- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Планирование элективного курса по русскому языку Культура речи 9 класс
Планирование элективного курса по русскому языку Культура речи 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кондратьева Е.В. |
Дата | 11.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Планирование элективного курса 9 класс.
№
Тема занятия
Кол-во часов
Примечание
Дата:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16-17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Нормативный аспект культуры речи (27 ч)
Правильность речи. Правильность речи как соответствие ее нормам современного русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.
Произношение некоторых грамматических форм. Нормы ударения в современном русском языке.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы.
Молодежный сленг и отношение к нему.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.
Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Правильное построение предложений.
Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.
Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчиненных предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.
Интонационные нормы. Основные элементы интонации. Этикетная функция интонации в речевом общении.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания.
Правописание морфем.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
Правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации.
Разделы русской пунктуации. Знаки препинания в конце предложений.
Знаки препинания внутри простого предложения.
Знаки препинания между частями сложного предложения.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Знаки препинания в связном тексте.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Этический аспект культуры речи (7 ч)
Речевой этикет как правила речевого общения. Культура диалога.
Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Роль орфоэпии в устном общении.
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Орфоэпический словарь под ред. Р.И.Аванесова и Д.Э.Розенталя.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматическая основа. Способы выражения главных членов.
Логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста.
Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.
Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.
Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
3