И. Бунин о месте человека в мире

План урока: И. Бунини о месте человека в мире. Тема: Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Цель: •Знакомство с рассказом И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». •Выявление особенностей писательской манеры И. Бунина.•Совершенствование умения «читать» и анализировать текст. И. Бунини о месте человека в мире.Тема: Рассказ «Господин из Сан-Франциско».Цель: • Знакомство с рассказом И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». • Выявление особенностей писательской манеры И. Бунина.• Совершенствование умения «читать» и анализировать текст.Ход урокаI. Прове...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунин о месте человека в мире.И. Бунини о месте человека в мире.

Тема: Рассказ «Господин из Сан-Франциско».


Цель:

  • Знакомство с рассказом И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

  • Выявление особенностей писательской манеры И. Бунина.

  • Совершенствование умения «читать» и анализировать текст.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Чтение и анализ одной п/р. Почему рассказ назван «Чистый понедельник?»

В чем смысл названия?

  1. Индивидуально план (сюжетный) рассказа «Господин из Сан-Франциско».

  1. Рассказ «Чистый понедельник» из сборника «Темные аллеи» - шедевр эмигрантского периода творчества И. Бунина. В эмиграции почти все произведения писателя о России, а в предреволюционное десятилетие его рассказы содержат «зарубежный» материал. Например, рассказ «Господин из Сан-Франциско» - шедевр бунинской прозы, появившейся в печати в 1915 году.

В это время ведущими темами его творчества становятся такие темы:

- индивидуальное существование личности;

- судьба России;

- судьбы мировых цивилизаций.

Начинает преобладать экзистенциальная и историософская проблематика.

К этому времени окончательно определяются важнейшие принципы его мировоззрения и творчества, достигает отточенности стиль.

Каков сюжет рассказа?


В рассказе повествуется о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное путешествие в Южную Европу. Но внезапно главный герой умирает, тело богатого покойника отправлено домой «на берега Нового Света».

Сюжет рассказа выстроен не сложно, в нем соблюдается линейная последовательность. Выделить сюжетный костяк произведения просто. Сделайте это.

«вдруг» внезапная и «нелогичная» смерть господинаКульминационная сцена.

Развитие действия

Развязка-тело богатого господина отправлено домой

Экспозиция подробная, утомительная детальная мотивация круиза: все учтено, случайности нет места

Продуманный план рушится, едва начав осуществляться, раздражая миллионера. «Виновник» - природа, погода.

конец

Сюжетно немотивированная часть

?



Из чего состоит сюжетно немотивированная часть рассказа,

т.е. никак не связанная с сюжетом?


-панорама Неаполитанского рынка;

-зарисовка уличного рынка;

-колоритные образы лодочника Лоренцо, двух горцев;

-лирическая характеристика страны, «радостной, прекрасной, солнечной».

Для чего автору необходима эта часть рассказа?

Как она помогает понять идею рассказа?

Движение от экспозиции к развязке - это лишь фрагмент неоставимого потока жизни, преодолевающего границы, частных судеб (господина из Сан-Франциско).

Весь рассказ (от экспозиции до конца) - остановленный и организованный сознанием художника фрагмент вечно текущего времени.

Какой композиционный прием придает рассказу завершенность, укрупняет масштаб обобщения в произведении?

Повтор. Описание «Атлантиды».

В каких фрагментах текста действие развивается стремительно, а в каких сюжетное время будто останавливается?

Останавливается сюжетное развитие

контраст

стремительное развитие

- изложение маршрута круиза;

-«режим дня» на «Атлантиде»

-описание распорядка в неаполитанском отеле;

- и т.д.

мотив искусственности, автоматизма, псевдобытия центрального персонажа

Мотив естественности, стихийности, непредсказуемости подлинной жизни

Центральный персонаж ограничен прагматической* логикой восприятия мира и природного, и социального.

Читатель, благодаря автору, его повествовательной перспективе, видит и узнает, много сверх того, что способен увидеть и понять герой рассказа.

Взгляд автора открыт времени и пространству: счет времени идет на тысячелетия, исторические эпохи, а пространства достигают «синих звезд неба». Рассказ о жизненном крахе самоуверенного «господина жизни» перерастает в мерическое размышление о связи человека и мира, о величии космоса и его неподвластности людским волям, о вечности и о непроницаемой тайне бытия.

Образы рассказа можно разделить на «символические» и «несимволические». Найди их.

океан, корабль, капитан господин, дочь, жена и т.д.

танцующая пара, лошадки

Как взаимодействуют в рассказе предметное и символическое значение образов?

Предметное значение (особенно в финале) образов рождает ощущение катастрофичности и обреченности. Образы-символы создают неустранимый противовес - обобщение о величии и красоте живой жизни.

ИТОГ: Попробуем взглянуть на это произведение как художественное целое. О чем этот рассказ?

В поле зрения писателя социальное неблагополучие, разоблачение буржуазного миропорядка.

Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о близорукости людских претензий на господство в этом мире, о непознаваемой глубине и красоте Вселенной.

ДОМА: устное сочинение «Состоятельна ли человеческая претензия на господство?» (Бунин о месте человека в мире в рассказе «Господин из Сан-Франциско» стр. 174-190).

© 2010-2022