Рабочая программа и КТП по русскому языку 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9-х классов разработана на основе нормативных документов и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), Примерной программой по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.; рабочей программой 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова. - М.: Просвещение, 2011. - 108 с.

Составление Программы определяется следующими нормативными и распорядительными документами:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего и основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями».

  8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994).

  10. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06. 2015 г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

  11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.

  12. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с. (6-11 классы).

13.Авторская программа (Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова. - М.: Просвещение, 2011. - 108 с.)

14.Методические рекомендации для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы в 2015-2016 учебном году.

15.Годовой календарный учебный график МБОУ «ОКЛ» на 2015/2016 учебный год.

16.Положение о разработке рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «ОКЛ»

17. Рабочий учебный план МБОУ школа-лицей «ОКЛ» на 2015/2016 учебный год;

Рабочая программа реализуется на основе учебника Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ (Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова,О.В.Загоровская,А.Г.Нарушевич).-2-е изд.-М.: Просвещение,2014.-151с.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение коммуникации
родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную, а также соотносящуюся с последней - кумулятивную), язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,
    основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание
    интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
    свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка в 9 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю при 35 учебных неделях.

Согласно рабочему учебному плану МБОУ «ОКЛ» на 2015/2016 учебный год, годового календарного учебного графика МБОУ «ОКЛ» на 2015/2016 учебный год данная программа рассчитана на 65 часов из расчета 2 часа в неделю при 34 учебных неделях. Из них 10 часов отведено на проведение различных видов контроля. Предусмотрены резервные часы.

В авторскую программу «Русский язык. Рабочие программы 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова. - М.: Просвещение, 2011. - 108 с. внесены изменения, поскольку данная программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю, а в Федеральном базисном учебном плане - 2 часа, то и в МБОУ «ОКЛ», согласно учебному плану, отводится 2 часа в неделю на изучение русского языка в 9 классе. В связи с этим изменено количество часов на изучение тем в каждом разделе программы: «Введение»-28ч.(11ч.), «Сложное предложение»-8ч. (5ч.), «Сложносочинённое предложение»-7ч.(14ч.),»Сложноподчинённое предложение»

33ч.(15ч.), «Бессоюзное сложное предложение»-9ч.(6ч.), «Предложение с разными видами связи»-10ч.(6ч.), «Повторение»10ч.(6ч.)

В соответствии с планом внутришкольного контроля добавлена 1 диагностическая контрольная работа..( См.Учебно-тематический план).

Cодержание учебного предметас определением основных видов учебной деятельности обучающихся

9 КЛАСС

Введение

Язык и культура.

Русский язык как развивающееся явление.

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Официально-деловой стиль.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Особенности языка художественной литературы.

Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи

Различают формы функционирования современного русского языка. Анализируют речь с точки зрения использования литературного языка, диалектов, просторечия, профессиональных разновидностей, жаргона. Определяют различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Устанавливают принадлежность текста к официально- деловому стилю, анализируют и характеризуют официально-деловые тексты. Овладевают жанрами официально- делового стиля: расписка, доверенность, заявление.

Оценивают чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам официально-делового стиля. Исправляют речевые недостатки, редактируют собственный текст.

Осознают красоту, богатство, выразительность русского языка. Анализируют и характеризуют художественные тексты с точки зрения их содержания, стилистических осо

бенностей и использованных языковых средств. Знают основные изобразительные средства русского языка, анализируют тексты с точки зрения использования в них основных изобразительно-выразительных средств, используют в собственной речевой практике.

Овладевают различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Передают в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.

Излагают в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, конспекта, аннотации.

Осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), тезисов, схемы, таблицы и т. п. Пишут неофициальные письма, расписки, доверенности, заявления.

Отбирают и систематизируют материал на определённую тему; осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, представляют и передают её с учётом заданных условий общения.

Проводят речеведческий анализ текста. Создают сочинения на заданную тему. Передают содержание текста подробно и сжато, пишут сочинения. Овладевают фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития. *Ре- шают лингвистические задачи

Сложное предложение

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова).

Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения

Опознают и правильно интонируют сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями. Разграничивают и сопоставляют разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочинённые, сложноподчинённые), определяют (находят) средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Группируют сложные предложения по заданным признакам. Понимают смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определяют средства их выражения, составляют схемы сложносочинённых предложений. Осваивают содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной речи.

Моделируют сложносочинённые предложения по заданным схемам и употребляют их в речи.

Проводят речеведческий анализ текста. Создают сочинения на заданную тему. Передают содержание текста подробно и сжато. Пишут сочинения. Овладевают фоновыми знаниями, имеющими значение для общекультурного развития. Решают лингвистические задачи

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение, его строение.

Средства связи частей сложносочинённого предложения.

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Понимают смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определяют средства их выражения, составляют схемы сложносочинённых предложений. Моделируют сложносочинённые предложения по заданным схемам, заменяют сложносочинённые предложения синонимическими сложноподчинёнными и употребляют их в речи.

Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру сложносочинённых предложений, смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений. Оценивают правильность построения сложносочинённых предложений, исправляют нарушения синтаксических норм построения сложносочинённых предложений.

Осваивают содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной речи.

Наблюдают за особенностями использования сложносочинённых предложений в текстах разных стилей и жанров, в художественном тексте.

Проводят речеведческий анализ текста. Создают сочинения на заданную тему. Передают содержание текста подробно и сжато. Пишут сочинение по данному началу. ""Овладевают фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития. Решают лингвистические задачи

Сложноподчинённое предложение

Сложноподчинённое предложение, его строение.

Главная и придаточная части сложноподчинённого предложения.

Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Отличия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

Определяют (находят) главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения.

Понимают смысловые отношения между частями сложноподчинённого предложения, определяют средства их выражения, составляют схемы сложноподчинённых предложений с одной и несколькими придаточными частями.

Разграничивают союзы и союзные слова.

Распознают и разграничивают виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени; места; причины; образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Моделируют по заданным схемам и употребляют в речи сложноподчинённые предложения разных видов, используют синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений.

Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру сложноподчинённых предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчинённого предложения. Оценивают правильность построения сложноподчинённых предложений разных видов, исправляют нарушения построения сложноподчинённых предложений. Наблюдают за особенностями использования сложноподчинённых предложений в текстах разных стилей и жанров. Осваивают содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной речи.

Проводят речеведческий анализ текста. Создают сочинения на заданную тему. Передают содержание текста подробно и сжато, пишут сочинение. Овладевают фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития. *Решают лингвистические задачи

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений

Определяют смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов (со значением перечисления; причины, пояснения, дополнения; времени, условия, следствия, сравнения; противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий) и выражают их с помощью интонации. Моделируют и употребляют в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, используют синтаксические синонимы сложных бессоюзных предложений. Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру сложных бессоюзных предложений, смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов.

Наблюдают за особенностями употребления бессоюзных сложных предложений в текстах разных стилей и жанров. Осваивают содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной речи.

Проводят речеведческий анализ текста. Создают сочинения на заданную тему. Передают содержание текста подробно и сжато. Овладевают фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития. Решают лингвистические задачи

Сложное предложение с разными видами связи

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

Знаки препинания в сложном предложении

Опознают сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строят их схемы.

Определяют смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделируют по заданным схемам и употребляют в речи сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Осваивают содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной речи.

Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Наблюдают за использованием в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи.

Проводят речеведческий анализ текста. Создают сочинения на заданную тему. Передают содержание текста подробно и сжато. Овладевают фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития. Решают лингвистические задачи

Повторение



Тематическое планирование



Тема

Количество часов

9кл.

65 ч.

Уроки Р.Р.

К/раб.

К/дикт.

С/Д

К/соч

К/изл.

Введение.

11ч.

3

1

1

Сложное предложение

5ч.

2

1

Сложносочиненное предложение

14ч.

2

1

1

1

Сложноподчинённое предложение

15ч.

5

1

1

Бессоюзное предложение

6ч.

1

Сложное предложение с разными видами связи

6ч.

2

1

1

Повторение

6ч.

1

1

-

-

-

Резерв

2ч.


Итого

65 ч.

15

3

3

2

3

2

С целью осуществления текущего контроля целесообразно проведение следующего количества работ:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ

Количество письменных работ по классам

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

Диктант

4

4

4

2

2

2

2

Словарный диктант

2

2

2

2

2

1

1

Контрольная работа

2

2

2

2

2

2

2

Изложение

2

2

2

2

2

2

2

Сочинение

2

2

2

3

3

3

3

Уроки развития речи :

9 (2ч)

15-18

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в 9 классе обучающийся должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицисти-ческого, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Основные формы организации учебной деятельности.

При обучении предмету «русский язык» на уроках в 9 классе используются предпочтительные образовательные технологии и подходы:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения.

  • технология педагогической поддержки Газмана

  • Информационно-коммуникационные технологии.

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

  • Исследовательские технологии обучения.

  • Здоровьесберегающие технологии.

Блочная подача материала.

При обучении предмету «русский язык» на уроках в 9 классе используются разнообразные приемы и средства обучения, формы и методы организации работы:

- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, аннотации, рецензии, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, продолжение текста, редактирование);

- работа с различными видами словарей;
- составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм;

- работа в группах;

- работа в парах.

- самооценка (оценочная деятельность учащихся в парах, группах, индивидуально)

- взаимооценка (работа в парах и группах)

- оценивание учителем результатов деятельности учащихся.

Для контроля достижений учащихся используются такие виды контроля, как: стартовый, текущий, тематический, итоговый.

Формы текущего контроля:


  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум;

  • самопроверки и взаимопроверки;

  • диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, терминологический, с грамматическими заданиями);

  • тесты;

  • комплексный анализ текста;

  • устные рассказы по плану на лингвистические темы;

  • сочинения;

  • изложения.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-обобщения.

В процессе работы в 9 классе используются следующие формы уроков:

- вводный урок;

- урок освоения новых знаний;

-урок-практикум;

- урок обобщения и повторения материала;

-уроки развития речи

- контрольный урок;

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся

КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.



Класс

Контрольный диктант

Словарный диктант

Кол-во слов (самостоятельных и служебных)1

Кол-во орфограмм2

Кол-во пунктограмм

Кол-во слов с непроверяемыми орфограммами3

Кол-во слов

Объяснение лексического значения слова

5

90-100

12

2-3

5

15-20

1 слово

6

100-110

16

3-4

7

20-25

2 слова

7

110-120

20

4-5

10

25-30

3 слова

8

120-150

24

10

10

30-35

4 слова

9

150-170

24

15

10

35-40

4 слова

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Требования к тексту диктанта

1До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

ОТМЕТКА

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

«1»

при большем количестве ошибок

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5-6 ошибок

«1»

более 6 ошибок

Критерии пунктуационной грамотности.

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

  1. ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);

  2. ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

  3. ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.


Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».



Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 - 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 - 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 - 4,0 страницы

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Оценка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку).

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ


Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса



Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова. - М.: Просвещение, 2011. - 108 с.

Русский язык. 9 класс.Учебник для общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич.-2-еизд.-М.:Просвещение,2014.-151с.



Поурочные разработки. 9 класс. Авторы: Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина.

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.

Арефьева С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. - М.: Прометей, 1997.

Русский язык. Типовые тестовые задания. 9 класс/Сост.Н.В.Егорова.-М.:Вако,2010.-96с.

Информационно-коммуникационные средства



Видео-

фильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

Видеоуроки

Электронное приложение к учебнику.

Программа «Домашний репетитор»

Репетитор «Русский язык» (система тестов)

Репетитор по русскому языку (библиотека Кирилла и Мефодия)

rusgram.narod.ru - Грамматика русского языка

gramota.ru - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты - Режим доступа. - rus.1september.ru/article.php?ID=200103309

Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - gramma.ru/RUS/?id=6.0 , testent.ru/index/0-535 , testent.ru/index/0-540

Орфография (система проверки правописания - orfo.ru/online/) - Режим доступа - rusyaz.ru/pr/

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -gramma.ru/RUS/?id=5.0 , licey.net/russian/map

slovari.ru - Электронные словари.

gramma.ru - Русский язык: говорим и пишем правильно.

Проектная деятельность в школе verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm

Электронные пособия по русскому языку для школьников learning-russian.gramota.ru

rusgram.narod.ru - Грамматика русского языка - ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка).

gramota.ru - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения.

ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка.

teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm - Русский язык.

gramma.ru - Русский язык: говорим и пишем правильно.

ruslang.ru - Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова - (ИРЯ РАН).

slovo.zovu.ru - Словарь смыслов русского языка.

slovari.ru - Электронные словари.

gramota.ru - Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

rus.1september.ru - Газета "Русский язык"

language.edu.ru - Коллекция "Диктанты - русский язык"

ruslit.ioso.ru - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО


Материальное и техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Таблицы по русскому языку

Таблицы Т.Я. Фроловой

Раздаточный материал

Видеоуроки по разным разделам курса

Аудиозаписи по разным разделам курса

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Цветной телевизор

ДВД проигрыватель



28


© 2010-2022