Интегрированный урок литературы, изоискусства, музыки Тема: «Изображение осени в живописи, поэзии, музыке»

Методический комментарий к интегрированному уроку литературы в 6 классе по теме  «Изображение осени в живописи, поэзии, музыке» Итак, я предлагаю вам поучаствовать в одном из таких уроков, объединивших в себе 3 школьных дисциплины:  литературу, изобразительное искусство, музыку. Эти уроки ребята очень любят, они оставляют глубокий след в детских сердцах. Атмосфера, царящая на них, пробуждает чувства, эмоции, учит их чуткости, умению видеть красивое в обычном, прививает любовь к родному слову, воспитывает чувство гордости за свою Родину и  прекрасные творения, оставленные нам в наследство, побуждает к творчеству. Уроки, подобные этому я провожу по временам года. Как правило, только первый из них готовлю сама, а к подготовке последующих активно подключаются ученики: подбирают репродукции, музыку, создают свои презентации. Итогом такого взаимотворчества становятся презентации  сочинения, рисунки, которые ученики выполняют либо сразу после урока, либо дома. На уроке использованы наглядные методы (наблюдение, прослушивание музыкального отрывка), индуктивные и дедуктивные, эвристический метод, метод проекта и модульного обучения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Садовская средняя общеобразовательная школа»











Интегрированный урок литературы, изоискусства, музыки

Тема: «Изображение осени в живописи, поэзии, музыке»


Автор: Курганова Ольга Ивановна

учитель русского языка и литературы

Адрес с.Садовое Быковский р-н

Телефон: 8 904 417 16 55

e-mail ОУ:[email protected]




















Садовое 2014




Методический комментарий к интегрированному уроку литературы в 6 классе по теме

«Изображение осени в живописи, поэзии, музыке»

Уроки словесности - одно из средств формирования образованного, духовно развитого человека. Эти уроки развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь учащихся, побуждают к поискам средств передачи ее экспрессивности.

Интегрированные уроки давно вошли в практику моей работы. В программе по литературе 5 - 6 классов предусмотрены темы по ознакомлению с произведениями русских поэтов о Родине и родной природе. На уроках русского языка мы обучаем ребят сочинению по картине. Я считаю, что удачнее эти темы объединить и провести интегрированный урок, объединяющий задачи русского языка, литературы, а также предметы эстетического цикла - изобразительное искусство и музыку.

Что дают такие уроки моим ученикам? Главное - сопереживание, проникновение в мир прекрасного, постижение красоты и значимости окружающего нас мира. Такие уроки развивают художественный вкус, прививают любовь к родному языку, учат отличать истинное искусство от низкопробного, видеть и оценивать пейзажные зарисовки в произведениях разных жанров.

С внедрением в практику школьных уроков с использованием ЦОР эстетические и познавательные возможности расширились, ученики получили возможность приобщения к лучшим творениям русского классического искусства. Особенно ценны такие возможности для сельских школ, где ребята лишены возможности посещения музеев, картинных галерей, концертов классической музыки.

Обычно на проведение таких уроков я выделяю 2 часа учебного времени.

Итак, я предлагаю вам поучаствовать в одном из таких уроков, объединивших в себе 3 школьных дисциплины: литературу, изобразительное искусство, музыку.

Эти уроки ребята очень любят, они оставляют глубокий след в детских сердцах. Атмосфера, царящая на них, пробуждает чувства, эмоции, учит их чуткости, умению видеть красивое в обычном, прививает любовь к родному слову, воспитывает чувство гордости за свою Родину и прекрасные творения, оставленные нам в наследство, побуждает к творчеству.

Уроки, подобные этому я провожу по временам года. Как правило, только первый из них готовлю сама, а к подготовке последующих активно подключаются ученики: подбирают репродукции, музыку, создают свои презентации.

Итогом такого взаимотворчества становятся презентации сочинения, рисунки, которые ученики выполняют либо сразу после урока, либо дома. На уроке использованы наглядные методы (наблюдение, прослушивание музыкального отрывка), индуктивные и дедуктивные, эвристический метод, метод проекта и модульного обучения.

Интегрированный урок литературы, изоискусства и музыки.

Тема: Изображение осени в живописи, поэзии, музыке

Цели: 1.Обучающие: показать изображение осени мастерами разных видов искусства, формировать навыки восприятия, истолкования, оценки классических произведений. Продолжить знакомство учащихся с особенностями сочинения - описания природы по картине и подготовить учащихся к написанию сочинения - описания природы по впечатлениям.

2. Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое, ассоциативное мышление; устную речь; умение анализировать, сравнивать, умение формулировать свои эмоционально - оценочные суждения. Способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся. Приобщать детей к миру музыки, поэзии, живописи, формировать тонкий эстетический вкус.

3. Воспитательные: воспитывать любовь ко всему прекрасному, гордость за богатство национального искусства нашей Родины, чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы. Оборудование:- мультимедийный проектор, экран;

  • букеты из осенних листьев и цветов;

  • осенние листья на каждом столе;

  • репродукции картин: И.И. Левитан «Золотая осень», В.Д. Поленов «Золотая осень», И.С. Остроухов «Осенний пейзаж», «Золотая осень»;

  • аудиозапись П.И. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года».

  • Выставка книг стихов об осени.

  • Портреты А.С.Пушкина,Ф.Тютчева.

  • Аудиозапись обрядовой песни «Жали мы, жали»

  • Белые листья (для раскрашивания)

  • Кисти, краски

  • Опережающее домашнее задание: подобрать стихотворения русских поэтов

классиков об осени и подготовиться их выразительно читать или рассказывать наизусть.








Ход урока:


I. Эмоциональный настрой на урок

В кабинете звучит красивая спокойная музыка. На ее фоне звучат слова учителя:

-Наступила осень. Пора увядания природы, короткого солнца, пора прощальная, грустная. Но ведь в каждом времени года есть своя прелесть и неповторимое очарование. У вас на столах, ребята, осенние букеты из листьев и цветов. Они помогут нам создать атмосферу золотой осени, почувствовать не только грусть, но и прелесть этого прекрасного времени, ощутить его запахи, услышать музыку дождя и вновь пережить восхищение. Поговорим о том, как изображена осень в живописи, поэзии, музыке (Слайд 1)

- Начать наш урок я хотела бы следующими строками, продолжение которых предлагаю вам продолжить

(Слайд №2)

«Унылая пора! Очей очарованье!»

Унылая пора! Очей очарованье!..

(дети продолжают)

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

-Назовите автора этих строк. (А.С. Пушкин) (портрет на доске)

  • Да, так писал об осени великий русский поэт.

  • А какой видит осень каждый из нас? На этот вопрос мы ответим в конце урока после знакомства с произведениями русских художников, поэтов, композиторов. Сегодня встретимся с понятиями «пейзаж» и с вами мы войдем в мир классического искусства, я надеюсь на вас и на ваше сотрудничество

II. Вступительная беседа.

- А вот что мы узнаем об осени, обратясь к календарю.(Сообщение учащегося)слайд3

(Осень включает три календарных месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осень подразделяют на подсезоны:

  • 1-23 сентября - Начало осени;

  • 24 сентября - 14 октября - Золотая осень;

  • 15-22 октября - Глубокая осень;

  • 23 октября -26 ноября - Предзимье;

  • 27-30 ноября - Первозимье.

  • У осени есть и другие названия: «Осенины», «Мокропогодье». В старину осень встречали трижды: 1) В Семен-день 14 сентября (1 сентября по старому стилю) - день памяти Симеона Столпника - Семена Летопроводца; 2) На рождество Богородицы 21 сентября ( 8 сентября по старому стилю) - праздник женщин и женских работ 3) На день Феодоры 24 сентября (11 сентября по старому стилю). В осени выделяют Бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября. Бабье лето делят на: 1) Молодое Бабье лето с 28 августа по 11 сентября 2) Старое Бабье лето с 14-го до 21 сентября.

  • Об осени сложено много пословиц и поговорок.(Слайд4)

  • Как вы понимаете смысл этих выражений?

  • Вот что о Бабьем лете написал Ф. Тютчев: (портрет на доске)

«Есть в осени первоначальной короткая. Но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера»...)

III. Работа с картинами, их анализ.

-Обратимся к поре «Золотая осень» и поговорим, какой увидели осень русские художники.

  • Перед вами репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень» (Слайд № 5)

  • Картина была написана осенью 1895 года - в то время, когда Левитан жил в усадьбе «Горка», расположенной в полутора километрах от деревни Островно. На картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно. Это место находилось всего в полукилометре от усадьбы «Горка». Левитан любил рисовать осенние пейзажи - у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте - осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана - обычно он использовал более мягкие и нежные тона. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

  • Какую осень увидел художник?

  • Что вам понравилось в ней?

  • Какие мысли, чувства рождает картина?

-Рассмотрите репродукцию картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»; (Слайд 6)

«Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, - писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. - Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту и выбрали место для жительства». Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень», «Осень на Оке близ Тарусы».

«Золотая осень» Поленова - символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника - холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных художником приокских лугов.

-Какие слова вы можете подобрать к картине, говоря о пейзаже.

-Одним из многих художников, изображающих осенний пейзаж можно назвать

Илью Семёновича Остроухова. (Слайд 7) При первом же взгляде на картину видно, что И.С.Остроухов любил осень. С такой нежностью он вырисовывал листочки, все разные: и по цвету, и по форме. И эта любовь передается нам. Вот как сам автор говорил:

«… Так и хочется пройтись по усыпанному золотом ковру осени, пособирать разноцветную листву, вдохнуть прохладу леса, в которой чувствуется легкий запах сырости и мицелия, и запомнить лес таким - торжественным и ярким. Ведь уже совсем скоро сбросят свои наряды деревья и уснут, объятые зимним сном...»

-Рассмотрите работу «Осенний пейзаж»

- Какое настроение вызывает картина?

- Одним из осенних пейзажей является работа «Золотая осень». Рассмотрите.

-Послушайте, как одна из школьниц описывает свои впечатления о картине. (Слайд10)

Так и хочется пройтись по усыпанному золотом ковру осени, пособирать разноцветную листву, вдохнуть прохладу леса, в которой чувствуется легкий запах сырости и мицелия, и запомнить лес таким - торжественным и ярким. Ведь уже совсем скоро сбросят свои наряды деревья и уснут, объятые зимним сном.

  • Вы рассмотрели репродукции картин, где художники изобразили осень по-своему, со своим настроением. Многие художники, поэты, композиторы часто воспевают чудесные картины природы. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание на все, что связано с природой, мы может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.

IV.Словарно - орфографическая работа.

  • - При рассматривании полотен художников мы встречались с понятием «пейзаж». Что вы знаете о значении этого слова.

- Послушайте какое толкование термина «пейзаж» дается в словаре. (слайд11)

  • ПЕЙЗАЖ 1. Общий вид какой - нибудь местности, картина природы.

  • С высокой пологой возвышенности открылся довольно приятный пейзаж (К.Г. Паустовский).

  • ПЕЙЗАЖ 2. Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном или музыкальном произведении.

  • Что объединяет все эти картины?

( Они изображают осеннюю природу и названия почти у всех одинаковые).

  • Можно ли сказать, что они похожи одна на другую?

- Верно, все картины разные, и чувства художники передали каждый по-своему. Вы дома подбирали стихотворения об осени русских поэтов. Я думаю, стихи тоже будут разными.

V. Чтение стихотворений об осени.

- Обратите внимание на выставку книг «Стихи об осени». Многие поэты красочно и величаво описывали осень с её необычайными красками.(обзор книг)

-Вы при подготовке домашнего задания тоже обращались к творчеству разных авторов. Послушаем, какие вам понравились произведения и почему именно.

(Звучат стихи А. Пушкина, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Фета и др.)

Каждый из читающих обосновывает свой выбор:

  • Почему выбрал именно это стихотворение?

  • Какую картину осени рисует поэт?

  • С помощью, каких изобразительно-выразительных средств ему это удается?

(зачитывание примеров из текстов)

- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?

VI. Работа с музыкальным материалом.

- Вот мы и подошли к третьему виду искусства - музыке. В вашем воображении уже возникли свои, неповторимые образы осени, и теперь я хочу, чтобы эта картина стала полной и яркой. Поможет нам в этом, конечно же, музыка из цикла «Времена года». (Сообщение о П.И.Чайковском -ученик)

  • Брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич Чайковский любил жизнь. Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.» Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Этот цикл из двенадцати картин для фортепиано называют энциклопедией русской усадебной жизни XIX века. В цикле можно встретить и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Двенадцать пьес - двенадцать картинок из жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина, Майкова, Фета, Плещеева, Кольцова, Толстого, Некрасова и Жуковского. Русский композитор П. И. Чайковский тоже очень любил природу и написал фортепианный цикл из 12 пьес "Времена года". Каждая пьеса посвящена определенному месяцу года, все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины.
    Январь - "У камелька"
    Февраль - "Масленица"
    Март - "Песня жаворонка"
    Апрель - "Подснежник"
    Май - "Белые ночи"
    Июнь - "Баркарола"
    Июль - "Песня косаря"
    Август - "Жатва"
    Сентябрь - "Охота"
    Октябрь - "Осенняя песня"
    Ноябрь - "На тройке"
    Декабрь - "Святки"

  • Обратите внимание на названия осенних произведений.

  • Мы обратимся к осенней тематике и будем слушать пьесу П.И. Чайковского «Октябрь».

  • Я предлагаю вам взять в руки осенние листья, почувствовать запах осени, распахнуть душу навстречу чувствам и увидеть СВОЮ прекрасную осеннюю картину.

  • Кроме классической музыки можно сказать и о календарно - обрядовых песнях- одном из древнейшего вида народного творчества. У Чайковского месяц август носит название «Жатва». В эту пору на Руси серпами срезали колосья пшеницы - жали. Чаще эту работу выполняли женщины -жницы. А с окончанием жатвы (уборки урожая) проводили праздники и обряды, сопровождаемые песнями. Зажинки - поклонение первому снопу.

После окончания уборки хлеба завязывали последнюю горсть стеблей веночком или «завивали бороду» на последнем снопе, чтобы сила земли не скудела. Все участники обряда катались по жатве, для восстановления потерянных сил, пели песни, веселились и в конце торжественно расходились по домам. Все становились в круг, водили хоровод, пели песни. (Слайд 14)

- Прослушайте, как звучали эти обрядовые песни, встаньте в хоровод.(Исполнение учителем, хоровод)

- Что понравилось, поразило в музыке? (ответы детей)

- Многие художники, поэты, композиторы часто воспевают чудесные картины природы. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание на все, что связано с природой, мы может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.

Слушая музыку, мы попадаем в другой мир, наполненный звуками. Музыка оказывает на нас особое влияние, меняет настроение, вызывает новые чувства. Прослушайте, отрывок из сочинения школьницы об осени.

Прошумел ветер, упали первые капли дождя. Листок оторвался от дерева и упал на землю. Ветер рванул с новой силой, и уже целая стая таких листьев закружилась в воздухе. Дождь усилился, капли стали тяжелее. Да, я там, в этом холодном мокром лесу, где опадает с дерева последний лист и все кружит, кружит, не желая прощаться с летом…

Звуки музыки умолкли, но еще несколько минут я не могу прийти в себя. Мне грустно, холодно, жалко…

( Коновалова Ирина, 6 класс)

VII. Иллюстрирование. Рефлексия.

  • Ребята, что вы увидели, услышали, прочувствовали на этом уроке. Можете ли вы согласиться, что осень - «унылая» пора?

  • Продолжить я предлагаю тем, чтобы каждый из вас раскрасил белые листья красками осени. Если вам понравился урок используйте 2-4 цвета, а если что-то не понравилось, то используйте 1 цвет.

(учащиеся раскрашивают листья).

-Закончить наш урок мне хочется словами благодарности за то, что вы вместе со мной всмотрелись, вдумались, вслушались и …пришли в восхищение.

(Слайд № 15)

Тихо, тихо сядем рядом -
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой...
Это музыка торопит
И ведёт нас за собой.
- Посмотрите, какие осенние листья получились у вас.

- Я предлагаю оформить осеннюю палитру цветов. (крепят на доску)

VIII. Итог урока.

- Мы рассмотрели полотнах художников и я предлагаю к названию «Золотая» добавить другие слова - характеристики этой поры. (ответы детей)

- Ребята, какая же пора осени для вас и почему? (ответы детей)

- Назовите поэтов, которые описывали осеннюю пору.

- Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство не разделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

IX. Домашнее задание.

-Нарисуйте иллюстрацию или напишите сочинение на тему «Золотая осень».


© 2010-2022