Разработка урока Правописание гласных в корне

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



СШ № 252 имени Г.Н. Ковтунова



















Разработка урока Правописание гласных в корне





Учитель-предметник: Утепбергенова А.А.

























Тема: Правописание гласных в корнях с чередованием -кас- - -кос-, -бер - - -бир- и др.

Цель:

  • Познакомить учащихся с правилом правописания чередующихся гласных в корнях,

  • научить учащихся владеть способом выбора гласных и-е, о-а при правописании

корней-бер- (- бир -), -мер - (-мир-), -дер-(дир-), -кос- (-кас-)

  • развивать орфографическую зоркость;

  • воспитать наблюдательность и умение анализировать, речевые навыки,

коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит

Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучать очень важный раздел языка - ОРФОГРАФИЮ.

II.ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

С некоторыми законами орфографии вы уже знакомы, например правописание безударных гласных в корне

Ты будь внимателен, мой друг,

В словах есть безударный звук:

НОРА, ЖАРА, ДОМА, СОСНА-

Одна из гласных не ясна.

ВОДА, МОСТЫ, ТРАВА, ГЛАЗОК,

ГРОЗА, ДВОРЫ, РОСА, КОМОК,

ОСА, КОСА, МОРЯ, СОВА.

Проверить надо все слова!

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.

А сейчас, ребята, мы с вами приступим к осуществлению проекта «НОВОСЕЛЬЕ». Мы отправимся на новоселье к корням с чередующимися гласными.

Итак, посмотрим внимательно на слова и попробуем найти закономерность, согласно которой, в корне написана та или иная буква.

Словарный диктант

Макать сухарик в чай, выровнять дорогу, уравнение, непромокаемый плащ, равномерные колебания, подровнять грядки, сравнение, равнение в рядах, обмакнуть перо, промокательная бумага, подровнять волосы, уровнять в правах, подравняться в строю, равнина, равнозначные величины.

III.ОТРАБОТКА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

Скажите, все ли безударные корни можно проверить ударением? (предполагаемый ответ: нет. Есть еще словарные слова). Это верно, но есть слова, которые пишутся по другим правилам, и эти правила нам сегодня необходимо вывести самостоятельно.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Собираться - соберу

Застилаю - застелю

Блистать - блестеть

Сравните написание этих слов и ответьте на вопрос. Почему в однокоренных словах пишутся разные гласные? (предполагаемый ответ: исключения, ошибка…).

Многие из вас уже дали правильные ответы, ну а для тех, кто еще в поисках правильного решения, небольшая подсказка.

Конечно, написанием этих корней командует суффикс -А-.

Распределительный диктант

Над первой колонкой напишите гласную -И, над второй - Е.

Я диктую слово, вы думаете, какая гласная пишется в корне и записываете слово в нужный столбик, графически комментируя свой выбор. Начинаем:

Пробирались, выдирать, отмереть, убирается, уберу, заблестеть, блистать, выжигаю, выдернул, перестелил, заперли, застилать, блистательный, стереть, замирают.

А теперь проверим правильность выполненного задания

Проверка. В каких словах пишется И?

Пробирались

выдирать

убирается

блистать

выжигаю

застилать

блистательный

замирают

Прочитайте слова, в корне которых пишется Е.

отмереть

уберу

заблестеть

выдернул

перестелить

заперли

стереть

Ну, что ж вы прекрасно справились с заданием, и нам остается выделить корни. Предлагаю, расселить их следующим образом, 3 этаж у нас займут корни, которыми руководит суффикс. В одно окошко-квартиру мы вписываем корни с И, в следующее корни с Е, место экономим, так как, предвидится подселение соседей.

И

Е

-мир-

-бир-

-блист-

-дир-

-стил-

-пир-

-мер-

-бер-

-блест-

-дер-

-стел-

-пер-

- А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Чередование гласных А - О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

Прочитайте внимательно.

Сегодня мы к…снемся темы «Мой дом». Устный рассказ должен к…саться заданной темы. Мысли пол_гается изл_гать последовательно и чётко. Предл…жения должны быть хотя и распространёнными, но не слишком длинными.

Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно и здесь «работает» какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?

Ответы учащихся. (Применяем то же правило, что и в корнях с чередующейся е-и)

Давайте, ребята, запишем слова, из предложения, выделим корни и поселим их в наш терем, соблюдая правила «расселения». В левое окошко мы записываем корни с буквой «а»,т. к рядом суффикс А, в правое окошко мы поселим корни с буквой «о». так как суффикса А - нет.

Третье окно пустеет, и мы поселим туда слова, которые не хотят подчиняться суффиксу, но являются родственными тем, которые мы сегодня изучали, Это слова исключения. Их написание необходимо запомнить.

IY. Закрепление

-Физкультминутка. «Грамматическая зарядка»

Задание: если в корне «а»- хлопаем в ладоши, если в корне «о» - поднимаем руки.

Прил…гать усилия.

Сл…жить вещи.

Отл…жить празднование.

Возл…гать надежды.

Предл…жить блины.

Безотл…гательное дело.

К…снуться чуда.

Точки соприк…сновения.

Не к…саются влаги.

Распол…жить у костра.

Радостное предпол…жение.

К…саться рукой.

Я предлагаю вам составить небольшой рассказ о своем доме, о том, как вам там хорошо, уютно и радостно.

Составление текста по опорным словам и словосочетаниям

Распол_гаться по улице, предл…жить чаю, в доме соб…раются, дорога прост…рается, вид (из окна) расст…лается, старших поч_тают, уб_рать, прот…рать, к..саться, пол…гать, зап..х, уют, защ…щенность, ж..вут, радос..ные события, бли..кие люди.

А для творческого настроение, я попрошу вас выполнять эту работу под музыку, вдохновляясь изображениями сказочных домиков. (Звучит классическая музыка.)

Чтение 2- 3 работ

Y. Домашнее задание

Упражнение № 230






© 2010-2022