- Преподавателю
- Русский язык и литература
- И. Бунин о месте человека в мире
И. Бунин о месте человека в мире
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ущаповская И.Н. |
Дата | 28.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
И. Бунини о месте человека в мире.
Тема: Рассказ «Господин из Сан-Франциско».
Цель:
-
Знакомство с рассказом И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
-
Выявление особенностей писательской манеры И. Бунина.
-
Совершенствование умения «читать» и анализировать текст.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания.
-
Чтение и анализ одной п/р. Почему рассказ назван «Чистый понедельник?»
В чем смысл названия?
-
Индивидуально план (сюжетный) рассказа «Господин из Сан-Франциско».
-
Рассказ «Чистый понедельник» из сборника «Темные аллеи» - шедевр эмигрантского периода творчества И. Бунина. В эмиграции почти все произведения писателя о России, а в предреволюционное десятилетие его рассказы содержат «зарубежный» материал. Например, рассказ «Господин из Сан-Франциско» - шедевр бунинской прозы, появившейся в печати в 1915 году.
В это время ведущими темами его творчества становятся такие темы:
- индивидуальное существование личности;
- судьба России;
- судьбы мировых цивилизаций.
Начинает преобладать экзистенциальная и историософская проблематика.
К этому времени окончательно определяются важнейшие принципы его мировоззрения и творчества, достигает отточенности стиль.
Каков сюжет рассказа?
В рассказе повествуется о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное путешествие в Южную Европу. Но внезапно главный герой умирает, тело богатого покойника отправлено домой «на берега Нового Света».
Сюжет рассказа выстроен не сложно, в нем соблюдается линейная последовательность. Выделить сюжетный костяк произведения просто. Сделайте это.
«вдруг» внезапная и «нелогичная» смерть господинаКульминационная сцена.
Развитие действия
Развязка-тело богатого господина отправлено домой
Экспозиция подробная, утомительная детальная мотивация круиза: все учтено, случайности нет места
Продуманный план рушится, едва начав осуществляться, раздражая миллионера. «Виновник» - природа, погода.
конец
Сюжетно немотивированная часть
?
Из чего состоит сюжетно немотивированная часть рассказа,
т.е. никак не связанная с сюжетом?
-панорама Неаполитанского рынка;
-зарисовка уличного рынка;
-колоритные образы лодочника Лоренцо, двух горцев;
-лирическая характеристика страны, «радостной, прекрасной, солнечной».
Для чего автору необходима эта часть рассказа?
Как она помогает понять идею рассказа?
Движение от экспозиции к развязке - это лишь фрагмент неоставимого потока жизни, преодолевающего границы, частных судеб (господина из Сан-Франциско).
Весь рассказ (от экспозиции до конца) - остановленный и организованный сознанием художника фрагмент вечно текущего времени.
Какой композиционный прием придает рассказу завершенность, укрупняет масштаб обобщения в произведении?
Повтор. Описание «Атлантиды».
В каких фрагментах текста действие развивается стремительно, а в каких сюжетное время будто останавливается?
Останавливается сюжетное развитие
контраст
стремительное развитие
- изложение маршрута круиза;
-«режим дня» на «Атлантиде»
-описание распорядка в неаполитанском отеле;
- и т.д.
мотив искусственности, автоматизма, псевдобытия центрального персонажа
Мотив естественности, стихийности, непредсказуемости подлинной жизни
Центральный персонаж ограничен прагматической* логикой восприятия мира и природного, и социального.
Читатель, благодаря автору, его повествовательной перспективе, видит и узнает, много сверх того, что способен увидеть и понять герой рассказа.
Взгляд автора открыт времени и пространству: счет времени идет на тысячелетия, исторические эпохи, а пространства достигают «синих звезд неба». Рассказ о жизненном крахе самоуверенного «господина жизни» перерастает в мерическое размышление о связи человека и мира, о величии космоса и его неподвластности людским волям, о вечности и о непроницаемой тайне бытия.
Образы рассказа можно разделить на «символические» и «несимволические». Найди их.
океан, корабль, капитан господин, дочь, жена и т.д.
танцующая пара, лошадки
Как взаимодействуют в рассказе предметное и символическое значение образов?
Предметное значение (особенно в финале) образов рождает ощущение катастрофичности и обреченности. Образы-символы создают неустранимый противовес - обобщение о величии и красоте живой жизни.
ИТОГ: Попробуем взглянуть на это произведение как художественное целое. О чем этот рассказ?
В поле зрения писателя социальное неблагополучие, разоблачение буржуазного миропорядка.
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о близорукости людских претензий на господство в этом мире, о непознаваемой глубине и красоте Вселенной.
ДОМА: устное сочинение «Состоятельна ли человеческая претензия на господство?» (Бунин о месте человека в мире в рассказе «Господин из Сан-Франциско» стр. 174-190).