Календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7. Календарно-тематический план.



№ уро

ка



Тема урока

Содержание учебного материала

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Домашнее задание

Дата

План

Факт

Тема 1. Повторение изученного в 5-7 классах (9 часов)

1

Вводный урок.

Лексика и фразеология

Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски

Анализ текстов. Упр. 9, рассказать о связи предложений в тексте. Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, осуществлять анализ значения, строения, на­писания разных видов омонимов, толковать значения фразеологизмов, использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов

§ 50 - 52

Упр. 7, 11



2

Морфемика и орфография

Морфемика. Способы словообразования.

Орфография и морфемика.

Распределительный диктант, работа по карточкам.

Уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, определять основные способы словообразования, безошибочно писать с опорой на морфемно-словообразовательный анализ, использовать лингвистические словари

§ 53 - 54

Упр. 19



3

Морфемика и орфография

Правописание орфограмм-гласных, орфограмм - согласных в корне слова

Выборочный диктант. План устного сообщения «Правописание безударных гласных и согласных в корне».

Уметь опираться на основной принцип написания морфем: использовать орфо­графический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов

§ 40 - 43

Упр. 18



4

Морфология

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Тест. Диктант «Проверяю себя».

Уметь различать части речи, производить их морфологический разбор, аргументировать группировку частей речи в связи со слитным (раздельным) написанием их с НЕ

§ 153

Упр. 29



5

Морфология

Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, при­частий и наречий

Взаимодиктант.

Уметь опознавать части речи с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разной части речи.

§ 105, 139, 118

Упр. 31



6

Синтаксис

Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения

Объяснительный диктант.

Уметь определять смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять грамматическую основу предложения и выполнять

синтаксический разбор простого предложения, расставлять знаки препинания в осложненном простом предложении

§ 135, 143

Упр. 33



7

8

Р.Р. Текст. Микротекст. Микротема.

Сжатое изложение

Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст.

Сжатое изложение текста

К. Г. Паустовский «Михайловские рощи»

Написание сжатого изложения, составление простого и сложного плана текста изложения

(черновик)

Р § 6

Упр. 76



9

!!! Контрольный диктант

Гласные и согласные в корне слова. Правописание Н и НН, в разных частях речи. Правописание НЕ с разными частями речи. Знаки препинания в простом предложении

Диктант с грам­матическим заданием.

Уметь воспроизводить текст, воспринимая его на слух, записывая под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, выявлять смысловые отношения между словами в предложении.

§ 13 - 20 повторить



Тема 2. Синтаксис и пунктуация. Введение. (3 часа)

10

Виды связи

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи

Самостоятельная работа (по вариантам). Творческая работа по сюжетным картинкам. Уметь определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в тексте, уметь определять виды связи в словосочетании и предложении, находить в них средства синтаксической связи, определять тип предложения

§ 156, 157

Упр. 44



11

Способы подчини­тельной связи

Способы

подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Цифровой диктант. Синонимичная замена словосочетаний

Знать способы подчинительной связи: управление, примыкание, согласование; средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причи­ны их нарушения, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по зна­чению словосочетания

§ 158

Упр. 50



12

Способы подчини­тельной связи

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного, согласование сложносокращенных слов с прилагательными и др.

Тест. Редактирование текста.

Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфоэпические, грам­матические и лексические нормы при построении сло­восочетаний разных видов

§ 158

Упр. 52



Тема 3. Словосочетание и предложение (8 часов)

13

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания

Словосочетание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь.

Записать текст, выделить пред­ложения с цельными словосочетаниями. Уметь определять основные признаки словосочетания смысловую и грамматическую связь слов; различать словосочетания и фразеологизмы, цельные словосочетания;

§ 159, 160

Упр. 61



14

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания

Основные виды слово­сочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Цельные словосочетания

Работа с плакатом-схемой «Словосочетание», творческая работа. Уметь моделировать слово­сочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы при построении словосочетании разных видов

§ 159, 160

Упр. 66



15

Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске.

Предложение как основная единица

Синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске.

Объяснительный диктант. Упр.68,

используя опорный материал, сделать вывод, какой признак предложения является для вас новым? Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Уметь анализировать и характеризовать предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, строению); определять границы предложения и способы передачи конца предложения.

§ 161 - 164

Упр. 75



16

Основные виды предложения.

Логическое ударение и порядок слов в предложении.

Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логиче­ское ударение. Интонация

Комментированное письмо. Разбор предложений по членам. Конструирование предложений с заданной грамматической основой. Выразительное чтение текстов.

§ 165 - 167

Упр. 84



17

18

Р.Р. Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.

Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.

Сочинение. Уметь определять средства связи - морфологические и лексические; сочинять связные тексты заданным способом; знать такие лексические средства связи как риторический вопрос, инверсия.

Р § 7

Упр. 108



19

Урок-практикум.

«Повторим орфографию: орфограммы корня»

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием

Объяснительный диктант. Устное сообщение о правописании гласных в корне. Иллюстрировать ответ собственными примерами. Уметь безошибочно писать гласные и согласные в корнях слов, объяснять выбор орфограмм, группировать слова по видам орфограмм в корне, формулировать обобщенное правило, приводить свои примеры, подбирать проверочные слова на основе толкования слов

§ 50 - 52

Упр. 99, 103



20

!!! Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»

Основные виды простого предложения. Цельные словосочетания. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь.

Контрольная работа. Уметь моделировать слово­сочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях.

§ 156 - 167 повторить



Тема 4. Главные члены предложения (7 часов)

21

Подлежащее и способы его выражения.

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого

Конструирование предложений. Составить таблицу «Способы выражения подлежащего». Знать и пояснять функцию главных членов предложения, характеризовать подле­жащее и сказуемое, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным сло­восочетанием или сложносокращенными словами.

§168

Упр. 108



22

Сказуемое и основные его типы.

Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого

Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное сообщение «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить пред­ложения с гла­гольными фразеологизмами в роли сказуемых. Знать типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение, уметь находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, учитывая в ряде случаев существующие в речи варианты согласования, определять морфологиче­ские способы выражения простого глагольного сказуемого.

§ 169 - 173

Упр. 118



23

Сказуемое и основные его типы.

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

Составить план параграфа, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами. Знать структуру составных глагольных сказуемых, опознавать их в тексте; по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений различать простые и составные гла­гольные сказуемые.

§ 169 - 173

Упр. 119



24

Сказуемое и основные его типы.

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

Устное сообщение «Способы выражения составного именного сказуемого». Комментированное письмо. Знать структуру составного именного сказуемого, различать составное глагольное и составное именное сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с омонимичными ска­зуемыми разных видов

Упр. 125



25

Тире между подлежащим и сказуемым

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуе­мым

Составление предложений со сказуемым с нулевой связкой. Диктант «Проверяю себя». Знать основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь определять способы выражения подлежащего и сказуемого, безошибочно ставить тире между ними, со­ставлять предложения со сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить.

§ 174

Упр. 131, 139



26

Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения».

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Конструирование предложений по определенным моделям. Ослож­ненное списывание. Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных членов, разли­чать разные виды сказуемых,

ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить

синонимичную замену разных видов сказуемых

§ 168 - 174 повторить

Упр. 133



27

!!! Контрольный диктант (Проверочный диктант)

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания конца предложения

Диктант с грамматическим заданием. Уметь безошибочно воспроизводить текст, воспринятый на слух, соблюдая орфогра­фические и пунктуационные нормы.

§ 168 - 174 повторить




Тема 5. Второстепенные члены предложения. (12 часов)

28

Второстепенные члены предложения. Определение.

Второстепенные члены предложения. Трудные случаи со­гласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений

Творческая работа (подбор к оп­ределяемым словам нужных определений). Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, уста­навливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса, использовать опре­деление для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи

§ 175

Упр. 152



29

Согласованные и

несогласованные определения.

Определения: согласованные, несогласованные. Труд­ные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений

Творческое списывание. Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, производить синонимичную замену согласованных и несогласованных оп­ределений, понимать двойное значение отдельных вто­ростепенных членов, находить в тексте согласованное и несогласованное опреде­ление

§ 175

Упр. 153



30

31

Приложение.

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

Составление плана теоретического материала. Каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами. Знать, что приложение - это разновидность определения, использовать его как средство

выразительности, уметь правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения, выраженные существительными, несогласованные приложения,

обозначающие названия газет, журналов, художественных произведений, включать приложения в предложения и текст, отличать сказуемые и приложения, выраженные одними и теми же словами

§ 176

Упр. 158



32

Дополнение.

Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное.

Осложненное списывание. Разбор предложений по схемам. Знать особенности второстепенного члена предложения дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание); уметь различать дополнения (прямое и косвенное), определять способы их выражения, опознавать в предложении и тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение

§ 177

Упр. 165



33



34

Р.Р. Подготовка к сжатому

из­ложению с элементами сочинения.

Написание сжатого изложения с элементами сочинения.

Тема. Основная мысль текста. Микротема. Микротекст. Заголовок. План текста

Сжатое изложение.

Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста, сжато передавать его содержание, вычленять ключевые опорные предложения (микротемы) и раскрывать их, создавать собственное высказывание на основе исходного текста

Р § 7



35

36

Обстоятельство. Виды обстоя­тельств.

Обстоятельство. Виды обстоя­тельств. Способы выражения обстоятельств

Выборочный диктант с творческим заданием (подбор к глаголам обстоя­тельств). Заполнить таблицу «Виды обстоятельств» своими примерами. Знать виды обстоятельств, уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельство для придания речи точности, ясности, вы­разительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах

§ 178

Упр. 166





Упр. 171



37

Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предло­жения»

Второстепенные члены предложения

Взаимодиктант. Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, разли­чать разные виды сказуемых,

второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, произво­дить синонимичную замену разных видов сказуемых, не­распространенных и распространенных предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксиче­ской нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей

§ 175 - 178 повторить

Упр. 180



38

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках

Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ

Выборочный диктант. Осложненное

Списывание. Уметь безошибочно писать приставки с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, различать приставки ПРЕ-ПРИ на семантической основе, приставку НЕ и частицу НЕ объяснять выбор орфограммы-буквы, де­лать обобщения о написании приставок, устно объяснять правописание приставок в виде рассуждения, на письме - графически

§ 53, 54, 118, 119

Упр. 189



Тема 6. Односоставные предложения (5 часов)

39

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложе­ния.

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложе­ния, их структура и смысловые особенности. Основные виды односоставных предложений по строению и значению

Взаимодиктант. Разбор предложений по теме. Знать, что такое односоставное предложение, его струк­турные особенности, группы односоставных предложений по способу выражения главного члена, знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предло­жения, опознавать односоставные предложения в тексте и структуре сложного предложения

§ 180, 181

Упр. 201



40

Неопределенно-личные предложе­ния

Неопределенно-личные предложения и их особенности

Зрительный диктант. Знать значение и строение неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемых в них, уметь находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям, использовать в разных стилях речи.

§ 182

Упр. 212, 213



41

Безличные предложения

Безличные предложения и их особенности

Объяснительный диктант. Упр.219. Составить таблицу «Способы выражения сказуемого в безличном предложении», заполнить ее своими примерами. Знать общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; способы выражения сказуемых в безличных предложениях; уметь находить безличные предложения по значению и структурным особенностям, употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды, душевного состояния человека и т.д., правильно писать глаголы с -ТСЯ, -ТЬСЯ.

§ 183

Упр. 220, 225



42

Назывные предложения

Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности

Анализ фрагментов из

художественного

произведения: определение роли

назывных предложений.

Упр.231. Создать небольшие тексты, используя в них назывные предложения для того, чтобы кратко об­рисовать время и место действия или назвать предмет мысли

§ 184

Упр. 230



43

Обобщение изученного по теме «Односо­ставные предложения»

Односоставные предложения, их грамматические при­знаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов

Сочинения-миниатюры с включением од­носоставных предложений. Уметь различать основные виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, проводить синтаксический разбор односоставного предложения, расставлять знаки препинания в сложном предложении путем определения особенностей грамма­тических основ, использовать двусоставные и односоставные предложения как синтак­сические синонимы, анализировать в сопоставлении разновидности односоставных предложений.

§ 180 - 184 упр. 232



Тема 7. Полные и неполные предложения (1 час)

44

Особенности строения полных и неполных предложений

Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении

Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные. Проанализировать язык комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (действие 4, явление 8) с точки зрения использования в сцене неполных предложений. Знать общее понятие неполных предложений, сферу их употребления; уметь опознавать их в тексте, заменять неполные полными, различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться в разговорной речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные предложения

§ 185

Упр. 244



45

!!! Контрольный диктант (Директорский диктант)

Второстепенные члены предложения. Знаки препинания конца предложения. Односоставные предложения, их грамматические при­знаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов

Диктант с грамматическим заданием. Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, вто­ростепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при прило­жении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых.

§ 180 - 185 повторить

Упр. 246



Тема 8. Предложения с однородными членами (12 часов)

46

Однородные члены пред­ложения. Союзы при однородных членах

Предложения с однородными членами. Средства связи од­нородных членов предложения. Интонационные и пунк­туационные особенности предложений с однородными членами

Выборочное письмо с составлением схем. Ответить на вопрос: что нового вы узнали об однородных членах? Знать особенности однородных членов предложения; уметь опознавать однородные члены, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов, правильно ставить знаки препинания, при чтении соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, составлять схемы предложений, различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом И, и сложные с этим же союзом, определять сти­листическую окраску союзов в предложениях с однородными членами

§ 186, 187

Упр. 250



47

Однородные члены пред­ложения. Союзы при однородных членах

Однородные члены, связанные

сочинительными союза­ми и пунктуация при них

Комментированное письмо, составление схем.

Конструирование предложений по схемам. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложения, определять оттенки:

1) противопоставления, контрастности, уступки и несоответствия, выражаемые противи­тельными союзами,

2) чередования или неопределенности оценки явлений, выра­жаемые разделительными союзами

§ 186, 187

Упр. 262



48

Однородные члены пред­ложения. Союзы при однородных членах

Однородные члены, связанные

сочинительными союза­ми и пунктуация при них

Составление предложений с данными рядами однородных членов. Графический диктант. Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с од­нородными членами, связанные союзом И, и ССП; производить возможную синони­мичную замену союзов при однородных членах, применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами

§ 186, 187

Упр. 271



49

Обобщающие слова при однородных чле­нах предложения.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них

Составить схемы, вставить в пред­ложения обобщающие слова. Составить алгоритм применения правила.

Знать, что такое обобщающие слова; уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к однородным членам, пра­вильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы пред­ложений с обобщающими словами при однородных членах, употреблять обоб­щающие слова в текстах разных стилей

§ 188

Упр. 282



50

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Тест. Составление схем. Уметь применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами

§ 186 - 188

Упр. 488



51

Р.Р. Однородные члены предло­жения как средство вырази­тельности речи

Однородные члены предложения как средства вырази­тельности речи. Бессоюзие. Многосоюзие. Параллелизм предложений

Выборочный диктант, творческая работа: описание картины. Уметь на примерах художественного текста выявлять функции однородных членов предложения как синтаксического средства выразитель­ности речи, определять параллелизм

предложений; находить данное средство выразительности в художественном тексте, предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и ис­правлять их

Р упр. 85



52

Однородные и неоднородные оп­ределения

Однородные и

Неоднородные определения

Списывание с грамматическим заданием. Струк­турировать тео­ретический материал §189 (схема, план, конспект). Знать однородные и неоднородные определения; уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интона­ционного,

грамматического анализа предложений и пра­вильно ставить знаки препинания

§ 189

Упр. 288



53

Однородные и неоднородные оп­ределения

Однородные и

неоднородные определения

Предупредительный диктант. Уметь различать однородные и неоднородные определе­ния, употреблять слова в переносном и прямом значении в качестве однородных и не­однородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме

§ 189

упр. 294



54

Однородные и неоднородные оп­ределения

Однородные и

неоднородные определения

Тео­ретический материал §189

Тест. Уметь различать однородные и неоднородные определе­ния, употреблять слова в переносном и прямом значении в качестве однородных и не­однородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме

§ 189

Упр. 295, 296



55


Обобщающий урок по теме «Однород­ные члены предложения»

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Ин­тонационные и пунктуационные особенности

предложений с однородными членами

Графический диктант, взаимодиктант

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений, определять стилистическую окраску союзов, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности

§ 186 - 189 повторить

Упр. 291



56

!!! Контрольный диктант

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предло­жений с однородными членами

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы предложений с однородными членами.

§ 83, 88, 90, 91, 94



57

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах.

Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах.

-Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, в суффиксах прилагательных

Устные сообщения на основе обобщающих таблиц (упр.299, 300, 302, 306), самостоятельная работа в группах. Уметь делать обобщающие сообщения о правописании суффиксов в разных частях речи, приводить собственные примеры, применять правила на письме, работать в группе

Упр. 307



Тема 9. Обособленные члены предложения (25 часов)

58

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Понятие обособления,

особенностях интонации в

предложениях с обособленными членами

Комментированное письмо. Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую само­стоятельность, особую значимость в высказывании; уметь выделять интонационно обособленные члены, проводить их синонимическую замену, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах

§ 190

Упр. 315



59

Обособление согласованных

определений

Обособление согласованных

определений

Конструирование предложений. Замена необособленных опре­делений обособ­ленными. Знать общие условия обособления

согласованных оп­ределений; уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных

причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящимися к существительному, интонационно правильно произносить их и оформлять на письме

§ 191, 192

Упр. 328



60

Обособление согласованных

определений

Обособление согласованных

определений

Выразительное чтение примеров. Оценка случаев обособления и не обособления определений. Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить

предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении

письменного текста правильно ставить знаки препинания, использо­вать обособленные определения в текстах разных стилей и типов

§ 191, 192

Упр. 338



61

Несогласованные определения и их обособление

Несогласованные определения и их обособление

Объяснительный диктант, полный синтаксический разбор предложения. Составить план устного сообщения «Условия обособления согласованных и несогласованных определений». Знать условия обособления несогласованных определений; уметь выявлять их ин­тонационно правильно читать предложения с обособлениями и правильно пунктуационно оформлять на письме

§ 193

Упр. 340



62







63

Р.Р. Заглавие как средство

связи предложений в

тексте

Подготовка к сжатому изложению.

Написание сжатого изложения.

Заглавие как средство

связи предложений в

тексте

Сжатое изложение с грамматическим заданием. Знать роль заглавия как средства связи в тексте, роль композиционного стыка; уметь художественно, эмо­ционально, выразительно передавать содержание услышанного текста, самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые слова как средства связи микротекстов, пред­ложений в тексте, использовать в тексте обособленные определения, соблюдать при пересказе нормы русского языка

Р § 8

Упр. 134



64

Обособление приложений

Обособление приложений

Цифровой диктант, выборочный диктант. Знать условия обособления

приложений; уметь обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений, выра­зительно читать предложения с обособлением, правильно ставить знаки препи­нания при выделении обособленных приложений

§ 194

Упр. 350



65

Обособление приложений

Обособление приложений

На основе опорных словосочетаний составить

предложения с обособленными и необособленными приложениями. Взаимодиктант. Уметь опознавать приложения в. тексте, правильно ставить знаки препинания, инто­национно правильно произносить

предложения с обо­собленными приложениями, использовать их в разных стилях и типах речи

§ 194

Упр. 359



66

Обособление дополнений

Обособление дополнений

Распределительный диктант. Знать условия обособления

дополнений; уметь узнавать

опознавательные признаки

уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных до­полнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять

§ 195

Упр. 363



67

Обособление дополнений

Обособление дополнений

Распределительный диктант. Знать условия обособления

дополнений; уметь узнавать

опознавательные признаки

уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных до­полнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять

§ 195

Упр. 365



68

Обособление обстоятельств,

выраженных деепричастными

оборотами и одиночными

деепричастиями

Обособление обстоятельств,

выраженных деепричастными

оборотами и одиночными

деепричастиями

Объяснительный диктант. Знать условия обособления обстоятельств,

выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, использовать в речи, уметь заменять синонимичными конструкциями

§ 196

Упр. 372



69

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным дее­причастием

Обособление обстоятельств,

выраженных деепричастными

оборотами и одиночными

деепричастиями

Придумать и записать предложения,

используя в них одиночные

деепричастия, фразеологические

обороты.

Уметь определять границы деепричастного оборота, ставить знаки препинания при обособлении, конструи­ровать предложения с причастным оборотом, исправлять ошибки в предложениях, ин­тонационно правильно произносить их, опознавать обо­собленные

обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи

§ 196

Упр. 379



70

71

Р.Р. Композиция сочинения-рассуждения. Рассуждение на основе литературного произведения

Рассуждение на основе литературного произведения

Составление ком­позиционной схемы фрагмента из статьи С.Я. Маршака «Слово в строю». Отбор материала к сочинению «Ляпкин-Тяпкин и Земляника».

Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отбирать аргументы с це­лью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение

Р § 12



72

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Объяснительный диктант. Тест. Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами ус­тупки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них

§ 197

Упр. 384



73

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Творческий диктант. Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами ус­тупки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них

§ 197

Упр. 386



74

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении.

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении.

Предупредительный диктант. Редактирование текста. Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различия между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении согласованных опреде­лений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособлен­ных обстоятельств, выра­женных деепричастным оборотом

§197

Упр. 502



75

На­блюдения при употреблении предложений с обособленными членами в устной и письменной речи

Употребление предложений с обособленными членами в устной и письменной речи

Тест.

Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосно­вывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно их читать

§ 197

Упр. 503



76

!!!. Контрольный диктант (Диктант по тексту администрации)

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфо­графические и пунктуационные нормы

§ 190 - 197

Упр. 383



77

78

Р.Р. Киносценарий как одна из форм сочинения

Составление фрагментов кино­сценария на основе 5 главы повести А.С. Пушкина «Ка­питанская дочка» (составление текста для закадрового голоса, диалогов, определения состава действующих лиц).

Знать особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины; уметь анализировать творческие работы и создавать свои, писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь ли­тературных персонажей как одно из средств характеристики

Р § 11

Упр. 203



79

Обособление уточняющих членов предложения

Уточняющие, уточняемые члены предложения. Отличие уточняющих членов предложения от обособленных оборотов.

Выразительное чтение предложений.

Составление предложений.

Синтаксический разбор.

Знать, что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-

интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми

§ 198

Упр. 392



80

Уточняющие, поясняющие,

присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность

Уточняющие, поясняющие,

присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность

Диктант «Проверяю себя».

Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме

§ 198

Упр. 398, 403



81

Уточняющие, поясняющие,

присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность

Уточняющие, поясняющие,

присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность

Сформулировать правило на основе примеров. Осложнен­ное списывание. Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме

§ 198

Упр. 402



82

Повторим орфографию. Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи

Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи

Уметь правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи с орфограммой, объяснять написание разных частей речи (слитное, раздельное, дефисное), группировать слова по видам орфограмм

Упр. 413



Тема 10. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, обращениями (8 часов)

83

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Заполнить таблицу «Значения вводных слов» своими примерами. Упр.416. Записать слова Л.В. Щербы, включив их в предложение с прямой речью. Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказы­ваемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения

§ 199

Упр. 417



84

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Взаимодиктант. Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных, словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синони­мичную замену вводных слов

§ 199

Упр. 425



85

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Составление связных текстов на заданные темы с включением вводных слов, предложений, определяющих отношения между отдельными мыслями и отдельными частями. Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предметов, опознавать вставные конструкции, выразительно читать предложения с вводными и вставными конструкциями, расставлять знаки препинания на письме

§ 199

Упр. 436



86

Обращение, его функции и способы выражения.

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

Предупредительный диктант, вы­разительное чтение. Знать синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в пред­ложениях; уметь расставлять знаки препинания при обра­щениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях, характеризовать синтаксические, интонационные и пунк­туационные особенности предложений с обращениями

§ 200

Упр. 448



87

Обращение, его функции и способы выражения.

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле

Упр.443. Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Няне», записать текст. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях с обращениями. Ответить на вопрос: какие еще языковые средства служат средством выражения авторского отношения? Уметь интонационно правильно произносить предложения с обращением, упот­реблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения

§ 200

Упр. 449



88

89

Р.Р. Обращение как средство связи предложений в тексте.

Р.Р. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений

Обращение как средство связи предложений в тексте.

Подготовка рабочего материала (выбор темы, определение аудитории, цели своего выступления).

Написание сочинения.

Р § 10

Упр. 193



90

Повторим орфографию. Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи

Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи

Уметь правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи с орфограммой, объяснять написание разных частей речи (слитное, раздельное, дефисное), группировать слова по видам орфограмм

Упр. 407



Тема 11 Слова-предложения (1 час)

91

Особенности слов-предложений

Слова-предложения.

Самодиктант. Объяснительный диктант. Уметь правильно оформлять слова-предложения на письме, отличать от вводных слов и частиц, а также самостоятельных членов предложения

§ 201

Упр. 459



Тема 12 Повторение изученного в 8 классе (14 часов)

92

93


Повторение по теме «Вводные и вставные конструкции».

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Обращение, его функции и способы выражения. Уточняющие, поясняющие,

Присоединительные члены предложения.

Тест. Выборочный диктант. Самодиктант. Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, упот­реблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения

Упр. 466



94

!!! Контрольный диктант (Итоговый диктант)

Вводные предложения, знаки препинания при них, вставные конструкции; обращение, его функции и способы выражения; уточняющие члены предложения,

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфо­графические и пунктуационные нормы

Упр. 468



95

96

Словосочетания, виды связи в словосочетании.

Главные и второстепенные члены предложения. Односо­ставные предложения. Неполные предложения.

Словосочетания, виды связи в словосочетании.

Главные и второстепенные члены предложения. Односо­ставные предложения. Неполные предложения.

Теоретическая и практическая работа по карточкам. Уметь определять вид связи в словосочетании, выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, односоставные и неполные предложения; целе­сообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями

высказываний.

Упр. 471



Упр. 472



97

Повторение по теме «Осложненное простое предложение»

Осложненное простое предложение. Однородные члены, связанные

сочинительными союза­ми и пунктуация при них

Творческий диктант. Выборочное письмо. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложения.

Упр. 487



98

99

Р.Р. Психологический портрет

Сочинение -психологический портрет на основе репродукции. Уметь находить характерные

особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание -описание внешности человека с учетом его психологиче­ского состояния

Р § 14

Упр. 257



Упр. 265



100

101

102

Повторение по теме «Обособление»

Правила обособления второстепенных и уточняющих членов предложения.

Предупредительный диктант, выборочный диктант, объяснительный диктант. Уметь применять полученные знания на практике.

§ 190 - 197

Упр. 493

Упр. 494

Упр. 495



103

104

105

Правила постановки знаков препинания при обращениях, вводных словах, словах-предложениях

Правила постановки знаков препинания при обращениях, вводных словах, словах-предложениях

Выборочное письмо, тренировочный диктант. Уметь применять полученные знания на практике.

§ 199 - 201

Упр. 508

Упр. 512





© 2010-2022