Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Предмет: русский язык Класс 8 Тема урока: «Одна и две буквы н  в суффиксах прилагательных» Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; формировать умения правильно писать в суффиксах прилагательных одну и две буквы н; 2) развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать; 3) воспитывать интерес к урокам русского языка. Тип урока: изучение  нового материала Оборудование: презентация, перфокарты.                           ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; формировать умения правильно писать в суффиксах прилагательных одну и две буквы н; 2) развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать; 3) воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: презентация, перфокарты.

Ход урока


I. Установление психологического комфорта.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, какие способы образования вы знаете? (Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение)

Лес - лесок, лесник

Читать - прочитать

Школа - пришкольный

Зелёный- зелень, сухой -суша

Светло-розовый, ледокол, плащ-палатка

III. Мотивация обучающихся.

- Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов. Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, гусь, песок, нефть, выделите суффиксы.

- Ребята пишут на доске.

Сон- сонный

Станция - станционный

Солома - соломенный

Гусь - гусиный

Песок - песчаный

Нефть - нефтяной

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Запишите сегодняшнее число. Классная работа. Тема урока «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных». (Слайд 1)

- Какие цели стоят перед нами? Что должны знать и чему научиться?

Выяснить, когда пишет Н, а когда - НН в прилагательных, образованных от существительных; уметь применять данное правило при написании прилагательных, образованных от существительных.

IV. Деятельность по освоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

- Как вы думаете, когда пишется одна буква н в суффиксах прилагательных, а когда две буквы н? (Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)

V. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику, стр. 127. (Слайд 2)

VI. Словарная работа. Правописание следующих слов нужно запомнить:

зелёный, синий, свиной, багряный, юный, румяный. В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н. (Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)


VII. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.

1) Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика: с одной н и с двумя н в суффиксах прилагательных. Ребята по одному выходят к доске, записывают и объясняют написание пропущенных букв.

Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, осиный, обыкновенный, юный, багряный, румяный.


2) Дифференцированные задания.

- Здесь вы сможете проверить свои умения применять знание правила на письме. Вам предлагается выбрать задание 1 или 2 уровня (по степени сложности) и выполнить его в тетради.

Задания 1 уровня

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы.

а) утре..ий, мыши..ый, кури..ый;

б) кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый;

в) жестя..ой, це..ый, дли..ый.

Задания 2 уровня

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор -Н- и -НН-.

а) кожа, чугун, глина, клюква;

Б) лимон, гусь, кухня, телефон;

В) журавль, петух, дерево, серебро.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы (Слайд 3). Укажите только количество ошибок на полях.

3) Работа в парах. Объясните написание пропущенных букв. Записываем только слова, в которых пропущены буквы.)

1 пара.

1. Стоит ветре…ая погода.

2. Ледя…ой ветер проносится над головой.

2 пара.

3. Как за каме…ой стеной.

4.Тот исти…ый друг, кто честен и прям.

3 пара.

5. Я почувствовал пря..ый запах.

6.Старшина Пономарёв сидел на земля…ом полу.

4 пара.

7.Тает в небе журавли…ый крик.

8.Роняет лес багря…ый свой узор.


VIII. Контроль результатов. Тест «Проверь себя» с последующей самопроверкой по предлагаемому ответу к тесту.

Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, стеклянная ваза, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, деревянная игрушка, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня.

Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8.

Разберись в написании слов, в которых допущены ошибки (Слайд 4).


IX. Подведение итогов.

- С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Расскажите друг другу о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.

X. Домашнее задание: §56, упр. 320. (Слайд 5).








(Компьютерная презентация представлена в Приложении 1.)

Новый материал.

Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?

Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценная вещь - ценна, ветреная погода -ветрена.

Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная - ветряная. Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами:

масляный - масленый, соляной - солёный.

4 слайд (по щелчку).

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных


Выполняем упражнение 319 по учебнику на странице 128.

Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:

ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр…ное (утро), ветр..ная (особа), ветр..ный (юноша), ветр..ная (мельница), ветр..ной (двигатель).


© 2010-2022