Урок развития речи по картине Ф. Решетникова «Опять двойка»

Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» Цели: раскрыть основную мысль картины; Подготовить учащихся к описанию изображенного на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас; средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник. Оборудование: на экране картина «Опять двойка». Опережающее домашнее задание: подготовить биографию художника, историю создания картины “Опять дво...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи по картине Ф.Решетникова «Опять двойка»

Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

Цели: раскрыть основную мысль картины;

Подготовить учащихся к описанию изображенного на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;

средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.

Оборудование: на экране картина «Опять двойка».

Опережающее домашнее задание: подготовить биографию художника, историю создания картины "Опять двойка".

Ход урока.

  1. Слово учителя о теме и целях урока.

Все мы знаем, что существуют разные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, балет, архитектура и т.д. Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. В литературе это слово, в музыке - это звук, в живописи - цвет, в скульптуре - камень, металл, дерево… Подумаем над словом живопись. Каково его лексическое значение? «Живо пишу» или «пишу красками». Произведения живописи называются картинами. Если же картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме, ее называют репродукцией. Если же перед вами рисунок, выполненный к какому-то эпизоду литературного произведения, - это иллюстрация.

Сегодня мы с вами поработаем по репродукции картины «Опять двойка», познакомимся с художником Фёдором Павловичем Решетниковым. Картина интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас. Давайте узнаем побольше о замечательном художнике.

2. Сообщение учащегося о художнике.

Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.

Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей - всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: «За мир», «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Достали языка», «Опять двойка!».

Кого или что любил изображать художник? (детей). Но самой известной картиной была «Опять двойка». Послушаем выступление…

3. Сообщение учащегося об истории создания картины «Опять двойка!».

Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

О работе над картиной Решетников говорил: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».

Вот такова история создания картины. Действительно очень интересная история.

5. Беседа по вопросам. Анализ картины.

1. Посмотрите, кто является главным героем картины?

2.Как художник показал, что главный герой картины - ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него). А кто еще изображен на картине? На кого они смотрят?

3. Как вы думаете, сколько лет мальчику? (Мальчику примерно 10-11 лет). Он примерно ваш ровесник, чтобы вы испытали, если получили двойку? (он опустил голову, ему стыдно.

4. А во что он одет, как он стоит? Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных).

Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.

5. О чём говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки). Сломан замок, перевязан веревкой.

6. А как живут герои этой картины? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед).

7. Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!)

8.Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником).

9. Обратите внимание на взгляд сестры? Как она учиться? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика).

10. Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам). Друг, поддержка.

11.Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет).

12. Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки)? Как он ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц). Через цвет

13. Какие цвета использует художник? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности - картина потеряла бы свою выразительность/.

А как бы вы еще назвали картину? Какие слова при этом использовали?

6. Словарная работа.

1. Раздать карточки с заданием. Подобрать проверочные слова: ог..рчение -……, светлог..ловый -……, в..новатый -….,г..стиная -….., в..ротник -……, т..желый -….. , об..жается.

Кто желает ответить?

2. Составить предложения по данному началу: (на экран проецируется)

Главным героем является…

В руках у мальчика…

Старшая сестра смотрит на брата с упрёком, потому что …

В глазах мамы - настоящая, глубокая обида, ведь она …

Мальчик, наверное, осознаёт, что …

Я думаю, что он получил двойку….

Изобразив драматическую ситуацию в доме двоечника, художник хотел нам сказать, что …

Картина заставила меня задуматься о …

7. Составление плана сочинения. Давайте составим план сочинения. Все имеет свою историю..

  1. История создания картины.

  2. Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

  3. Осуждающий взгляд матери.

  4. Взгляд и поза сестры.

  5. Собака - верный друг мальчика.

  6. Основная мысль картины.

  7. Моё отношение к картине.

8. Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.

9. Слово учителя. Чтение письма Ф.П. Решетникова.

Дорогие ребята!

Мне известно, что на одном из ваших уроков вы будете обсуждать содержание картины «Опять двойка!».

Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего внимания, и поэтому хочется для вас ещё многое сделать (в меру своих сил и возможностей, конечно).

Вообще обсуждение художественных произведений принесёт вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художникам, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение «Опять двойки»- на пятёрку! Желаю вам здоровья и больших успехов в учёбе!

Ф. Решетников.

10. Домашнее задание: Написать сочинение.



© 2010-2022