Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС) Тема: Распространенные и нераспространенные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Тема «Распространенные и нераспространенные предложения»

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: урок-путешествие

Цель урока: знакомство с понятиями распространённые и нераспространенные предложения, формирование умения отличать распространенные от нераспространённых предложений, умение характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности; способствовать нравственно- этическому воспитанию учащихся.

Задачи:

  • обучающая: организовать работу учащихся по повторению и углублению понятий о главных членах предложения; ввести в активный словарь учащихся термина распространенные и нераспространенные предложения;

  • развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать , обобщать, высказывать предположения, делать выводы;

  • воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Метапредметные

Регулятивные : целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.

Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, проводит сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирает смысловые единицы предложения и устанавливает отношения между ними; строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; представляет информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

Коммуникативные: приобретает опыт работы в группе; умеет задавать вопросы, слушать и отвечать, формулирует свою собственную точку зрения, умеет высказывать и обосновывать ее.

Предметные : научатся опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получат возможность научиться анализировать предложения с точки зрения структурной организации.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал, презентация.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА





Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся


Формируемые умения (УУД)

1.

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

-1 мин.

Приветствует обучающихся, организует подготовку рабочих мест, создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность

- Добрый день, ребята. Сегодня на уроке с вами буду работать я. Меня зовут Людмила Ивановна.

Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем- то и просто, и мудро
При встрече здороваться и говорить:
- Добрый вам день! Солнце и птицы!
- Добрый вам день! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым.
Пусть добрый наш день длится до вечера!

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Временам года». Мы побываем в гостях у каждого времени года. Помогут нам увидеть красоту и очарование каждого времени года замечательные стихи русских поэтов о природе и знаменитые картины русских художников. Слайд 1

Приветствуют учителя, показывают готовность к учебной деятельности

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль

коммуникативные:

-уметь полно и точно выражать свои мысли

-умение слушать

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям по разделу «Синтаксис».

3 мин

Индивидуальная работа у доски

Организует повторение знаний, закрепление умений.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

- Чтобы наше путешествие было интересным , нам необходимо повторить изученный ранее материал.

- Ребята, с какими темами вы работали на предыдущих уроках? Что вы изучили?

- Молодцы! Вы хорошо знаете и помните то, что изучили на предыдущих уроках. Значит наше путешествие будет интересным и познавательным. Первая станция, на которой мы остановимся «Поэтические строки» Слайд 2

- Ваша задача из данных предложений выписать грамматическую основу.

- Но прежде чем вы начнете выполнять задание, давайте вспомним из чего состоит грамматическая основа?

- Дайте определение подлежащему. Сказуемому.

- Какими частями речи могут выражаться подлежащее ? (Существит. Местоимен.) А сказуемое? (Глагол, краткое прилагательное и существительное)

Учитель вызывает учащегося к доске

- Молодцы! Кто желает поработать у доски?

- Обратите внимание на доску. Слайд 2 Перед вами поэтические строки. Напоминаю, вам необходимо выписать грамматические основы предложений.

Один ребенок работает по карточке у доски, а весь класс со слайдом.

1. Белый снег сверкает синим огоньком. (И.Никитин)

2. Крупный дождь в лесу зелёном прошумел по стройным клёнам. (И.Бунин)

3. Ранняя осень- пора грибов.

- Проверяем . _________ прочти то, что у тебя получилось. Ребята, кто согласен с ____________
- Посмотрите на третье предложение. Чем оно отличается от предыдущих?

- Ребята, почему в 3 предложении стоит тире?

Работают в тетрадях, записывают дату

Синтаксис

предложение, словосочетание, подлежащее, сказуемое

Обучающиеся принимают правила

Вспоминают и дают определения подлежащему и сказуемому.

Ученик выходит к доске и выписывает грамматическую основу предложений





Снег сверкает..

Дождь прошумел. .

Осень-пора.


И подлежащее и сказуемое выражено именем существительным в им. п..

коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества

Регулятивные - планирование урока

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные - анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные - полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

3

Первичное восприятие и усвоение нового теорет. уч. материала.

3 мин



Фронтальная работа





- Постановка проблемы.

- Молодцы ! Вы показали хорошие знания по «Грамматическая основа» И теперь мы можем продолжить путешествие по "Временам года" , а чтобы познакомиться с каждым временем года поближе, увидеть его особенности, почувствовать его красоту и прелесть, нам необходимо найти помощников. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(Слайд 3) 1

Осень.

Воздух бодрит.

Лёд лежит.

2

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит.

С

- Назовите грамматическую основу в данных предложениях.

- Дают ли нам эти предложения полно и ярко представить картину осени? (НЕТ)

- Ребята, посмотрите как преобразил картину осени Николай Алексеевич Некрасов. Слайд 3 (2) ПРОЧИТАТЬ СТРОКИ

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит

- Изменилась картина осени? А с помощью чего Некрасов ярче и образнее описывает осень? (Второстепенные)

(В первой группе только основа предложения, во второй -еще и второстепенные члены. )

- Верно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам. Таким образом, мы с вами нашли помощников в нашем путешествии по временам года. Это именно второстепенные члены предложения.

Работа с дополнительным материалом



Отвечают на поставленные вопросы.


- Одна грамматическая основа и общее содержание, первая группа предложений - нераспространенные предложения, второе предложение - распространенное

- Нужны, они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение часто теряет смысл

Одна грамматическая основа и общее содержание, первая группа предложений - нераспространенные предложения, второе предложение - распространенное).

Регулятивные - расположение материала, полученного в ходе наблюдения.

Познавательные - умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные - полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные - умение применять сопоставительный анализ при работе




4.

Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

2 мин

- Исходя из наших рассуждений, давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока. Скажите, как можно назвать эти предложения ? (ПОКАЗАТЬ УКАЗКОЙ НА ПЕРВУЮ ГРУППУ) А эти как мы назовем? (ПОКАЗАТЬ УКАЗКОЙ НА ВТОРУЮ ГРУППУ)

-Молодцы! Действительно, это нераспространенные (слайд 3 (1) (состоящие только из главных членов) и распространенные (слайд 3(2) (состоящие из главных и второстепенных членов) предложения.

- Итак, тема нашего урока … «Распространенные и нераспространенные предложения» ?

Слайд 4

Запись темы урока в тетрадь: " Распространенные и нераспространенные предложения"

- Молодцы! Мы вместе определили тему урока. А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

- А если я вам дам слова-помощники? Слайд 5

  • Познакомиться (с чем?)…

  • Дать определение (чему?)…

  • Уметь различать (что?)…

  • Уметь использовать в речи (что?)…

Запись обучающимися темы урока


Формулируют цель урока по образцу на доске

Личностные - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Регулятивные - целеполагание и планирование своей деятельности; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Познавательные - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

5.

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися нового материала по отличию распространённых и нераспростра-нённых предложений

7 мин

Работа в парах


Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение

- Дайте попытаемся дать свое определение понятиям «распространенные предложения» и «нераспространенные предложения»

- Откройте учебник на стр. 160 прочитайте теоретический материал.

-Скажите , ребята, правильно ли мы дали определение понятиям «распространенные предложения» и «нераспространенные предложения»?

- Теперь все что мы рассмотрели отобразим в схеме.

- Какие предложения мы изучаем?

Составляем СХЕМУ

Работа в парах. Повторяют правила работы в парах. Слайд 7.

- Мы продолжаем наше путешествие. Мы прибыли на станцию «Картинная галерея» Сейчас мы все вместе окунемся в прекрасный мир тепла и солнечного света.

- Обратите внимание на доску. ( Слайд 8) На слайде репродукция картины Левитана « Июньский день. Лето»). Перед вами известная картина Иссака Ильича Левитана «Июньский день. Лето» Левитан изобразил лесной пейзаж. Русский лес с широкими невытоптанными лугами полевых цветов, с несрубленными высокими деревьями, где полным-полно грибов и ягод. Художник постарался на полотне передать всю радость ликующей природы лета. Природа живет, торопится жить - летняя пора скоротечна, увы.

- У вас на столах конверты. В них лежат карточки с заданием , слова для справок и правила работы в парах. Прежде чем вы приступите к выполнению задания, прочтите правила работы в паре.

Задание : распространить предложения, добавив в них второстепенные члены.

Небо. Стоит берёза. Раскинулось поле. Цветут васильки, ромашки . Виднеется лес.

Слова для справок: одинокая, голубое, полевые, вдали, зелёный, огромный , незрелой ржи, слева, синие, на лугу, справа.

- Прочтите получившиеся у вас предложения. Первое предложение, 2,3,4,5.

- Ребята, скажите как называются предложения, которые вы получили на карточках? А те предложения, которые вы сами составили?

Физминутка (1 мин)

-Молодцы!

- Вы , наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки…

На уроке- не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

Работают с учебником, сопоставляют свои выводы с информацией из учебника.



Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС) Тема: Распространенные и нераспространенные предложения

Выборочно зачитывают полученные предложения.

Читают предложения.

Голубое небо. Справа стоит одинокая берёза. Слева раскинулось поле незрелой ржи. На лугу цветут синие васильки, белые ромашки. Вдали виднеется огромный зелёный лес.



Делают вывод



Отдыхают , ритмично двигаясь.

Познавательные

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Познавательные

- работать по алгоритму

- извлекать информацию из учебника

- владеть приёмами отбора и систематизации материала

Коммуникативные

Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

6.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель этапа: усвоение обучающимися нового материала по отличию распространённых и нераспростра-нённых предложе-ний- 7 мин




Работа в группах.

Работа по карточкам.

Учитель: напоминает о правилах взаимодействия в группе (Слайд 9), предлагает учащимся обмениваться мнениями в ходе выполнения данной работы.

- Продолжаем путешествие. Сейчас мы распределимся по группам . Каждая группа побывает в гостя у каждого времени года. Первая группа отправляется в гости к красавице в золотых нарядах- Осени; вторая- к суровой волшебнице- Зиме; третья- в царство капели и птичьих трелий- Весне. И в этом им помогут картины известных художников- пейзажистов.

- Представьте себе, что главный редактор нашей местной газеты узнал о нашем с вами путешествии и решил, что мы можем помочь ему в трудной ситуации, в которой оказалась газета. Нужно срочно написать маленькие статьи в рубрику «Зарисовки о природе ».

- Мы прибыли на станцию «Творческая мастерская» Слайд 10

- У вас на столах конверты. В них лежат карточки с заданием , репродукции картин Задание : Вам необходимо составить предложения по картине, используя распространенные и нераспространенные предложения. На эту работу вам отводится 5 мин. Желаю вам успеха.

ПРОВЕРКА Один человек от группы зачитывает получившийся текст. Высвечивается слайд с репродукцией картины.

- Проверяем. Сейчас -Зима, и поэтому выступает группа, побывавшая в гостя у волшебницы -Зимы. Иван Иванович Шишкин. «Зима» Слайд 11

- Теперь мы побываем в гостях у красавицы Осени. Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень» Слайд 12

- Царство Весны встречает нас журчанием ручьев и гомоном птиц. Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели» Слайд 13

- Молодцы! Вы составили замечательные описания картин. Какие члены предложения нам в этом помогли?

Обучающиеся принимают правила работы в группах


Обсуждают и составляют в группах предложения.




Составляют предложения.

Зачитывают предложения.




Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Самоопределение (Л)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностны - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей; ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

7.

Самостоятельная работа

Игра «Не ошибись»

Цель этапа: оценка учащимися результатов

учебной деятельности

- Активно работая, мы добрались к самой ответственной станции «Не ошибись». Слайд 14 Ваша задача быть внимательными. Я буду читать предложения, а вы карточкой сигнализируете - предложение распространенное (буква Р) или нераспространенное (буква Н).

Вчера была гроза. Молнии сверкали. Гремел страшный гром. Сначала на небе появились тучи. Затем ударили первые раскаты грома. Все потемнело. Наступила ночь. Скоро непогода закончилась. Тучи ушли. Выглянуло солнышко. На улице приятно запахло свежестью.

Распр. Вчера была гроза.

Гремел страшный гром.

Сначала на небе появились тучи.

Затем ударили первые раскаты грома.

Скоро непогода закончилась.

На улице приятно запахло свежестью.

Нераспр. Молнии сверкали.

Все потемнело.

Наступила ночь.

Тучи ушли.

Выглянуло солнышко.

9.

Подведение итогов урока

Цель этапа:

обобщить материал урока в ходе намеченных целей

- Наше путешествие подошло к концу.

-Подведем итоги нашей работы.

-Чему вы научились сегодня на уроке?

-Что-то новое узнали для себя?

- Все ли нам удалось выполнить?

Вспоминают цели

формировать умение находить распространенные и нераспространенные предложения; формировать умение

узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых; развитие навыка синтаксического разбора

Личностны - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей; ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

10.

Домашнее задание

Цель этапа: Закрепить полученные знания.

Развить творческие способности

- 1 мин.

(Учитель поясняет, как нужно выполнить д/з. Задание на доске.)

- В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать то, которое вам больше понравится , и с которым вы справитесь. (Слайд 15 )

Дом задание творческого характера

  1. можно выполнить Упр. 443

  2. или Творческое задание. Вам необходимо нарисовать любимое время года и составить несколько предложений к рисунку, используя распространенные и нераспространенные предложения.

Запись в дневниках

Личностны - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей; ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

11.

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2 мин

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

- Ребята, обратите внимание на доску. Перед нами дерево Успеха, но оно без листочков. Давайте украсим его листочками.

- Кому было все понятно, прикрепляют зеленый листочек.

У кого не все получилось, но он старался - желтый листочек.

Ну , а кто был невнимательным- красный листочек.

- Сегодня вы прочли строки стихотворений великих русских поэтов, увидели картины знаменитых русских художников. Они воспевали красоту русской природы, которую мы с вами видим каждый день и часто не замечаем ее красоты. Надеюсь, что бережное и внимательное отношение к природе, ваша любознательность и обращение к творениям настоящих мастеров литературы и живописи помогут вам открыть новое и удивительное в каждом времени года.

- Ребята, спасибо вам большое за урок! Мне понравилось с вами работать. И в память о нашей работе я вручаю вам небольшие сувениры.

До свидания!

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


© 2010-2022