Технологическая карта Правописание гласных и согласных в приставках (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 117. Правописание гласных и согласных в приставках.

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Правописание гласных и согласных в приставках.

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

Образовательная: дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас учащихся;

закрепить навык осознанного письма; научить применять данное правило в устной и письменной речи.

Развивающая: развивать мыслительные процессы для нахождения правильного решения и связную монологическую речи; развивать орфографическую зоркость;

Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду, успешно преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле, навыков сотрудничества.

Основные термины и понятия

Орфограмма-буква, приставка

Образовательные ресурсы

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2013)

Планируемые результаты

Предметные результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Знать правило написания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на -З (-С); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; применять способ проверки гласных и согласных в приставках; пользоваться орфографическим словарем.

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формирование конкретного образовательного результата

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды и формы организации деятельности учащихся

Формируемые УУД

Этап 1. Организация урока - 2 мин.

Способность формулирования цели и задач урока. Умение организовать свою деятельность.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на урок.

- Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. А для того чтобы все сегодня получили пятёрки, мы должны зарядиться только положительной энергией! С последних пар передаём «пять» ладошками. Успехов вам и удачи!

Приветствуют учителя, товарищей по парте, настраиваются на урок. Создание атмосферы сотрудничества


Личностные: формирование внутренней позиции школьника

Этап 2. Актуализация знаний - 18 мин.

Способность участвовать в общении, правильно излагать свои мысли в устной форме, владеть приёмами анализа и систематизации материала.

- Для того, чтобы приступить к изучению нового материала, мы должны повторить то, что изучали ранее. Проведем небольшую самостоятельную работу.

(на листочках обучающие выполняют работу)



Самостоятельная работа.

В лес пришла2 зима. Сне... укрыл пни и кусты, толстый лё… ск…вал быстрый ручей.4 По ств..лам и сучьям толстых деревьев постукивал2 моро.. . Пуш…стый2 шарф л…жал на ветках2 дуба. Всё было как во сне.

  1. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

  2. Сделай морфемный разбор слов. ( 2 )

  3. Выпиши из текста слова с беглой гласной в корне слова. Измени форму слова. Подчеркните беглую гласную.

4*) Сделай синтаксический разбор предложения. ( 4 )

Сне... укрыл пни и кусты, толстый лё… ск…вал быстрый ручей.



В лес пришла зима. Снег укрыл пни и кусты, толстый лёд сковал быстрый ручей. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивал мороз. Пушистый шарф лежал на ветках дуба. Всё было как во сне.

  1. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

  2. Сделай морфемный разбор слов. ( 2 )

При-ш-л-а, руч-ей, по-стук-ива-л, (на) вет-к-ах

  1. Выпиши из текста слова с беглой гласной в корне слова. Измени форму слова. Подчеркните беглую гласную.

Пришёл-пришли, пни-пень, лёд-льды ручей-ручья.

Познавательные:

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

Познавательные:

Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.

Этап 3. Объяснение нового материала - 10 мин.

Усвоение знаний о морфемном разборе слова;

Достаточный объем словарного запаса;

Свободное выражение мысли в ситуациях речевого общения.














































- В нашей стране много традиций, много традиций, наверняка, и в ваших семьях. Оказывается, что есть традиции и в языке. Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока «Неизменяемые приставки»

На доске записаны слова: Покрасил, проехал, обдумал, доплыл, вышел.

- Прочитайте слова. Что можете сказать о данных словах? Что объединяет все эти слова?

- Назовите, какое «опасное» место характерно для данной группы слов?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании согласных и безударных гласных в приставках.

- А что такое приставка?

-Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные - под ударение, согласные - перед гласными или сонорными согласными.

- Можно ли проверить правописание приставок?

- В русском языке мы выделяем 3 группы приставок:



Большинство приставок, кроме приставок на -з, -с, и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить: Технологическая карта Правописание гласных и согласных в приставках (5 класс)

На…колоть - надорвать, надрубить

По…пилить - подождать, поднимать; подпол;

Пр…махнуться - промах и т.д.

Давайте откроем учебник на стр. 28 и прочитаем правило.

В конце приставок может быть беглый гласный о: обвить - обозначить, отбирать - отобрать, надпись - надорвать, врезать - ворваться, сбить - сорвать и т. д.

Приставка

Примеры

Над- (надо-)

Надкусить, надорвать

Под- (подо-)

Подбежать, подобраться

С- (со-)

Сверить, собрать

В- (во-)

Втереть, вогнать

Об- (обо-)

Обзор, обозрение

Пред- (предо-)

Предложение,

предоставить

От- (ото-)

Отбор, отозвать

- Рассмотрите примеры и решите, в каких случаях употребляются варианты приставок с гласной.

- Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы орфографии.

[збр,ит,] [здан,ий,э] [здаров,й,э] [здат,] [зд,эс,]

Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.

- Почему произносим одинаково, а пишем по-разному. Почему несоответствие транскрипции и написания?

- Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.





- Это глаголы прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. Все глаголы имеют в составе приставку.

- В приставке каждого слова есть безударная гласная.

- Морфема, значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.



- Всё зависит от того, изменяемые приставки или неизменяемые



Дети записывают схему в справочную тетрадь.













- Гласная на конце приставок появляется, если за ней следуют два согласных.

- Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.

- Происходит озвончение

Познавательные:

Применение методов информационного поиска.

Определение основной и второстепенной информации

Регулятивные:

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Этап 4. Закрепление - 10 мин.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.



- Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал урока, и проведем небольшую проверочную работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача - записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки - ставьте прочерк.

Слова: подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, прибежать, собрать, сдать, здесь.

- Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образцу на слайде.

- Выполним упражнение на интерактивной доске и у себя в тетрадях. Вам нужно вставить пропущенные буквы и обозначить орфограммы.

П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, по...твердить решение, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, ...держать обещание, , мой пр...дедушка.



Под-, в-, обо-, -, над-, при-, со-, с-, -.



По-сеять рожь, от- бросить врага, над-стройка дома, под- клеить карту, пред-чувствовать неприятности, под-твердить решение, тщательно переработать, пред-ставить документы, с-держать обещание, , мой пра-дедушка.



Регулятивные: самостоятельное планирование необходимых действий, операций, работа по плану.

Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий в материализированной и умственной форме; осуществление для решения задач операции анаиза, синтеза, сравнения, классификации, формулировка общих выводов, обобщения

Этап 5. Итоги. Рефлексия - 5 мин.

Умение структуировать знание

Итак, подведем итоги. Как вы думаете, ребята, почему традиционные неизменяемые приставки так называются?

Как можно проверить гласные и согласные в приставках?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, урок не понравился - карточку с грустным лицом.

Проставление оценок.

Домашнее задание: Параграф 82, упр. 436

Познавательные: контроль и оценка процессов деятельности.

Регулятивные: умение реалистично оценивать свои образовательные достижения



© 2010-2022