Человек на земле в рассказе В. Закруткина Подсолнух

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе.

Человек на земле в рассказе Виталия Закруткина «Подсолнух».

Человек на земле в рассказе В. Закруткина Подсолнух







Учитель Трубецкая Г.Г.

… На всю жизнь меня привязали две темы:

земля и война, вернее, человек на земле и человек на войне.

В. Закруткин.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством В. Закруткина.

  2. Приобщить к истокам народной культуры, традициям и обычаям народов Донского края.

  3. Формировать умение учащихся работать с различными жанрами литературы. Развивать их творческие способности.

Оборудование: доска, учебник, высказывания о писателе, презентация темы.

Словарь: герлыга- палка; тырловать- останавливать на отдых; шулюн- мясной бульон; кондер-похлебка; тузлук- крепкий рассол.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного

писателя В. Закруткина.

Многие десятилетия В. Закруткин прожил в станице Кочетовской Семикаракорского района.

Жизнь В. Закруткина, его любовь к родной земле, к простым труженикам, к природе Донского края гармонично сливаются с его творчеством. Он жил в гуще народа не только географически, он был с народом всем содержанием своей жизни, своих отношений к людям. И теплоту этих отношений автор переносил на бумагу.

Самозабвенная способность работать без устали, сплав труда и таланта, эрудиция помогли ему стать автором ряда выдающихся произведений.

Сейчас мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством писателя.

  1. Выступление учащегося

В.А. Закруткин сын учителей, вырос в деревне, с детства знаком с крестьянским трудом. В 20-е годы семья Закруткиных оказалась на Дальнем Востоке.

В 1932 году Закруткин экстерном закончил Благовещенский педагогический институт. Затем он учился в педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде.

В 1937 году в дни памяти Пушкина был выпущен сборник его исследовательских статей «Пушкин и Лермонтов».

С первого дня Великой Отечественной войны он отправился на фронт в качестве военного корреспондента. Свои статьи он печатал в армейских газетах. Войну завершил в Берлине.

В 1947 году Закруткин переезжает из города Ростова- на- Дону в станицу Кочетовскую, где живет и занимается писательской деятельностью. Закруткин является автором романа «Сотворение мира», повестей «Матерь человеческая», «На Золотых Песках», рассказа «Подсолнух».

До последних дней своей жизни Закруткин оставался на писательском посту верный своему народу. В.А. Закруткин умер 10 октября 1984 года.

  1. Заочная экскурсия в музей- усадьбу Виталия Закруткина.

Выступление учащегося. Презентация темы.

  1. Анализ рассказа «Подсолнух».

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Виталия Закруткина «Подсолнух».

В.Закруткин многие свои произведения посвятил природе Донского края. Подводя итог очередного этапа своего творчества писатель сказал : «Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее человек на земле и человек на войне».

Одним из значительных произведений на тему «человек на земле» является рассказ «Подсолнух», который был впервые напечатан на страницах газеты «Правда» в 1953 году, а затем издан большим тиражом в журнале «Огонек».

Нежная, трепетная любовь писателя к родной природе звучит с первых строк произведения.

Чтение отрывка «По весеннему небу медленно плывут белые облака…».

Вопросы учащимся.

- Кто такой Отец? Что мы узнали об этом человеке в начале рассказа?

- Какую портретную характеристику дает ему автор.

(Острый взгляд Отца замечал все, что творилось вокруг: и птиц, порхающих по степи, и зеленеющую траву, и облака, плывущие по небу, он привык не только смотреть на все, но и разговаривать с птицами, с травами. И вот Отец увидел в небе лебединую стаю.)

Чтение учащимся отрывка «О лебеде».

Вопросы учащимся.

- Почему воспоминание о сыне так сильно обожгло и сдавило его сердце?

- Что можно сказать о других чабанах?

(Во время отдыха Отец находит в кармане стеганки сына семечко подсолнуха и решает посадить это семя в неласковую степную землю)

- Почему Отец принял такое решение?

(Семечко подсолнуха- это связующее звено между жизнью и смертью, память о сыне, а также желание оживить мертвую неласковую степь, заставить ее служить людям).

Итак, семечко становится предметом забот чабанов.

- Все ли чабаны оптимистично наблюдают за подсолнухом?

- Какие испытания выпали на долю маленького растения?

(Испепеляющая засуха степи и в эту засуху пробивается маленький росточек, он растет и расцветает.)

- Но все ли было гладко в его цветении?

- Как чабаны пытались спасти растение?

- Кто больше всего проявлял заботу о нем?

- Как повлияли на чабанов заботы о подсолнухе?

- Изменил ли свое отношение к растениям дядя Фока?

(Несмотря ни на что растение выросло, уцелело, превратилось в могучий подсолнух с крепким одеревеневшим стеблем.

Но шел по степи тихим безветренным утром паренек, подошел поближе, срезал корзинку и, полузгивая семечки, пошел дальше. Один из пастухов бросился к прохожему, чтобы ударить его, но Отец остановил пастуха.)

- Почему Отец остановил пастуха, не стал трогать прохожего?

- Жалко ли ему, что подсолнух сорвал чужой человек?

- Какие качества характера отца раскрываются в этом поступке?

(Для того подсолнух и вырос, чтобы отдать его людям. Отец- мудрый человек, он понимает, что жизнь продолжается. Прольются осенние дожди, потянет холодом с севера, но все равно придет в степь вечно живая, вечно прекрасная весна, придет в степь вода, придет новая жизнь.)

- Мог ли быть у этого произведения другой конец?

(Рассказ заканчивается музыкальным светлым аккордом, и если в начале рассказа мы видим заботу о ростке только как дань памяти погибшего сына, то самые последние строки раскрывают перед нами желание человека жить не для себя, а для людей.

Сделанное Отцом доказывает, что и безводную степь можно приспособить для человека.)

- Каким настроением проникнуто это произведение?

- Какова его главная мысль?

- Какой эпизод рассказа вам показался особенно волнующим?

- Какой след оставил на земле простой чабан Отец?

- Какое событие следует считать главным, кульминационным?

V. Заключительное слово учителя.

Этот рассказ нашел горячий отклик в сердцах не только наших читателей, но и за рубежом. Одна канадская газета писала: ««Подсолнух»- одно из тех редких произведений, которые едва появившись на свет, начинают глубоко волновать сердца всей нации.»

VI. Домашнее задание.

Написать в тетради отзыв о рассказе «Подсолнух»


© 2010-2022