- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Чередование гласных звуков в корне
Чередование гласных звуков в корне
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Можарчук Г.А. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Чередование гласных букв в корне слова.
Цели:
-
Повторить правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.
-
Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.
-
Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, чувство взаимоуважения.
Задачи:
-
выяснить, когда в словах с корнями -лаг-, -лож-, -кас-, -кос- пишется а и о;
-
научиться видеть и выделять в слове орфограмму;
-
уметь отличать слова с чередованием в корне от одинаково звучащих и пишущихся слов, не связанных по лексическому значению.
Ход урока
I.Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на занятии, мобилизовать внимание школьников.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих, проверка состояния помещения, организация внимания и внутренней готовности учащихся.
II. Этап целеполагания
Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.
На доске пословицы:
-
Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.
-
Росточком с мышь, а храбрый малыш.
-
От желанья к исполненью приложи уменье.
-
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
-
Кто не горит, тот небо коптит.
- Какой жанр устного народного творчества представлен на доске? По каким признакам догадались?
- Что общего в этих пословицах? Можно ли сгруппировать их по темам?
(учащиеся определяют тематику пословиц и их значение). Мы пришли к выводу, что темы разные: по этому признаку пословицы сгруппировать нельзя.
- Что же общего в них? Почему мы обратились к ним на уроке русского языка? (приходим к выводу, что пословицы схожи наличием в них слов с одинаковой орфограммой).
- Давайте подумаем, что нам нужно сделать сегодня на уроке, чтобы обобщить полученные ранее знания ? (учащиеся пытаются самостоятельно поставить цели на сегодняшний урок).
Опираясь на ответы детей и учитывая поставленные цели, учитель предлагает систему вопросов.
III. Этап первичного усвоения знаний
Цель: выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
- Какие орфограммы-гласные в корне вы знаете?
- Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне слова?
Орфографическая разминка. Презентация. Слайд 2 -4
- Что такое чередование?
- Какие вы знаете виды чередования?
IV.Этап осмысления учебного материала
Цель: структурирование информации.
- На сегодняшнем уроке будет изучаться новая тема, тоже о правописании безударных гласных в корнях слов. Презентация. Слайд3.
- Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте попытаемся объяснить правописание гласных в корнях следующих слов: излагать, изложение, касаться, коснуться.
Излагать точку зрения
Работать над изложением
Касаться проблемы
Коснуться вопроса
- Являются ли однокоренными слова ИЗЛАГАТЬ, ИЗЛОЖЕНИЕ?
- А КАСАТЬСЯ, КОСНУТЬСЯ?
- Как видите, это однокоренные слова, но пишутся по-разному: то с буквой О, то с А. Что же происходит в корнях этих слов? (ЧЕРЕДОВАНИЕ).
- Итак, тема нашего урока :
Презентация. Слайд 4.
ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА.( Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня.)
- А как же быть с такими случаями, как их писать? Чтобы ответить на этот вопрос, распределите однокоренные слова
по столбикам .
Презентация. Слайд5.
-о-
-а-
Закрепление и совершенствование знаний и умений.
-
Заполните колонки таблицы недостающими сведениями.
-
При возникновении трудностей, обратитесь к «Теории» (стр.68-69).
Результат работы - восстановление содержания колонок деформированной таблицы. Презентация. Слайд 6.
Правило проговаривается 2 - 3 раза по желанию отдельными учениками.
Презентация. Слайд 7.
- А теперь познакомимся с графическим обозначением орфограммы «Правописание корней с чередованием -лаг-, -лож-, -кас-, -кос-».
V. Применение знаний и формирование умений и навыков.
-
Выполнение упр. № 566. (Упражнение выполняется по методике «Вызови соперника».)
1).К данным глаголам подберите однокоренные существительные. Запишите слова, обозначая орфограмму. Поясните, что и как выделено при ее обозначении.
2).С записанными сущ. составьте с/с гл.+сущ. Какие значения слова предложение могут обнаружиться в разных с/с?
Предлагать - предложение (внести предложение, записать предложение);
Предполагать - предположение (высказать предположение);
Слагать - сложение (произвести сложение);
Прилагать - приложение (напечатать приложение);
Соприкасаться - соприкосновение (почувствовать соприкосновение);
Касаться - касание (произвести касание).
-
Презентация. Слайд 8.
Распределительный диктант с взаимопроверкой.
-
- а -
- о -
VI. Этап применения знаний в новой ситуации
Цель: обеспечение усвоения знаний в изменённой ситуации.
3) Работа по парам. Заполните таблицу своими примерами.
Корни с чередованием гласной А-О
А
О
Слова-исключения
- раст-/ -ращ-/ -рос-
-- лаг-/ -лож-
- кас-/ -кос-
- гар- / -гор-
- зар- / -зор-
Работы сдаются на проверку учителю.
- Что нужно учитывать, чтобы не ошибиться в написании этих слов? От слов с чередованиями следует отличать слова с другими значениями, имеющие в корнях близкие сочетания звуков.
С двумя любыми словосочетаниями, в состав которых входят слова с чередованием гласных в корне, составить предложения, записать, выделить изученную орфограмму.
-
Презентация. Слайд12.
-
К…саться, к…сынка, иск…са, прик…сновение, к…сарь;
-
Низл…жить, возл…гать, л…гичный, предл…жение,.
Вывод: Нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня.
VII этап. Самоанализ урока (рефлексия).
Друзья мои! Я очень рада
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
Уроку подвести итог.
-
-Сделайте вывод, какие существуют виды орфограмм-гласных в корне ? Презентация. Слайд13
-
- Что нового узнали мы сегодня на уроке?
Д\з: «Т» параграф 51 , «П» упр.№571.