Статья

Работа над сочинением требует определенных навыков и умений . Как и любому делу, писать сочинение можно научить, только если много трудиться и практиковаться, но при этом уяснив элементарные правила. Сочинение по литературе рассматривается как одна из  форм творческих работ, в ходе которой учащимся представлены разные упражнения. Предложенные формы работы направлены на развитие  творческих способностей  учащихся, формируют у них определенные умения и навыки :    -   собирать и систематизировать материал;  - раскрывать тему и идею сочинения;  - строить сочинение в определенном жанре;  - корректировать написанное.      Цель работы над сочинением  – дать возможность раскрыться творческому потенциалу учащихся, не использовать  шаблонные  обороты речи,
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

. Работа над сочинением требует определенных навыков и умений . Как и любому делу, писать сочинение можно научить, только если много трудиться и практиковаться, но при этом уяснив элементарные правила. Сочинение по литературе рассматривается как одна из форм творческих работ, в ходе которой учащимся представлены разные упражнения. Предложенные формы работы направлены на развитие творческих способностей учащихся, формируют у них определенные умения и навыки :

- собирать и систематизировать материал;

- раскрывать тему и идею сочинения;

- строить сочинение в определенном жанре;

- корректировать написанное.

Цель работы над сочинением - дать возможность раскрыться творческому потенциалу учащихся, не использовать шаблонные обороты речи,

Для развития навыков связной речи необходима тренировка, упражнения. Языковое чутье, как определенного рода способность, тоже развивается в деятельности, поэтому подобранные задания и упражнения представляют учащимся такую возможность: развивает у учащихся, по словам Ушинского, «дар слова», формирует устойчивые навыки анализа и интерпретации тем разных типов, вооружает школьников умением грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать свои мысли в устной и письменной форме - умением, необходимым в наше время всем, кто желает быть конкурентоспособным.

Предлагаемая система упражнений поможет учителю организовать работу при подготовке к литературному сочинению.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Задание: по вступлению определите, на какую тему было написано сочинение.

А) Монологи Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» органически связаны с развивающим действием, психологически оправданы и содержат важную информацию как о самом герое, так и о мире, его окружающем. Сам Чацкий в данном произведении выступает одновременно и героем-любовником, и резонером, то есть его амплуа двойственно, и это также находит свое отражение в монологах Александра Андреевича.

Б) Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» во многом определяется тем особым положением, которое занимает в нем автор, одновременно являющийся и создателем литературного произведения, и его героем. Повествователь и персонажи, о которых он рассказывает, постоянно меняются местами: то рассказчик, то его персонажи оказываются в центре внимания читателя. Главную роль в создании образа автора играют его монологи - авторские отступления. Они служат различным художественным целям. Одной из главных среди этих целей является создание «энциклопедии русской жизни». А образ России не может быть полным без описания природы. Поэтому пейзажные зарисовки несут целый ряд художественных функций.

В) После войны 1812 года Россия показала силу и мощь русского народа, поднявшегося на защиту Отечества. Но народ-победитель вновь оказался под палкой помещика-крепостника. Передовое русское офицерство, возмущенное этим положением, поднимается на борьбу за облегчение участи народа. Это приводит к расколу в дворянском лагере. Атмосфера раскола воспроизведена в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Г) Людей во все времена волновали вечные проблемы бытия: жизни и смерти, любви и брака, выбора жизненного пути. Все меняется в этом мире, и только общечеловеческие нравственные потребности остаются неизменными от того, какое время « на дворе». Проблема взаимоотнощения между поколениями была актуальна всегда, она нашла свое отражение и в комедии Грибоедова « Горе от ума».

Д) Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в жизни русского общества. В первую очередь они были связаны с отменой крепостного права. В это время возникают декабристские общества. Другом некоторых декабристов был русский писатель и дипломат А.С. Грибоедов. Его комедия «Горе от ума» дает картину жизни крепостной Москвы ХIХ века. В комедии сталкиваются две эпохи: «век минувший», который не желает перемен, и «век нынешний».

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Задание: закончите вступление к каждой из предложенных тем, указав те аспекты их рассмотрения, о которых речь пойдет уже в основной части.

А) Тема сочинения : « Образ моря в русской поэзии первой половины 19 века»

Море - один из обязательных атрибутов в романтической поэзии 19 века. В сознании поэта-романтика природа всегда противопоставлена цивилизованному миру, но море, свободное, непредсказуемое, таинственное…

Б) Тема сочинения: «Изображение столичного и поместного дворянства в романе Пушкина « Евгений Онегин»

В.Г. Белинский не случайно назвал роман А.С, Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни» . Связано это с тем , что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с романом в стихах по широте охвата современной писателю действительности…

В) Тема сочинения: «Чужой для всех…» ( Образ Евгения Онегина. )

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - произведение необычное . В нем мало событий, много отступлений, повествование будто бы оборвано на половине. Вызвано это тем , что Пушкин ставит в своем романе принципиально новые для русской литературы задачи…

Г) Тема сочинения: «О роли литературы»

У литературы не может быть практических задач: каждый раз, когда литературу пытались заставить служить какому-то делу, теряли самое главное…

Д) Тема сочинения: « Светлое имя - Пушкин»

Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит все дальше от нас, а Пушкин как будто все ближе. Основоположник и родоначальник русской литературы, он и ныне самый популярный, любимый и чтимый поэт в русской литературе…

Е) Тема сочинения: « Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни»

« Евгений Онегин» есть поэма историческая», - утверждает Белинский. Действительно, в романе дано исторически конкретное изображение характеров русских людей и общественной жизни…

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Задание: самостоятельно напишите вступление к сочинениям на следующие темы (вы можете воспользоваться теми вопросами, которые сопровождают каждую формулировку - они помогут вам сосредоточиться на главном в данной теме) :

А) Москва у А.С.Грибоедова и Москва у А.С.Пушкина.

В какой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин рисует образ Москвы? Вспомните, какие эпиграфы он выбирает для «московской» главы своего романа? На какие традиции в изображении Москвы сориентировано пушкинское описание?

Б) Внесюжетные элементы и их художественная роль в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Какие из внесюжетных элементов композиции (лирические отступления, эпиграфы, пролог, эпилог, вставные эпизоды, предисловие, послесловие и другие) использованы Гоголем в поэме? Какова связь между внесюжетными элементами композиции и жанровыми особенностями произведения?

Работая над основной частью сочинения, учащиеся могут выполнить следующие упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Задание: определите микротемы следующих сочинений:

  1. Что нового покажет нам Москва?

  2. «И золотой мешок, и метит в генералы. »

  3. Мой Пушкин.

  4. Мои рассуждения о Чацком.

  5. «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни»

  6. Что понял ты, расставаясь с героями поэмы Н.В.Гоголя?

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Задание: составить план к основной части сочинения ( можно цитатный )

  1. «Что за тузы в Москве живут и умирают…»

  2. Конфликт поколений в изображении И.С.Тургенева.

  3. Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

  4. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (на примере 2-3 помещиков).

  5. Изображение поместного дворянства в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя.

  6. Москва и Петербург в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  7. Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы 19 века.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Задание: отобрать литературный материал для анализа ( эпизоды для анализа )

  1. Тема «Онегин и Ленский»

  2. Мои рассуждения о лирике М.Ю.Лермонтова.

  3. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя ( на примере 2-3 помещиков).

  4. Идеалы фамусовского общества

  5. Что ты чувствуешь, расставаясь с героями романа « Обломов»?

  6. Татьяна и Ольга (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  7. Чем интересен современному читателю роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

  8. П.П. и Н.П. Кирсановы. ( по роману И.С. Тургенева.)

  9. « Татьяна - милый идеал.» (А.С.Пушкин.)

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Задание: определите последовательность рассуждения в сочинении

(определите порядок вопросов раскрытия темы ).

1.Тема «Что нового покажет нам Москва?»

2. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

3. Конфликт «отцов» и «детей» в изображении И.С.Тургенева.

4. Мой Пушкин

5. Образ Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего

времени»

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Задание: укажите переходы и связки между отдельными частями ( по

принципу сопоставления, противопоставления, конкретизации,

обобщения выдвинутых идей, развертывания формулировок,

данных в предыдущей части).

  1. Тема «Проблема «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

  2. Чем интересна современному читателю поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души»

  3. Печорин - герой своего времени.

  4. Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова.

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Задание: подберите 7-8 цитат, которые вы используете в основной части

сочинения, характеризуя…

- московское дворянство в комедии «Горе от ума»;

- образ Чацкого;

- образ Онегина;

- образ Печорина.

УПРАЖНЕНИЕ 10.

Задание: подумайте, чем должны отличаться основные части к

сочинениям на близкие темы, какие формулировки могут быть

применены к обеим темам, а какие не должны повторяться?

1.- Образ природы в лирике А.С.Пушкина.

- Времена года как тема лирики А.С.Пушкина.

2.- Образ поэта в творчестве А.С.Пушкина.

- Лирический герой поэзии А.С.Пушкина.


Чтобы потренироваться в формулировании итоговых положений сочинения, выполните несколько практических упражнений:

УПРАЖНЕНИЕ 11.

Задание: допишите заключение к сочинениям, развернутые планы которых

приводятся ниже:

  1. Лирические отступления в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Жанровое своеобразие романа. Преобладание лирического начала в романном повествовании. Главенствующая роль автора в романе. Автор как лирический центр повествования.

Биографический пунктир отступлений. Субъективный мир автора в лирических отступлениях.

Тематический перечень лирических отступлений. Роль лирических отступлений в создании художественного образа эпохи. «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» от первого лица ( от Я) Автор

как читатель собственного романа.

Обращение к читателю в лирических отступлениях. Эффект свободного диалога с читателем.

УПРАЖНЕНИЕ 12.

Задание: прочитайте приведенный ниже вариант заключения к теме по

творчеству Н.В.Гоголя. Определите, к какой именно из

сформулированных тем данное заключение относится?

Сатирический портрет персонажа, изначально основанный на утрировании, специальном подчеркивании недолжного, под пером Гоголя приобретает гротескные черты. Смешные и страшные лики гоголевских персонажей - при полном внутреннем вакууме - единственное их достояние. Обладая диковинной внешностью, которая, по словам самого Гоголя, «словно старается впрыгнуть в глаза читателю» , они концентрируют в себе черты пошлости абсурдности того мира, в котором они обитают. Коллективный портрет чиновников, помещиков, крестьян в изображении Гоголя стал подлинным лицом российской действительности 30-х годов 19 века.

Варианты тем:

  1. Авторская ирония и способы ее выражения в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

  2. Художественные особенности сатиры в творчестве Гоголя ( по поэме «Мертвые души»)

  3. Художественное мастерство Гоголя в создании словесного портрета героя ( поэма «Мертвые души»).


© 2010-2022