- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по внеурочной деятельности по литературе Литературная гостиная
Рабочая программа по внеурочной деятельности по литературе Литературная гостиная
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козякова Г.А. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
Криушинская средняя общеобразовательная школа
Ульяновская область город Новоульяновск
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
классных руководителей
Руководитель МО
_______/ ПоляковаО.В/
ФИО
Протокол № _________
От «____»____________2015г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МОУ Криушинская СОШ
_________/НемцоваЕ.И/
ФИО
«____»___________2015г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом №___от___/___________201__
Директор
МОУ Криушинская СОШ
_________/Ершова Т.А./
ФИО
«___»______________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературная гостиная»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное общее 7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 1 Уровень базовый__________
(базовый, профильный)
Учитель Козякова Галина Алексеевна, первой квалификационной категории
( ФИО, квалификационная категория)
2015 - 2016учебный год
Пояснительная записка
Актуальность
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуро-сберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Кружок «Литературная гостиная» приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.
Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельностия, развития мотивации и самоопределения.
Цели кружка:
-
Оказание учащимся помощи в выборе профессии
-
Овладение типичными для профиля видами деятельности (анализ и творческая переработка текста, заучивание наизусть, овладение элементарными навыками актерского и режиссерского мастерства и др.)
-
Предоставление возможности ученикам проявить себя и добиться успеха: литературно-музыкальной композиции, концерте и т.д.
-
Предоставление школьникам возможности проявить свои творческие способности, самореализоваться и самоутвердиться.
Задачи:
-
приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой культуры;
-
развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности;
-
воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся;
-
формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человечества;
-
воспитание речевой культуры обучающихся.
Данная программа разработана для проведения кружка «Литературная гостиная», содержание программы рассчитано на 34 часа. Кружок проводится один раз в неделю. В программе участвуют учащиеся 7 класса, стремящиеся к развитию творческого потенциала. Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения (2 полугодия).
Методы и формы работы:
-
Планирование бесед, конкурсов;
-
Наличие дидактического и лекционного материала;
-
Разработки музыкально-поэтических вечеров, поэтических встреч.
Система работы:
Зарождение замысла и продумывание сюжета внеклассного мероприятия.
-
Работа по определению темы будущей « гостиной »:
- юбилейная дата писателя или поэта,
- тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения,
- участие в литературных конкурсах, требующее более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя.
2. Подбор литературного материала.
3. Создание сценария.
4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения.
5. Знакомство учащихся с их ролью в будущей « гостиной ».
6. Работа с музыкальным и художественным материалами.
Работа с творческими группами по воплощению замысла.
1. Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи).
2. Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д.).
3. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера.
4. Создание выставок.
5. Консультации, репетиционная (тренировочная) работа.
Сценическая реализация замысла.
Она зависит от типа встречи в «Литературной гостиной ».
Закрытые заседания имеют свои особенности в силу меньшего количества гостей, сжатости пространства и времени протекания встречи.
Они проходят в кабинете литературы, оформленном в стиле «гостиной».
За основу работы взято традиционное понимание слова «гостиная», данное многими методистами, «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость» Руководствуемся принципом психологической комфортности для всех присутствующих в гостиной , что создается с помощью атрибутов камин, свечи, стены, расписанные арками средневековых дворцов, нежные пастельные цвета кабинета, музыка, люстры и бра, создающие особый душевный комфорт и романтический настрой.
Структура встречи в « гостиной » на закрытом заседании:
1. Сбор гостей (10-15 минут).
2. Представление и знакомство с участниками «гостиной» и гостями.
3. Зажжение свечи - символа «гостиной».
4. Знакомство с темой разговора.
5. Чаепитие и начало поэтического сценария.
6. Воплощение замысла (сценария).
7. Отклик гостей на происходящее (они свободны, инициативны, готовы высказать свое мнение, сами могут что-то почитать и т.д.)
8. «Стоя в прихожей, я хочу сказать » (момент прощания, последние слова перед уходом).
9. Музыка завершает момент прощания.
Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности по времени имеют свою структуру:
1. Сбор гостей в зале
2. Зажжение свечи и поэтическое вступление в тему.
3. Сценическая реализация.
Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися.
Литературно-музыкальная композиция (монтаж отдельных выступлений - художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст - комментарий ведущего) является одной из форм встречи в «Литературной гостиной» Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления, различных голосовых звучаний.
Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она дает возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью.
Поэтому основная форма работы по реализации программы «Литературной гостиной» - это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию (ее содержание продолжает общую тему).
4. Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т е обратная связь с гостями).
Творческие проекты.
Сочинения стихотворений: «Проба пера. Лирический дневник»; «Посвящается родному краю».
Написание учащимися сочинений различных жанров - это результат глубокого осмысления художественного произведения, критического подхода к нему. Это форма проявления авторской индивидуальности, так как она требует личностного отношения к произведению, выражения собственных мыслей и чувств.
Поэтому наряду с сочинениями критического, публицистического характера, учащиеся активно создают художественные сочинения. Такие формы работ (рассказ, очерк, памфлет, письмо, дневник и т. д.) привлекают своей оригинальностью и позволяют учащимся, глубоко вникая в содержание произведения, высказать собственное мнение, поставив себя на место героя.
Использование реферативной формы работы (исследовательской работы) - это самостоятельный подход ученика к анализу литературной проблемы. Использование дополнительной литературы, предлагающей различные подходы к рассмотрению проблемы, развивает самостоятельность, инициативность и способность к глубине анализа художественного произведения и целой темы.
Условия успешности:
__ яркость новой идеи и высокий художественный уровень литературного материала;
- освоенность активных методов обучения (групповые дискуссии, драматизация и др.);
- востребованность этих форм внеклассной деятельности и общественное признание;
- увлеченность руководителя, его профессионализм.
Трудоемкость данного педагогического опыта состоит в следующем:
- в создании определенной атмосферы, соответствующей теме (создание кабинета-гостиной, музыкального сопровождения и др.);
- в определении темы и в отборе материала (как текстуального, так и художественного);
- в создании сценария на основе отобранного материала;
- в работе с учащимися над воплощением идеи на сцене.
Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями.
Результативность.
1. Педагогический опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.
2. Развитие коммуникативной активности, творческих способностей через создание собственных произведений, даже целых сборников стихов.
3. Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.
4. Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.).
Принципы работы.
1. Принцип психологической комфортности.
Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера (кабинет, оформленный в стиле « Литературной гостиной », со свечами, музыка и т. д.) поможет психологически настроиться на общение.
2. Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта.
Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие, как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.
3. Принцип интеграции и диалога искусств.
Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства.
4. Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска.
Собственный творческий поиск учащихся - это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и пр., открывать путь к самопознанию.
Содержание программы
Введение. Знакомство с целями, задачами и планированием деятельности литературной гостиной. Знакомство с основами сценического искусства. Знакомство с теорией стиха.
Есенинская осень. Углубленное изучение творчества С.А.Есенна. Литературно-музыкальная композиция. Видение мира через стихи, не входящие в обязательный минимум программы. Создание собственных стихотворений о малой родине, о природе.
Поэты серебряного века. Углубленное знакомство с творчеством поэтов серебряного века через представление образов.
«Любви все возрасты покорны». Необычные стихи о любви известных мастеров слова. Создание собственных стихотворений о любви.
«Афганистан - незаживающая рана». Совместно с библиотекарем Литературно-музыкальная композиция.
Современная русская поэзия. Представление своего любимого поэта-современника. Аргументация своего выбора.
Литература военных лет. Работа со стихотворениями и прозаическими произведениями, ставшими символами любви, верности, стойкости, жизни и др. В.Быков, В.Астафьев, А.Твардовский, В.Некрасов, К.Симонов, О.Бергольц. Краткий очерк жизни и творчества. Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, лиризм). Война как трагедия народа.
День Победы. Краткая история Великой Отечественной войны. Обзор музыкальных произведений, посвященных войне и Победе. Представление литературно-музыкальной композиции.
Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная».
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
-
Воспринимать художественную литературу;
-
Изучать культурное наследие;
-
Овладевать научным представлением о характере и особенностях развития литературы и искусства;
-
Формировать творческий потенциал, коммуникативные качества.
-
Расширять интеллектуального кругозора.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Введение.
2
Есенинская осень.
6
Поэты серебряного века.
4
Современная русская поэзия «В стихах могу сказать о многом»
5
«Любви все возрасты покорны»
4
«Афганистан - незаживающая рана»
3
Литература военных лет
5
День Победы
3
Фотоотчёт. Подведение итогов
2
ВСЕГО ЗАНЯТИЙ
34
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Примечание
Дата по плану
Дата по факту
1
Введение. Знакомство с целями, задачами и деятельностью литературной гостиной.
03.09.15
2
Знакомство с основами сценического искусства. Теория стиха.
10.09.15
3
Творческая биография С.А.Есенина
17.09.15
4
Подбор стихотворений для литературно-музыкальной композиции. Репетиция
24.09.15
5
Работа над презентацией о Есенине и художественным оформлением классной комнаты
01.10.15
6
Репетиция лит.муз. композиции по творчеству С.А.Есенина
Создание соб.стих. о природе, о малой родине (дом.зад)
08.10.15
7
Репетиция литературно-музыкальной композиции
15.10.15
8
Литературно-музыкальная композиция по творчеству С.А.Есенина
22.10.15
9
Подбор поэтов Серебряного века для их представления на литературной композиции
29.10.15
10
Литературная композиция «Гостиная у З. Гиппиус»
12.11.15
11
Литературная композиция «Гостиная у Цветаевой»
19.11.15
12
Литературная композиция «Гостиная у Гумилёва»
26.11.15
13
Составление сценария литературного вечера о поэте - современнике
03.12.15
14
Репетиция литературного вечера о поэте-современнике
10.12.15
15
Репетиция литературного вечера о поэте - современнике
17.12.15
16
Оформление выставки Подбор материалов для презентации своего любимого поэта-современника
24.12.15
17
Литературная гостиная «В стихах могу сказать о многом»
Создание соб.стих. о любви (дом.зад)
14.01.16
18
Подбор интересных стихотворений о любви знаменитых поэтов
21.01.16
19
Составление литературной композиции
28.01.16
20
Репетиция литературно-музыкальной композиции
04.02.16
21
Литературный вечер «Любви все возрасты покорны»
11.02.16
22
Подбор материалов для отражения смысла Афганистана в судьбе страны (песни, стихи, монологи, отрывки из кинофильмов и др.).
18.02.16
23
Репетиция литературно-музыкальной композиции об Афганистане
25.02.16
24
Литературно-музыкальная композиция «Афганистан - незаживающая рана»
03.03.16
25
Выбор произведения военных лет для художественного анализа
10.03.16
26
Просмотр отрывков кинофильма
17.03.16
27
Сопоставление кинофильма и книги. Анализ данных произведений
24.03.16
28
Современная трактовка произведения
07.04.16
29
Собственное мнение в создании сочинения-отзыва на прочитанное произведение
Отзыв
14.04.16
30
Подбор стихотворений и песен для литературно-музыкальной композиции о В.О.в.
21.04.16
31
Репетиция литературно-музыкальной композиции о В.О.в.
28.04.16
32
Литературно-музыкальная композиция о В.О.в. «Муза в солдатской шинели»
05.05.16
33
Оформление фотоматериала
12.05.16
34
Подведение итогов
19.05.16
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Иллюстрированные альбомы писателей и поэтов.
-
Печатные портреты писателей и поэтов.
-
Различная художественная литература.
-
wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
-
feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
-
metlit.nm.ru (методика преподавания литературы)
-
poezia.ru/ (поэзия)
-
uroki.net/ (уроки, сценария)
-
rst.ru (Российская государственная библиотека)
-
k uroku.ru (опыт учителей)
-
newlit.ru/ (новая литература)