• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект урока литературы на тему М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман (11 класс по программе 12-летнего обучения))

Конспект урока литературы на тему М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман (11 класс по программе 12-летнего обучения))

Разработка урока по литературе по теме «М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлёвы как социально-психологический роман» составлена для учащихся 11 класса, обучающихся по программе 12-летнего обучения. В классах, работающих по программе 11-летнего обучения, данное художественное произведение изучается в 10 классе. Но учитель литературы свободно может использовать данный учебный материал для внедрения в собственную педагогическую практику. Общая цель урока: на примере образов семьи Головлёвых п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата ______________

Предмет: русская литература.

Учитель Бутримова Наталья Александровна

Класс: 11 «А» по программе 12-летнего обучения.

Урок № 37

Название занятия

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман.

Общие цели

На примере образов семьи Головлёвых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации.

Результат

обучения

В ходе урока учащиеся будут знать о сюжетно-композиционном своеобразии и идейно-художественной проблематике романа, использование автором формы семейной хроники (распад, гибель семьи). Покажут навыки работы в малых группах при создании характеристики образа Иудушки как носителя определенной идеологии и морали, закрепят умения работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы, создавать постеры по теме.

Ключевые идеи

Благодаря применению кумулятивной беседы, обсуждению в коллаборативной обстановке, учащиеся будут знать:

- историю создания романа «Господа Головлевы»,

- прототипы главных героев романа,

- характеристику образов-персонажей,

- причину «гибели» семьи,

- сущность и роль иронии Салтыкова-Щедрина в изображении сюжетной канвы романа «Господа Головлевы»;

будут уметь:

- работать в группах,

- вести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника;

- объяснять роль главного образа - Иудушки в полной деградации и гибели семьи Головлевых,

- составлять характеристику героев,

- сравнивать образы-персонажи, объяснять связь между происходящими событиями и Иудушкой,

- делать выводы через составление постера.

Источники

1.К.Д.Бейбытова, Г.И.Власова, Т.В.Кривощапова. Пробный учебник по русской литературе для 11 классов естественно-математического направления 12-летних школ. - Алматы «Мектеп», 2013 г.

2. Русская литература (хрестоматия). Пробное пособие для 11 классов естественно-математического направления 12-летних школ. Сост. К.Д.Бейбытова, Т.П.Мацакова.- Алматы «Мектеп», 2013 г.

3. М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы».- Гослитиздат, Москва, 1938 г.

Материалы и оборудование

Учебник, бумага для создания постеров, маркеры.

Критерии оценки за урок (по 10-бальной системе)


«5»- 9-10 баллов

«4» - 7-8 баллов

«3» - 5-6 баллов

«2» - от 1-4 балла

задание

Критерии

Баллы

При ведении кумулятивной беседы

Ученик знает содержание художественного текста,

- отвечает на проблемные вопросы с опорой на текст,

- анализирует образы-персонажи,

- делает выводы,

- использует первоисточник.

5 баллов

10 баллов

10 баллов

10 баллов

5 баллов


Работа в группах

- в рамках работы в коллаборативной среде ученик видит причинно-следственные связи и показывает это при составлении схемы «Причины гибели семьи Головлевых»,

- анализируя образ главного героя романа Иудушки, ученик фиксирует полный объем информации в виде постера, выделяя главное;

- правильно извлекает информацию, составляя конспект и делая выводы;

- выступает с сообщением в роли спикера, защищая составленный постер.

10 баллов


20 баллов


10 баллов

10 баллов

Рефлексия

- Ученик анализирует собственную деятельность, извлекая «уроки жизни» из произведения, письменно фиксирует в виде тестов незаконченных предложений.

5 баллов


Оценивание

В течение урока ученик наблюдает за собственной деятельностью и работой членов группы.

5 баллов


Ход занятия


Этапы проведения занятия

Время - 45 минут

Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

I.Орг. момент

2 минуты

Психологический настрой на урок.

Учитель желает ученикам здоровья, хорошего настроения, плодотворной работы.

Деление на группы (по цветовой гамме). Учитель раздает ученикам цветные картинки (на выбор). Формируются 3 рабочие группы по общему цвету.

Учитель сообщает тему и цели урока.

II.Актуализация опорных знаний.

5 минут

1. Введение в тему урока (тему записывают в тетрадь). (СЛОВО УЧИТЕЛЯ): На предыдущих уроках мы уже сделали вывод, что М.Е.Салтыков-Щедрин является достойным преемником Гоголя, а в мировой литературе его имя стоит рядом с "великими насмешниками" Аристофаном, Ювеналом, Рабле, Свифтом, Мольером и другими. Прочитав роман, трудно с первого взгляда разглядеть в трагической судьбе героев сатирическое. Но мы попытаемся это сделать, а также попробуем выяснить, почему прошло столько лет, за это время дважды изменился социальный строй, ушло в прошлое крепостное право, а Иудушка, Стёпка - балбес, Пашка - тихоня оказались так живучи.

Целевые установки

Кумулятивная беседа с использованием учебника-хрестоматии.

10-11 минут

1. Постановка проблемных вопросов к теме урока:

- В чём гениальность этого романа?

- Какие проблемы ставит автор? Как он их решает?

(В истории создания романа мы говорили о том, что произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами, "Семейный суд", "Семейные радости", "По-родственному", "Семейные итоги". Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною, и у главы семейства Арины Петровны слово "семья" не сходит с уст. Так что одним из основных вопросов является именно семейный вопрос. Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание).

- Какие события, наносящие удар власти матери, изображены в романе?

(отмена крепостного права; смерть мужа; упрочившееся положение Иудушки, его разорительные планы; МАТЬ ПРОКЛИНАЕТ ИУДУШКУ )

- Кого изобразил автор в образах-персонажах романа? (своих родных, семью). Ученики подробно описывают прототипов каждого героя:

Отец Владимир Михайлович- бесхарактерный, приниженный. Образ отца семейства Головлевых.

Мать Ольга Михайловна Салтыкова - образ Арины Петровны. Сильная. Властная натура, которая в муже и детях видит лишь обузу. Внуки - «щенки».

Брат Николай Евграфович - образ Степки-балбеса - изгой в семье, неудачник. Образ жизни: праздность, непригодность ни к чему, запои. Мать подавляла его личность угрозами, побоями. Он безвольный, податливый, нетрудоспособный. Именно он дает Порфирию Владимировичу прозвище «Иудушка-кровопивушка». Он голоден, плохо одет, но он ещё шутит, описание тоже радостное, живое. Но по мере возвращения к дому, он не замечает ничего, так как он знает, что его ждёт страшный суд. Головлёва убивает Степана, так же как и убила дяденьку Михаила Петровича, который "…жил в людской и ел из одной чашки с собакой Трезоркой и тётеньку Веру Михайловну, скончавшуюся от умеренности в питании".

Старший брат Дмитрий Евграфович - образ Иудушки - лицемер, пакостник, тиран, кровопивушка.

Младший сын Павел угрюмый и нелюдимый, апатичный, равнодушный, уходит в запои. НЕНАВИДИТ ИУДУШКУ, мстит ему. Умер от смертельной болезни. Автор называет Пашку - тихоню человеком, лишённым поступков. Он является следующей жертвой Головлёва.

- Назовите ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ семьи Головлевых.

«Головлят» представляют

- Володенька (покончил жизнь самоубийством) и Петенька (проиграл казенные деньги. Не получил от отца помощи, умер по дороге на каторгу) - дети Порфирия Владимировича.

Аннинька (вынуждена вернуться в семью) и Любинька (самоуюийство) - дети дочери Анны - племянницы Иудушки. Провинциальные актрисы, кутежи, пьянство.

- Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу?

Работа в группах с использованием учебной литературы (учебник, художественный текст).

Составление учебного конспекта.

Создание постера.

20 минут

1. В группах (на отдельных листочках) составляют схему «Причины гибели семьи Головлевых»:

Конспект урока литературы на тему М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман (11 класс по программе 12-летнего обучения))Конспект урока литературы на тему М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман (11 класс по программе 12-летнего обучения))Конспект урока литературы на тему М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман (11 класс по программе 12-летнего обучения))Конспект урока литературы на тему М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман (11 класс по программе 12-летнего обучения))Конспект урока литературы на тему М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман (11 класс по программе 12-летнего обучения))Причины гибели семьи Головлевых

Затем учащиеся дают характеристику каждой причине, которая ведет к духовному распаду семьи.

ВЫВОД: Какой механизм запущен в этой семье? (В этой семье запущен механизм разрушения, разъединения семьи; нравственная и физическая гибель).

- Ярким представителем лицемерия, стяжательства и накопительства является главный герой Иудушка.

2. Создание постера «Главный виновник гибели семьи Головлевых». Образ Иудушки. Изобразить на постере основные черты характера Иудушки, которые привели к гибели его семью.

(Иудушка

- заполучил имение Павла,

- прибрал к рукам капитал отца и матери,

- обрек на гибель поочередно своих сыновей,

- повинен в гибели племянницы Любеньки,

- является «душою и двигателем разрушения семьи»,

- эгоист, жадный, накопитель, ЛИЦЕМЕР- главное его оружие, хищный кровопийца,

- взгляд его «загадочный», источает яд или или сыновнюю почтительность. В его глазах видят удушающую петлю,

- личность ничтожная, мелкая, хотя держит в страхе всех окружающих паразитирует и несет гибель,

- паук, клейкая сладкая паутина слов убивает родных,

- пустословие о семье, о боге, капитале,

- ласкательные слова - приторно-фамильярные).

3. Дополнить характеристику Иудушки в постерах других групп.

4. Защита постеров спикерами групп.

ВЫВОД: Главная роль во всех бедах принадлежит Иудушке. Пробуждение одичалой совести было слишком поздним. В главе «Расчет» он уже не Иудушка, а Порфирий Владимирович. МАСКА СНЯТА.

- Поиски прощения (запоздалое понимание собственной вины ведут Иудушку в сырую мартовскую ночь перед Пасхой «на могилку к покойнице маменьке» (замерз по дороге).

- Чтение отрывка из романа, глава «Расчет», стр. 295-301.

Рефлексия

5 минут

Закончить предложения:

1. На этом уроке я понял (а), что…

2. Урок дал мне для жизни…

3. Мне захотелось…

Оценивание

Наблюдение за самостоятельной работой учащихся.

Обсуждение

1 минута

Учащиеся обсуждают и добавляют записи по окончании работы.

Домашнее задание

1 минута

Написать эссе, используя тезис «М.Е.Салтыков-Щедрин не мог допустить примирения со злом. Зло не может быть безнаказанным, и самая страшная казнь - запоздалая совесть»


© 2010-2022