РОЛЬ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ


Назырова Ирина Нурмухамбетовна

Средняя общеобразовательная школа № 60


г. Караганда

Важнейшей задачей современной казахстанской школы является развитие гуманистических тенденций образования, восстановление поликультурных функций языка. Языковое образование входит в систему гуманитарного образования, сутью которого является изучение человека в его отношении к миру. Отношение каждого человека к миру проявляется в его собственной речи.

Предмет «Русский язык» в школах закладывает фундамент общего филологического образования учащихся как целостной системы, изучающей духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Наряду с этим обучение русскому языку определяется национальной спецификой образовательного пространства Республики Казахстан. Необходимость интеграции нашего государства в мировое сообщество создаёт благоприятные условия для развития языковых процессов, служит основой для формирования межнационального и межкультурного общения как внутри республики, так и на межгосударственном уровне.

Всё большая открытость нашей страны, развитие и укрепление межгосударственных, политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни способствуют тому, что многоязычие становится реально востребованным и актуальным в современном обществе.

Незнание языков приведёт к тому, что будущие поколения не смогут полноправно принимать участие в диалоге культур. Наряду с казахским языком, русский язык функционирует в нашей стране как официальный, употребляющийся в качестве языка межнационального общения между народами.[1, c. 51]

Соответственно, предполагается грамотное владение устным и письменным русским языком гражданами Республики Казахстан, осуществляющими деятельность в правовой, экономической, научной, общественной и других сферах на территории государства на должном уровне и в соответствии с требованиями к применению языка.

Функционально-коммуникативный подход к обучению обеспечивает формирование:

  1. языковых знаний, умений и навыков;

  2. речевых умений и навыков;

  3. коммуникативных умений и навыков;

  4. знаний о предметах речи;

  5. этнокультуроведческих знаний;

  6. страноведческих знаний.

При функционально-коммуникативном подходе к обучению русскому языку в основной школе особое место в учебном процессе занимает текст. Он помогает выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи. При формировании духовно-нравственных качеств личности художественный текст служит основой для упражнения в развитии связной речи. Основным методом в совершенствовании умения воспринимать текст является анализ текста.[2, c. 67]

К лингвистическому анализу текста мы обращаемся уже в 5 классе. В обычные уроки включаются фрагменты художественных произведений. Краткий анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи; теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений.

Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.) и в целях передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность - это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость чтения).

Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного и неродного языков, овладение системой стилистических и функциональных разновидностей речи применительно к активному и пассивному словарю. Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи. Овладение орфографией и пунктуацией. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, ориентировки в тексте, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.[3, c. 80]

Приобретение и систематизация языковых, прежде всего, грамматических знаний о языке, с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых навыков и умений, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном и неродном языке. Раскрытие для учащихся культурологического и воспитательного потенциала языка, его тесной связи с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа.

Формирование общелингвистической компетенции (представления о языке как одном из вариантов языка вообще) наряду с конкретно-языковой компетенцией, что необходимо для успешного овладения иностранными языками и другими школьными предметами. Формирование чувства языка (языкового чутья, языковой интуиции, языкового сознания).

Проблема мотивации на учёбу - одна из важнейших и острейших проблем школы. Мотивация - это стремление человека что-то сделать, это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. её желаний, потребностей и возможностей. В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых.

Любая деятельность, в том числе и учебная, направлена на достижение цели. Цель - это представление о будущем результате, о том, что должно быть получено. В виде цели выступает лишь желаемый результат. Именно привлекательность будущего результата придают ему мотивирующий характер. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение в нём себя, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней мотивации.[4, c. 109]

С одной стороны, она обладает привлекательностью, так как обеспечивает ученику чувство собственной значимости и силы как результат знания. С другой - всегда несёт в себе опасность неуспеха, зависимости от учителя и чувство несвободы.

В зависимости от того, какая сторона учебной деятельности доминирует, у ученика формируется установка на активное, творческое, самостоятельное поведение или пассивное, закомплексованное следование указаниям учителя.

Задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть внутренний потенциал ребёнка, обеспечить максимальную самореализацию формирующейся личности. Развивающая программа нацелена на переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. В рамках предмета учащиеся овладевают функциональной грамотностью, т.е. свободно используют навыки чтения и письма для получения и передачи информации в реальном общении.

Смена образовательной парадигмы изменила и содержание, подходы к обучению. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. В психолого-педагогическом плане происходит переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенные знания, от внешней мотивации к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности из определенных составляющих, которые образуют соответствующую систему по формированию функциональной грамотности.

Составляющие работы по обучению функциональной грамотности:

Обучение чтению - способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).

Развитие механизмов речи - умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.

Развитие устной и письменной речи:

  1. развитие орфоэпических навыков;

  2. работа по обогащению словарного запаса;

  3. развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;

  4. развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;

  5. развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.

В пятом и шестом классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:

  1. определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план;

  2. прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой;

  3. вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль.

Механизм речи развивается на таких упражнениях:

  1. механизм эквивалентных замен;

  2. механизм памяти;

  3. механизм сжатия текста;

  4. механизм предвидения, предугадывания.

Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям.

Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста - для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи.[5, c. 94]

Таким образом, в течение нескольких лет ведётся целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной.

Важной частью работы над текстом является определение языковых средств, обеспечивающих связность текста. Каждый предложенный текст содержал тестовые задания по определению стиля и типа речи, вида связи (цепной, параллельной, смешанной) между предложениями, средств выражения межфразовых связей в тексте.

Учащиеся должны свободно определять:

  1. слова одной тематической группы;

  2. однокоренные слова;

  3. лексический повтор;

  4. синонимы, антонимы;

  5. местоименную замену;

  6. набор видовременных форм глагола;

  7. вводные слова;

  8. вопросительные и неполные предложения;

  9. наречия, служебные части речи.

Комплексное использование текста на уроках русского языка даёт возможность на одном и том же материале, эффективно используя время, рассмотреть вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и развития речи, что обеспечивает систематическое повторение, связь с изучаемым материалом на уроках литературы.

Взяв за основу работы ориентацию на овладение функциональной грамотностью особое внимание уделяем на упражнения, задания, которых способствуют обучению различным видам чтения текста, работе по обогащению словарного запаса учащихся, переведению пассивного словарного запаса в активный.

Задача - помочь учащимся использовать умения и навыки чтения и письма для получения информации из текстов и для создания собственных текстов, как в устной, так и в письменной форме.

Лексическая работа является сквозной для всех разделов учебников, но предусмотрены отдельные уроки, цель которых следующая:

  1. развивать орфоэпические навыки, умение говорить и читать с соблюдением норм произношения звуков и ударения, правильной интонации;

  2. количественно и качественно обогащать словарный запас, наблюдая за лексическим значением слова, вырабатывать умение толковать слова различными способами, наблюдать за синонимическими рядами с последующим их использованием в речи, за антонимами, многозначными словами;

  3. развивать и совершенствовать грамматический строй речи учащегося (конструировать словосочетания и предложения, вычленять словосочетания из предложений, употреблять слова в указанных формах).

Развитие речи - конечная цель обучения русскому языку учащихся основной школы. Это понятие включает, во-первых, обогащение словарного запаса школьников, во-вторых, овладение нормами русского литературного языка, и наконец, формирование умений и навыков связно и грамотно излагать мысль в устной и письменной форме.

Литература


  1. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003 г.

  2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа. - 2006 г.

  3. Жанпеисова У.А. «Русская речь»: методическое руководство для 7 класса. Алматы. «Атамура». - 2012 г.

  4. Бадамбаева Г.А. Тюлебаева М.А. «Русская речь»: методическое руководство. Алматы. «Мектеп». - 2012 г.

  5. Жанпеисова У.А. Кожакеева Ш.Т. «Русская речь»: методическое руководство. Алматы. «Атамура». - 2010 г.


© 2010-2022