Представление собственного педагогического опыта

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя родного (мокшанского) языка и литературы

МБОУ «Болдовская средняя общеобразовательная школа»

Родионовой Татьяны Ивановны


«Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности.

Память формирует духовную крепость человека».

В. Белов

Тема педагогического опыта: «Развитие у учащихся интереса к культуре и традициям Мордовского народа».


  1. Актуальность и перспективность опыта

Каждый народ на Земле имеет свой язык, свои корни и традиции. Свой вклад и легенды внес в общечеловеческую культуру и мордовский народ. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он не повторим. Свой язык, культура, история, обычаи и у мордовского народа. Мы знаем, что было время, когда мы, мордва, стеснялись своего родного языка. И что получилось? В результате, стали исчезать многие добрые национальные традиции, стали забывать свой родной язык . Дети перестали знать великих деятелей культуры своего народа, не было чувства гордости за свой этнос.

Большое внимание в настоящее время отводится изучению мордовских языков. Сколько сил, энергии нужно приложить нам учителям, чтобы научить учащегося чувствовать красоту родного языка, выражать мысли, чувства на своем языке, знать культуру, обычаи, историю своего народа. Во всем педагогическом сообществе осознана необходимость привития интереса у учащихся к родному языку и литературе и умения самостоятельно пополнять свои знания.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками родного (мокшанского) языка и литературы играет развитие у учащихся интереса к культуре и традициям Мордовского народа.

Воспитание бережного отношения к национальному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края - вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем родного языка. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свой родной язык и свой народ. Чтобы он гордился тем, что родился и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей к национальному языку и национальной культуре отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Я считаю, что формирование интереса учащихся к изучению любого предмета является очень значимой задачей. Именно интерес является стимулом обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет сделать процесс познавания продуктивным и привлекательным.

В своей работе стараюсь формировать у детей интерес к национальной культуре, расширять знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю

Всё это позволяет моим учащимся принимать активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а значит, способствует подготовке успешной личности.


  1. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьника. Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа. В связи с этим новизна моего опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, а использовании педагогических инноваций в процессе обучения, возрастных особенностей и психологии.

Все это развивает самостоятельность мышления, воображение, способствуют нравственной стабильности личности, выработке нравственных идеалов, позволяющие воспитывать у детей национальную память, то есть формировать у них внимание к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Знание культурных корней своего народа необходимо потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие, этические и эстетические нормы. Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному - дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа.

Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование игровых, информационных технологий, личностно-ориентированное обучение.

1.3 Наличие теоретической базы опыта

В течение всего времени преподавания мокшанского языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. Использую в своей работе статьи и разработки уроков, мероприятий журналов и газет «Народное образование», «Мокша», «Якстерь тяштеня», «Мокшень правда»

Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, кружковых занятий, большое количество материала к внеклассным мероприятиям, проверочным и тестовым работам, презентации к урокам родного языка и литературы. На секции учителей родного языка выступала с докладом «Современный урок и мультимедийные средства. Из опыта использования информационно- коммуникационных технологий». На школьном педсовете выступила с докладом «Изучение родного языка, литературы, национальной культуры на уроках и внеурочной работе»

1.4 Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является изучение культуры мордовского народа, привитие любви к своей малой Родине. Хотелось бы, чтобы школьники дорожили прошлым своего народа, знали свой язык, общались на нём.

В своей работе я использую такие принципы как:
-сотрудничество учителя и ученика,
- принцип равенства, индивидуализации и социализации ученика,
-развитие логической мыслительной деятельности,
- свободу духа и выбора для педагога.
Реализация данных принципов позволяет создать на занятиях атмосферу доверия, творчества и взаимодействия. Я считаю, что учитель должен видеть в каждом ребенке его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые позволят раскрыть его способности и возможности. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха как для « слабого» ученика так и для более успешного. Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более « живым» и результативным.
Выбор технологий и методик обучения, форм общения с учащимися на уроках, участие в исследовательской деятельности позволяет раскрыться не только ученикам, но и самому педагогу. Самообразование учителя позволяет ему стать более успешным, а, следовательно, и более свободным, т.е. ответственным за свои действия и знания.

1.5. Оптимальность и эффективность средств.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ. Внедрение ИКТ на уроках родного (мокшанского) языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер-это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно- коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- игровая деятельность ( игры «Кие сяда курок?» «Содак», «Кие сяда лама?», «Кроссворд» и другие );

- создание положительных эмоциональных ситуаций (учащиеся поощряются, пишутся положительные отзывы родителям и другое);

- работа в парах (при чтении диалогов);

- проблемное обучение;

-конкурсы (на лучшего чтеца, сочинений и другое);

-взаимопроверка выполненных работ (при проверке самостоятельных работ в 5-8 классах).

1.6. Результативность опыта

На уроках мокшанского языка создаю комфортную психологическую атмосферу, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:

- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения мокшанского языка ;

- формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

В период с 2011 по 2015 год качественный показатель обучения находится в пределах 75-80%, учащиеся демонстрируют высокий уровень знаний мокшанского языка.

Дивеевак Юлия участвовала в конкурсе «Живое слово» в номинации:стихотворение на родном языке и заняла призовое место на муниципальном этапе - 2015 г .

Ежегодно мои ученики принимают участие в предметных школьных и муниципальных олимпиадах по мордовскому языку.

Дубинина Олеся-ученица 11 класса заняла призовое место на республиканском конкурсе сочинений на родноя языке: «Мое село и традиции моего народа»

Дивеева Марина ученица 9 класса заняла призовое место на муниципальном этапе олимпиады по родным языкам.

Работая над проблемой «Развитие интереса учащихся к культуре и традициям мордовского народа» мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются, в первую очередь во внеурочной деятельности учащихся. Было создано несколько исследовательских работ: «Цифтамас велень содаф ломаттне», «Веленьке исяк и тячи».

Проводимая мною работа позволяет получать неплохие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Мои воспитанники активно участвуют в творческих конкурсах: Межрегиональный конкурс творческих работ «Любимая Русь и Мордва», активные участники школьных внеклассных мероприятий.

Принимаю активное участие в работе методического объединения учителей родного языка и литературы, выступаю с докладами, провожу открытые уроки школьном уровне. Ежегодно представляю открытые уроки на предметной неделе учителей родного языка и литературы. Принимаю участие в семинарах для учителей родного языка. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации. В 2016 году на курсах повышения квалификации учителей русского и родного языков в МРИО выступила на научно-практической конференции с докладом по теме: «Использование межпредметных связей на уроках родного языка».

1.7. Возможность тиражирования:

В целях обмена опытом с коллегами провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер- классы, выступаю на педсоветах, совещаниях, МО учителей..

Свой материал размещаю на сайте МБОУ «Болдовская СОШ» Рузаевского муниципального района.

Адрес сайта: schoolrm.ru/schools_ruz/boldruz/


© 2010-2022