- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по чтению 9 класс 8 вид
Рабочая программа по чтению 9 класс 8 вид
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Величко Н.Ю. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Чтение и развитие речи» в 9 классе VIII вида составлена в соответствии с программой И.М.Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. - М.: «Просвещение», 2010 г.) и учебником чтения 9 класса VIII вида (авторы - А.Аксенова, М.Шишкова). Данный учебник включен в единую концепцию учебников по чтению для 5-9 классов авторов А. Аксеновой и М.Шишковой, характеризующуюся усилением коррекционной направленности обучения, выраженной как в структуре методического аппарата, так и в преподнесении фактического материала. Методический аппарат подчинен решению задачи развития речи учащихся как средства общения. Учебник снабжен художественными текстами разных жанров, вопросами и заданиями. Учебник также соответствует программе под ред. В.В.Воронковой. На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения - разножанровые, и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. Поэтому биографию автора необходимо давать в упрощенном варианте, представляя наиболее интересные факты. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно - следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Произведения для изучения выбираются на усмотрение учителя. Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Коррекционные образовательные задачи данного курса
Учащийся должен:
-
получить достаточно прочные навыки осознанного, правильного и выразительного чтения;
-
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-
быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учитывая индивидуальные и физические особенности учащихся, программы по всем предметам специального (коррекционного) обучения предусматривают разноуровневые требования к овладению знаниями:
-
1 уровень - базовый,
-
2 уровень - минимально необходимый.
Учитывая индивидуальные и физические особенностями моего ученика, я выбираю 2 уровень овладения знаниями.
Учащийся должен уметь:
-
Читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
-
Участвовать в анализе произведения;
-
Выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
-
Пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
-
Высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
-
Учить стихотворения наизусть;
-
Выполнять посильные задания по прочитанному тексту.
Учащийся должен знать:
-
краткое содержание некоторых художественных текстов.
Норма техники чтения - 90-100 слов в минуту.
В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:
-
урок изучения и первичного закрепления знаний ;
-
урок закрепления новых знаний и выработки умений;
-
урок обобщения и систематизации знаний;
-
урок проверки, оценки и контроля знаний;
-
урок коррекции знаний;
-
урок развития речи.
Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
-
традиционное обучение;
-
активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);
-
проблемное обучение;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии.
Формы контроля достижений учащихся:
-
пересказ;
-
проверочная работа;
-
работа с раздаточным материалом.
Виды контроля:
-
самоконтроль;
-
контроль учителя.
Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская средняя общеобразовательная школа им. А.И.Скурлатова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса
«чтение»
для 9 класса 8 вида
среднее общее образование
срок реализации 1 год
Составитель: учитель русского языка и литературы Величко Наталья Юрьевна
2015 - 2016 учебный год
Учебно-тематический план:
№
Название раздела
Количество часов
Количество практических работ
Количество сочинений
1.
Страницы русской классики
44
1
5
2.
Страницы устного народного творчества
5
1
3.
Страницы русской литературной сказки
4
1
4.
Этих лет не смолкнет слава
2
5.
Страницы литературы 20 века
5
1
6.
Страницы зарубежной литературы
2
7.
Повторение изученного в 5-9 классах
6
1
Всего:
68
5
5
Тематическое планирование
№
Раздел
количество часов
Тема учебного раздела
Словарные слова
Оснащенность учебного процесса
Формы и методы обучения
Дата
Примечание
1.
Страницы русской классики
1
Введение. Роль литературы в жизни человека
Литература
2
1
Проверка техники чтения.
учебник
Урок-зачет
3
1
А.С. Пушкин. Рассказ о поэте.
Биография
Проектор, репродукция портрета поэта
Изучение нового материала
4
1
Лирические стихотворения А.Пушкина о природе
Лирика
Тема
Лирический герой
Репродукции картин природы
5
1
Любовная лирика А.Пушкина
проигрыватель
Урок-концерт
6
1
«Станционный смотритель». Чтение и обсуждение.
Повесть
7
1
«Барышня-крестьянка». Чтение и обсуждение
проектор
8
1
РР Сочинение «Любимый пушкинский герой»
Сочинение
9
1
М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте
Проектор, репродукция портрета поэта
Изучение нового материала
10
1
Лирические стихотворения М.Лермонтова
проигрыватель
11
1
Любовная лирика Лермонтова.
12
1
РР Сочинение «Любимое стихотворение Лермонтова»
Сочинение
13
1
Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе.
Проектор, репродукция портрета поэта
Изучение нового материала
14
1
«Тарас Бульба». Чтение и обсуждение.
Запорожская Сечь
Репродукция картины
15
1
Работа над характеристикой образа Тараса Бульбы
Текст произведения
Урок-исследование
16
1
Работа над характеристикой образа Остапа
Урок-исследование
17
1
Работа над характеристикой образа Андрия
18
1
РР Сочинение «Любимый герой повести «Тарас Бульба»»
Сочинение
19
1
И.С.Тургенев. Рассказ о писателе
Проектор, репродукция портрета писателя
Изучение нового материала
20
1
Стихи в прозе Тургенева
21
1
«Записки охотника»: «Бирюк»
22
1
А.П.Чехов. Рассказ о писателе
Проектор, репродукция портрета поэта
Изучение нового материала
23
1
Рассказы. «Толстый и тонкий»
Рассказ
24
1
Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте
Проектор, репродукция портрета поэта
Изучение нового материала
25
1
Отрывок из поэмы «Сашка». Тема безжалостного отношения к природе.
Поэма
26
1
РР . Сочинение - сравнение картины В.Д. Поленова «Горелый лес» и содержания отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Сашка».
Сочинение
27
1
И.А.Крылов. Рассказ о баснописце
Проектор, репродукция портрета поэта
28
1
Басня «Кот и Повар». Особенности жанра
Басня
29
1
А.А.Фет. Рассказ о поэте. Лирические стихотворения
Проектор, репродукция портрета поэта
Изучение нового материала
30
1
М.Горький. Рассказ о писателе.
Проектор, репродукция портрета поэта
Изучение нового материала
31
1
«Песня о Соколе». Тема смысла жизни
32
1
В.Маяковский. Рассказ о поэте.
Проектор, репродукция портрета поэта
33
1
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
Изучение нового материала
34
1
С.Есенин. Рассказ о поэте
Каникулы
Проектор, репродукция портрета поэта
35
1
Лирические стихотворения Есенина
Урок-концерт
36
1
М.Цветаева. Рассказ о поэтессе.
Проектор, репродукция портрета поэта
Изучение нового материала
37
1
Лирические стихотворения Цветаевой
38
1
А.Ахматова. Рассказ о поэтессе
Проектор, репродукция портрета поэта
Изучение нового материала
39
1
Лирические стихотворения Ахматовой
40
1
А.Блок. Рассказ о поэте.
Проектор, репродукция портрета поэта
41
1
Лирические стихотворения А.Блока
Урок- концерт
42
1
РР Анализ лирического стихотворения
Анализ
43
1
Обобщение по разделу
44
1
Проверочная работа по разделу «Страницы русской классики»
Урок-зачет
45
Страницы устного народного творчества
1
Жанры устного народного творчества
проектор
Урок-игра
46
1
Былина «На заставе богатырской».
Чтение и обсуждение
Былина
Изучение нового материала
Изучение нового материала
47
1
«Сказка про Василису Премудрую». Чтение и обсуждение.
Сказка
Изучение нового материала
48
1
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
проигрыватель
Изучение нового материала
49
1
Обобщение по разделу. Выполнение тестовых заданий
Урок-зачет
50
Страницы русской литературной сказки
1
П.Ершов. «Конек - горбунок»
Проектор, репродукция портрета поэта
Изучение нового материала
51
1
В.А. Жуковский. Доброе отношение к людям, забота о них в сказке «Три пояса»
Проектор, репродукция портрета поэта
Изучение нового материала
52
1
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек»
Проектор, репродукция портрета поэта
Изучение нового материала
53
1
Обобщение по разделу. Выполнение тестовых заданий
Урок -зачет
54
Этих лет не смолкнет слава
1
Стихотворения о Великой Отечественной войне
проигрыватель
Изучение нового материала
55
1
Рассказы о Великой Отечественной войне
Репродукции картин войны
Изучение нового материала
56
Страницы литературы 20 века
1
М.Шолохов. Рассказ о писателе. «Судьба человека»
Проектор, репродукция портрета писателя
Изучение нового материала
57
1
В.Шукшин. Рассказ о писателе. Рассказы
Проектор, репродукция портрета писателя
Изучение нового материала
58
1
В.Распутин. Рассказ о писателе. «Уроки французского»
Проектор, репродукция портрета писателя
Изучение нового материала
59
1
А.Н.Толстой. Рассказ о писателе.«Русский характер»
Проектор, репродукция портрета писателя
Изучение нового материала
60
1
Обобщение по разделу. Выполнение тестовых заданий
Урок-зачет
61
Страницы зарубежной литературы
1
Р.Л. Стивенсон. Чтение и обсуждение баллады «Вересковый мед»
Проектор, репродукция портрета писателя
Изучение нового материала
62
1
Д. Даррелл «Живописный жираф». Чтение и обсуждение рассказа
Проектор, репродукция портрета писателя
Изучение нового материала
63
Повторение изученного в 5-9 классах
1
Произведения русской литературы 19 века
Дополнительная литература
Изучение нового материала
64
1
Произведения русской литературы 20 века
Дополнительная литература
Изучение нового материала
65
1
Произведения устного народного творчества
Дополнительная литература
Урок-игра
66
1
Произведения зарубежной литературы
Дополнительная литература
67
1
Подготовка к контрольной работе. Проверка техники чтения
Урок-зачет
68
1
Итоговая контрольная работа (тестовые задания)
Материально-техническое оснащение:
1.Программы специальных (коррекционных) ОУ 8 вида, 5-9 классы / под редакцией И.М. Бгажноковой. - М.: «Просвещение», 2008.
2. А.Аксенова, М.Шишкова. чтение 9 класс для специальных (коррекционных) ОУ 8 вида. - М.: «Просвещение», 2008г.
3.. В.Волина. Учимся играя. - М.: «Новая школа», 1994г
4. Интернет-ресурсы: pedsovet.org
slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov
gramota.ru
uchportal.ru
pedsovet.su
openclass.ru/node/25903
brava.ucoz.ru/load/tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_jazyku_i_chteniju_9_klass_8_vid/1-1-0-3
k-yroky.ru/load/86
protema.ru/multimedia/rpconstructor/about-rpconstructor