3

Литература военных лет

5

День Победы

3

Фотоотчёт. Подведение итогов

2

ВСЕГО ЗАНЯТИЙ

34














Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Примечание

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. Знакомство с целями, задачами и деятельностью литературной гостиной.


03.09.15


2

Знакомство с основами сценического искусства. Теория стиха.


10.09.15


3

Творческая биография С.А.Есенина


17.09.15


4

Подбор стихотворений для литературно-музыкальной композиции. Репетиция


24.09.15


5

Работа над презентацией о Есенине и художественным оформлением классной комнаты


01.10.15


6

Репетиция лит.муз. композиции по творчеству С.А.Есенина

Создание соб.стих. о природе, о малой родине (дом.зад)

08.10.15


7

Репетиция литературно-музыкальной композиции


15.10.15


8

Литературно-музыкальная композиция по творчеству С.А.Есенина


22.10.15


9

Подбор поэтов Серебряного века для их представления на литературной композиции


29.10.15


10

Литературная композиция «Гостиная у З. Гиппиус»


12.11.15


11

Литературная композиция «Гостиная у Цветаевой»


19.11.15


12

Литературная композиция «Гостиная у Гумилёва»


26.11.15


13

Составление сценария литературного вечера о поэте - современнике


03.12.15


14

Репетиция литературного вечера о поэте-современнике


10.12.15


15

Репетиция литературного вечера о поэте - современнике


17.12.15


16

Оформление выставки Подбор материалов для презентации своего любимого поэта-современника


24.12.15


17

Литературная гостиная «В стихах могу сказать о многом»

Создание соб.стих. о любви (дом.зад)

14.01.16


18

Подбор интересных стихотворений о любви знаменитых поэтов


21.01.16


19

Составление литературной композиции


28.01.16


20

Репетиция литературно-музыкальной композиции


04.02.16


21

Литературный вечер «Любви все возрасты покорны»


11.02.16


22

Подбор материалов для отражения смысла Афганистана в судьбе страны (песни, стихи, монологи, отрывки из кинофильмов и др.).


18.02.16


23

Репетиция литературно-музыкальной композиции об Афганистане


25.02.16


24

Литературно-музыкальная композиция «Афганистан - незаживающая рана»


03.03.16


25

Выбор произведения военных лет для художественного анализа


10.03.16


26

Просмотр отрывков кинофильма


17.03.16


27

Сопоставление кинофильма и книги. Анализ данных произведений


24.03.16


28

Современная трактовка произведения


07.04.16


29

Собственное мнение в создании сочинения-отзыва на прочитанное произведение

Отзыв

14.04.16


30

Подбор стихотворений и песен для литературно-музыкальной композиции о В.О.в.


21.04.16


31

Репетиция литературно-музыкальной композиции о В.О.в.


28.04.16


32

Литературно-музыкальная композиция о В.О.в. «Муза в солдатской шинели»


05.05.16


33

Оформление фотоматериала


12.05.16


34

Подведение итогов


19.05.16



Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Иллюстрированные альбомы писателей и поэтов.

  2. Печатные портреты писателей и поэтов.

  3. Различная художественная литература.

  4. wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

  5. feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

  6. metlit.nm.ru (методика преподавания литературы)

  7. poezia.ru/ (поэзия)

  8. uroki.net/ (уроки, сценария)

  9. rst.ru (Российская государственная библиотека)

  10. k uroku.ru (опыт учителей)

  11. newlit.ru/ (новая литература)



© 2010-2022