Урок по русскому языку для 4 класса «Спряжение глаголов»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Спряжение глаголов».

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

  • Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.

  • Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

- преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1 этап.

Организационный

момент

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Каким бы вы хотели видеть урок?

-Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

Настраиваются на работу.

Аргументируют свои ответы.

Отвечают на вопрос учителя:

Личностные:

- выражение положительного отношения к процессу познания.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

2 этап.

Актуализация знаний

Организует индивидуальную работу.

1 ученик. Сделать полный разбор предложения. По хмурому небу ползут тяжёлые облака.

2 ученик. Разобрать слова по составу, найти лишнее. Листают, покормить, отнести, походка, задумали.

Организует фронтальную работу.

А) Повторение ранее изученного материала о глаголе

. - Над какой темой мы работаем сейчас на уроках русского языка? (глагол)

  1. часть речи;

  2. обозначает действие предмета; состояние, изменение признака

  3. отвечает на вопросы что делает? что делал? что буду делать? и т.д.

  4. изменяется по временам и числам

  5. а в прошедшем времени по родам;

  6. имеют неопределенную форму;

  7. бывают совершенного и несовершенного вида;

  8. в предложении чаще всего бывают сказуемым;

  9. спрягается (-что такое спряжение? изменение по лицам и числам)

Б) Организует проверку индивидуальной работы. Оценивание.

Организует работу в парах.

В) Одна пара у доки.

Восстановите таблицу личных окончаний глаголов. (Таблица разрезана)


Число

Лицо

1 спряжение

2 спряжение

Ед.

1-е

-у(ю)

-у(ю)

2-е

-ешь (ешь)

-ишь

3-е

-ет(ет)

- ит

Мн.

1-е

-ем, ем

-им

2-е

-ете (ете)

-ите

3-е

-ут (ют)

-ат (ят)


-Что такое спряжение глаголов?

Проверка. Самооценка. Оценивание пары работающей у доски.

Выполняют задание.


Определяют тему урока и цели урока




Проверяют выполнение индивидуального задания. Показывают сигналы (красный - есть ошибка)

зелёный - нет ошибок)


Работают в парах.

Познавательные:

- повторение правила разбора предложения

- повторение правила разбора слов по составу

- выявление сходства и различие объектов

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.


Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу

Коммуникативные:

- умение оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные:

- оценивание результата своей работы

3этап.

Постановка проблемы

Создаёт проблемную ситуацию.

Спишите глаголы, вставьте личное окончание, укажите спряжение.

Плыв…т, леж…те, принос…м, мечта…м.

Комментированное письмо.

- Какую трудность вы видите в написании безударных личных окончаний этих глаголов? (Нечетко слышится гласная в окончании.)

- Подумайте, что нужно определить у глагола, чтобы правильно написать личное окончание? (спряжение глагола)

-Можем ли мы определить спряжение этих глаголов?

- Почему? (умеем определять спряжение по ударному окончанию)

- Определите тему урока.

Спряжение глаголов. (Тема открывается на доске.)

На какой вопрос надо ответить сегодня?

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?

- Для чего нужно уметь определять спряжение глагола, с безударными личными окончаниями?

Проговаривают способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию.

Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия.

Участвуют в учебном диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Регулятивные:

- умение определять и формулировать тему и цель урока

4 этап.

Построение выхода из проблемной ситуации














Организует работу, направленную на приобретение недостающих знаний

Зрительное восприятие материала для наблюдения. (Презентация)

Первый слайд.

хвалить - хвалит

делить - делит

лечить - лечит

носить - носит

Что заметили?

2 слайд. Выделены другим цветом суффикс и и гласная в личном окончании глагола.

Сделайте вывод.

3 слайд. Вывод II спряжение.

4 слайд

темнеть - темнеет

тянуть - тянет

полоть - полет

рисовать - рисует

Аналогичная работа.

Сделайте вывод. Какие глаголы относятся ко II спряжению

Если глаголы в неопределённой форме перед суффиксом -ть имеют суффикс - и , то это глагол II спряжения.

А если нет суффикса -и, то это глагол I спряжения.

- Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

Работа в парах. Составление алгоритма действий по опорным словам. 1 пара у доски. Проверка. Самооценка.

- Какую цель мы поставили в начале урока? Что можем себе сказать. Сравним, согласен ли снами автор учебника. Сравним с алгоритмом в учебнике с 81.

Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.

Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в словаре, прочитать в учебнике и т.д.




Делают вывод.







В парах составляют алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

Познавательные:

- умение анализировать, сравнивать

- умение преобразовывать информацию из текстовой формы в алгоритм

Регулятивные:

- осуществляют пошаговый и итоговый контроль

действий.

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

- умение оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания

- умение слушать других,

при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

-умение строить высказывания, понятные для других.

Личностные

- выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания узнать новое

Коммуникативные

- умение оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

5 этап

Физкультминутка.

6 этап

Первичное закрепление

Организует усвоение детьми нового способа действия.

- Определим спряжение наших глаголов.

Слушайте образец. Учитель.

  1. Глагол мечтаем имеет безударное личное окончание.

  2. Ставлю в неопределённую форму. Мечтать - оканчивается не на -ить, значит I спряжение пишем -ет.

Объяснение учеником глагол проносим.

Закрепление. Работа в парах.

……………. - прыга…м

…………….. - упуст…м

…………….. - потеря ….м

……………. - посад….м

потерять (на - ять, I спр.) - потеряем (I спр.)

посадить (на - ить, I I спр.) - посадим (I I спр.)

прыгать (на - ать., I спр.) - прыгаем (I спр.)

упустить (на ить I I спр.) - упустим (I I спр.)

Кто выполнил задание без ошибок?


Слушают, запоминают.




Парами, поочередно проговаривая и контролируя выполнения каждой операции алгоритма. Оценивают работу товарища.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу

Личностные:

- выражать положительное отношение к одноклассникам

Регулятивные:

-уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные

- умение оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.


7 этап

Самостоятельная работа.

Организует дифференцированную самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.

1 задание. Определить спряжение, записать глагол в 1 лице, мн. числе

читать - …..

одевать - …..

гладить - …..

победа - ….. - ….

рисунок - ….- ….

игра - …. - …..

свет - …. - ….

2 задание. Образуйте от существительного однокоренные глаголы в неопределённой форме, рядом запишите глагол поставив его в 3 лицо, ед число.

победа - ……… - ………

рисунок - ……… - ……..

игра - ….. - ………

свет - ……. -……….

3 задание. Составить стихотворение, изменив глаголы неопределённой формы на 3 лицо, ед. число. Определить спряжение.

Ясно утро. Тихо (веять)

Тёплый ветерок,

Луг, как бархат, (зеленеть).

В зареве восток.

Проверка. Самооценка.

Выбирают задание для самостоятельной работы.

Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия по определению спряжения глаголов.




Проверяют свою работу по эталону.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу

.Регулятивные:

- умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта

8 этап Подведение итогов

Рефлексия.

Организует рефлексию деятельности на уроке.

Чему должны были научиться на уроке?

- Как решали эту задачу?

- Достигли ли цели урока?

- В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке по таблице самооценки.

Обсуждает с учащимися домашнее задание:

1) упр. 4 стр. 110

2)Записать 4 пословицы о дружбе, определить спряжение глаголов.

Вы сегодня дружно работали. Улыбнитесь тому, с кем вам понравилось работать.

Спасибо вам!

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Заполняют таблицу.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

- осуществление пошагового и итогового контроля

- умение оценивать правильность выполнения действий

Личностные:

- демонстрирование самостоятельной и личной ответственности

за свои поступки

- выражение положительного отношения к процессу познания

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать друг друга,

высказывать свои мысли



© 2010-2022