• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект однопредметного урока русского языка «Морфема - наименьшая значимая часть слова. Образование слов» (5 класс) и «Повторение изученного по теме “Морфемика” в 5 классе» (6 класс)

Конспект однопредметного урока русского языка «Морфема - наименьшая значимая часть слова. Образование слов» (5 класс) и «Повторение изученного по теме “Морфемика” в 5 классе» (6 класс)

    Конспект однопредметного урока русского языка в 5 и 6 классах малокомплектной школы с учётом преемственности по темам раздела "Морфемика". В конспекте предложены цели урока по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. Урок начинается с мотивации.      На уроке идёт взаимообучение, работа в парах, взаимопроверка, даются вопросы для формирования алгоритма самооценки. В ходе урока ученики выбирают каждый свою цель из предложенных учителем и озвучивают. Затем идёт входная д...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

- 5 класс: «Морфема - наименьшая значимая часть слова. Образование слов»;

- 6 класс: «Повторение изученного по теме "Морфемика" в 5 классе».

Тип урока: урок открытия нового знания и новых способов деятельности.

Цели урока:

- по достижению предметных результатов:

- 5 класс: развивать умение выделять в слове морфемы как минимальные значимые части слова;

- 6 класс: развивать умение выделять в слове морфемы как минимальные значимые части слова;

- по достижению метапредметных результатов:

- развивать умение находить, преобразовывать и передавать информацию;

- выполнять различные социальные роли в группе;

- по достижению личностных результатов:

- развивать отношение к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

- развивать представление об определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, парная, фронтальная работа

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на парте.

Сегодня на уроке мы попробуем создать атмосферу товарищества на нашем уроке русского языка. Каждый из вас сможет быть полезным в усвоении темы товарищем.

Запишите число, классная работа. Выделите и объясните орфограммы в произведённых записях. Вспомним, что такое орфограмма?

Десятое декабря

(проверяемая безударная гласная в корне- десять, непроверяемая безударная гласная в корне)

Классная работа

(удвоенные согласные в корне слова, непроверяемая безударная гласная в корне)

Тема нашего урока

5 класс. «Морфема - наименьшая значимая часть слова».

6 класс. «Повторение изученного по морфемике в 5 классе .Образование слов».

- Что такое морфемика?

- Раздел лингвистики.

- Как вы понимаете, что такое «значимая» часть слова?

МОТИВАЦИЯ

Прочитайте внимательно каждый свою тему (обучающиеся зачитывают). С этой темой вы уже начали знакомство в начальной школе. Давайте вспомним и уточним, зачем нужно изучать эту тему.

Сейчас ребята-пятиклассники получат распечатки нескольких орфографических правил, а ребята-шестиклассники - рекомендации по употреблению некоторых слов. Ваша задача - выписать на ватманские листы те термины, которые нужно знать, чтобы применять эти правила и рекомендации. Первый термин в каждом случае уже обозначен.

Скажите, как вы поняли, что вам сейчас нужно будет делать?

Подумайте, как вы распределите работу в группе и как потом будете оценивать себя.

Карточка:

Прочитайте приведённые ниже орфографические правила и выпишите на ватманские листы те термины, которые нужно знать, чтобы эти правила применять. Первый термин уже обозначен подчёркиванием.

1. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.

2. Разделительный «ъ» пишется перед буквами «е», «ё», «ю», «я» после приставок на согласные.

3. В суффиксе существительных «-чик-»(«-щик-») после букв «д»-«т», «з»-«с» и «ж» пишется буква «ч». В остальных случаях пишется буква «щ».

4. У существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах пишется окончание «-е».


[Результат работы:

Безударная, гласная, корень, слово, однокоренное слово, ударение, разделительный «ъ», буква, приставка, согласная, суффикс, существительное, склонение, дательный падеж, предложный падеж, окончание.]

Карточка:

Прочитайте приведённые ниже рекомендации и выпишите на ватманские листы те термины, которые нужно знать, чтобы эти рекомендации применять. Первый термин уже обозначен подчёркиванием.

В русском языке исключительным богатством оттенков выражения чувств отличаются суффиксальные образования существительных, которые обозначают лицо, например, в словообразовательной цепочке: «старик» - «старичок» - «старикан» - «старикашка» - «старичишка». Русское словообразование позволяет нанизывать суффиксы оценки, так что может происходить удвоение и даже утроение суффиксов: «кроха» → «крох-отул-я» → «крох-отул-ечк-а»; «дочь» → «доч-ур-а» → «доч-ур-к-а» → «доч-ур-оч-к-а».

Интересно и образование существительных с помощью приставок: «рас-красавица», «сверх-человек», «ультра-мода» и т.д. Однако этот способ словообразования уступает суффиксальному и по количеству продуктивных моделей, и по богатству оттенков значения.

[Результат работы:

Суффиксальные образования, существительные, словообразовательная цепочка, словообразование, суффиксы, приставки, способ словообразования, продуктивная модель.]

Давайте сравним результаты работы и постараемся выделить те термины, которые можно объединить с точки зрения того, с какой стороны они описывают слово (звуко-буквенный состав слова, морфемный состав слова, принадлежность слова к той или иной части речи)

[Результат работы:

Звуковой состав слова: безударная, гласная, ударение, разделительный «ъ», буква.

Морфемный состав слова: корень, однокоренное слово, приставка, согласная, суффикс, окончание.

Принадлежность к части речи: существительное, склонение, дательный падеж, предложный падеж.]

[Результат работы:

Звуковой состав слова: нет

Морфемный состав слова: суффиксы, приставки.

Принадлежность к части речи: существительные.

?: суффиксальные образования, словообразовательная цепочка, словообразование, способ словообразования, продуктивная модель.]

[Результат работы: термины, связанные с морфемным составом слова.]

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что вам нужно было сделать?

- Удалось вам выполнить задание?

- Вы сделал всё правильно или были недочёты?

- Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Итак, зачем нужно знать морфемный состав слов и то, с помощью каких морфем образуются слова в русском языке?

[Чтобы применять орфографические правила и точно выражать свои мысли.]

А теперь, выберите из предложенного набора целей те, которые, как вам кажется, подходят к вашей теме (ЦЕЛИ НАПИСАНЫ НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ), то есть выберите то, что бы вы хотели узнать по своей теме на нашем уроке (поставить галочки рядом с выбранными целями)

Расширить активный запас слов (узнать значение новых слов).

Вспомнить понятия "корень", "приставка", "суффикс", "окончание", "основа"; «морфемика»

Повторить алгоритм разбора слова по составу.

Закрепить навык разбора слова по составу.

Развивать умение правильно писать различные морфемы в слове.

Озвучивание целей (обучающиеся озвучивают свои персональные цели)

Давайте определим пути достижения выбранных вами целей.

Слово тем, кто выбрал первую цель…

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА

Я предлагаю вам проверить себя, как вы умеете выделять в словах морфемы. У вас на столах лежат «подсказки»: определения морфем. Прочитайте эти инструкции и задайте мне все вопросы, которые у вас, может быть, возникнут.

Подсказка «Определения морфем»

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, - это КОРЕНЬ.

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, это - ПРИСТАВКА.

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, это - СУФФИКС.

Значимая часть слова, которая образует формы слова, - это ОКОНЧАНИЕ.

[Ответы на вопросы учеников.]

Теперь пятиклассники попробуют на основе этих определений выделить нужные морфемы в словах из карточек, а шестиклассники - составить инструкцию по тому, как найти в слове ту или иную морфему.

Карточка для 5 класса (индивидуальная или парная работа):

Выделите в приведённых ниже словах корень: зашагать, далёкие, новичок, ходьба, цветной, лесной, посадка, показать, бежит, волнистый, белизна, походка.

- Что Вам нужно сделать?

[Или любые другие на ваш выбор. Главное, чтобы были варианты с разными частями речи, слова в разных формах, слова с приставками, суффиксами. Общее количество слов 14-15.]

Карточка для 6 класса (парная или групповая работа + консультация учителя):

Вставь в Памятку «Как найти в слове КОРЕНЬ» пропущенные слова

1. Определи _____________________ , к которой принадлежит данное слово (см. Памятку «Как определить часть речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)».

2. а) Если это имя существительное или имя прилагательное, то поставь его в любой другой падеж и отдели ________________ .

б) Если это глагол, то поставь его в любое другое лицо, число или время и отдели ______________ .

3. Вспомни ______________ слова, корень которого надо найти (пример: берёза - дерево; берёзовый - ________________ из берёзы; петь - издавать музыкальные звуки, запеть - ___________ петь и т.п.).

4. а) Если в толковании слова нет однокоренного слова, то часть слова без ________________ и будет корнем (берёз-, пе-);

б) Если в толковании слова есть однокоренное слово, то нужно выписать общую часть без окончаний (берёзовый и берёза → берёз-; запеть и петь → пе-)

Проверьте получившуюся инструкцию, выделив корень в словах зашагать, далёкие, новичок, ходьба, цветной, лесной, посадка, показать, бежит, волнистый, белизна, походка.

Сравни с правильным ответом: -шаг-, дал-, нов-, ход-, цве-, лес-, -сад-…

[Учитель говорит шестиклассникам, что теперь они проверят работу пятиклассников и помогут тем разобраться с ошибками, если такие ошибки обнаружатся. Важно проговорить, что консультант - это помощник. Он должен быть доброжелательным, терпеливым и несёт ответственность за своего «подопечного».]

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

- Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

[Памятка «Как определить часть речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)»

1. Поставь к слову вопрос.

2. а) Если это один из вопросов «кто?», «кого?», «кому?», «кем?», «о ком?», «что?», «чего?», «чему?», «чем?», «о чём?», то перед тобой имя существительное.

б) Если это один из вопросов «какой?», «какого?», «какому?», «каким?», «о каком?», «какая?», «какую?», «какой?», «о какой?», «какое?», «какие?», «каких?», «каким?», «какими?», «о каких?», то пред тобой имя прилагательное.

в) Если это один из вопросов «что (с)делать?», «что (с)делал?», «что (с)делала?», «что (с)делало?», «что (с)делали?», «что (с)делаю?», «что (с)делаем?», «что (с)делаешь?», «что (с)делаете?», «что (с)делает?», «что (с(делают?», «что буду / будем / будешь / будете / будет / будут делать?», то перед тобой глагол.]

Проверка работы ПЯТИКЛАССНИКОВ с использованием инструкции, которую им дали ШЕСТИКЛАССНИКИ.

ФИЗМИНУТКА

Дома пятиклассники проверят умение выделять в слове другие морфемы, а шестиклассники - попробуют создать инструкции по тому, как выделить в слове приставку, суффикс и окончание.

Ну вот теперь мы можем идти дальше к нашим целям - попробовать использовать умение выделять корень для применения правил о правописании корней и расширить словарный запас.

Задание для тех, кто выбрал первую цель (индивидуальное): [это могут быть и 5-, и 6-тиклассники]

Приёмом поморфемного письма запишите слова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните лексическое значение выделенных слов приёмом подбора однокоренных слов.

Расскажите, что вы будете делать, выполняя данное задание? Какие способы проверки орфограммы в корне вы знаете?

(1.Изменить слово по числам.

  1. Изменить слово по «команде» вопросов.

  2. Назвать предмет ласково.)

Как вы понимаете, что такое «поморфемное письмо»?

(деление слова на морфемы по ходу его написания)

В…лна, с…довый, л…гчайший, ст…р…на, в…сенный, з…л…той, л…сица, м…довый, ж…леть, ш…лить, п…стух, объед…нение, пл…тить, прел…сть, д…лина.

Взаимопроверка (по контрольным листам)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

- Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Как вы считаете, искать проверочные слова - это нужное и важное умение?

Задание для тех, кто выбрал первую цель (в парах): [это могут быть и 5-, и 6-тиклассники]

Продолжите своими примерами ряды слов с указанными суффиксами:

«Оттенок уменьшительности существительным могут придавать суффиксы: -ок-, -ек - (-ёк-): огонёк, ______________-, ____________; -очек - (-ёчек-): пенёчек, _______________ , ____________ ; -чик-: трамвайчик, _____________ , _____________ ; -ец-: морозец, ___________ , ___________ ; -ушк - (-юшк-): батюшка, _______________ , _____________ ; -оньк - (-еньк-): зоренька, _______________ , _______________. У имён прилагательных это суффиксы: -оньк - (-еньк-): большенький, ________________, _______________; -ехоньк- (-охоньк-): скорёхонький, ______________ , _____________ ; -ёхонек - (-охонек-), - ёшенек - (-ошенек-): близёхонек, ________________ , ________________ .

В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: -ин-, -ищ-: дом - домина, домище; _______________ .

Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление, например: Вот это красотища!

Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, ________________ , ______________.

Собирательные существительные с характерными суффиксами выражают пренебрежение: солдатня, _______________ , ___________.

Отвлечённые существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение: спаньё, ___________ , --___________________ , кислятина, ______________ , _________________ , галдёж ____________ , _______________ , скукота, ______________., ______________ , смехота, ______________ , _______________ .

Слова с оттенком пренебрежительности, презрительности в значении образовываются суффиксальным способом: -ишк; -онк-(-ёнк-): душонка., __________________ , _______________

Разнообразные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: воображала, ______________ , ____________ , слабак, ______________ , чужак..

Представление итогов работы перед классом.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ. ВЫБОР Д/З.

Итак, наш урок подходит к концу. Посмотрите, какие цели вы ставили. Сделайте запись в листе самооценивания:

ФИ ____________ Класс _________

Если ваша цель была закрепить навык разбора слова по составу, то поставьте себе столько баллов, сколько корней вы правильно выделили _______________ . (Максимально возможный балл - ______ .)

Если ваша цель была развивать умение правильно писать различные морфемы в слове, то поставьте себе столько баллов, сколько корней вы правильно написали, ___________________ . (Максимально возможный балл - ______ .)

Если ваша цель была развивать словарный запас, то поставьте себе столько баллов, сколько слов вы списали в карточку, ___________ . (Максимально возможный балл - ______ .)

Если в первом случае вы набрали от _____ до _____ , то что это значит? [Что вы умеете выделять в слове корень.]

Если меньше _____ , то вам нужно ещё раз потренироваться . Для вас домашнее задание - упр. ______ . Инструкции по выделению в слове корня лежат на моём столе.

Если во вторм случае вы набрали от _____ до _____ , то что это значит? [Что вы умеете правильно писать в слове корень.]

Если меньше _____ , то вам нужно ещё раз потренироваться . Для вас домашнее задание - упр. ______ .

Если в третьем случае вы набрали от _____ до _____ , то что это значит? [Что вы умеете создавать слова по образцу, используя различные суффиксы.]

Если меньше _____ , то вам нужно ещё раз потренироваться . Для вас домашнее задание - упр. ______ .

Домашнее задание для всех шестиклассников - составить инструкции по выделению в слове приставки, суффикса и окончания.

Спасибо за урок и до новых встреч! Посмотрите вокруг себя и оставьте свою парту чистой и красивой!

8

© 2010-2022