Рабочая программа по ОДНК (ФГОС)

Рабочая программа по модулю «Основы мировых религиозных культур» для 5 классов составлена на основе программы Данилюка. В пояснительной записке планирования представлены примерные темы творческих и исследовательских работ учащихся. Планирование соответствует требованиям ФГОС. Рассчитано на 35ч. По каждой теме предлагается домашнее задание - либо творческая работа, направленная на совместную работу детей и родителей, либо поисково-исселовательская работа, либо работа с теоретическим материалаом у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72

С углубленным изучением отдельных предметов



Соигласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР Директор МАОУ СОШ №72

______Н.Е. Аникина _______Л.П.Шишкина

__________________ _______________________


Рабочая программа

на 2013-2014 учебный год

по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

в 5-х классах



Рассмотрено учитель Габриелян Ю.В.

на заседании ШМО

Руководитель методического

объединения учителей

гуманитарного цикла

_____Н.Н. Формозова

Протокол № ______

От «___»__________2013г.

г.Ульяновск

1. Пояснительная записка


Нормативные документы.


  1. Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению в 2012-13 учебном году во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

  4. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 30 ноября 2011г. №4436-р «О создании Межведомственного координационного совета по введению в 2012 году комплексного учебного курса «Основы религиозных культру и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.

  5. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 15 марта 2012г., № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования.

  6. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 22 марта 2012г., №990-р «О преподавании в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013учебном году.

  7. Приказ ректора Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования от 0т 2 апреля 2012г. №91 «О создании областного методического Совета по научно-методическому сопровождению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» при УИПКПРО.

  8. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) - М.: Просвещение, 2011

  9. Учебного плана МАОУ СОШ № 72 г. Ульяновска на 2013-2014 учебный год.

  1. Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. - М.: ООО «Русское слово - учебник» , 2011. - 32 с.

Рабочая программа по курсу «Основы мировых религиозных культур» (ОРКиСЭ) составлена в соответствии с авторской рабочей программой А.Я. Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы». М.: Просвещение, 2012г.

Учебник: «Основы мировых религиозных культур и светской этики». 4-5 класс / авт.-сост. А.Я.Данилюк..М.: Просвещение. 2012г.

Цели и задачи изучения предмета

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у подрастающего поколения мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Место предмета в учебном плане

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • Общая историческая судьба народов России;

  • Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а так же между ними и другими учебными предметами;

  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Календарно-тематическое планирование составлено из расчета 1 час в неделю, 35 часов учебный год.

Общая характеристика учебного предмета. Специфика данной рабочей программы.

Отличительные особенности программы для данного класса (параллели).


Обоснование выбора : А.Я. Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы». М.: Просвещение, 2012г.

Доступно излагает историю возникновения и развития традиционных религий России, их обычаи и традиции.

  • Раскрывает духовно-нравственный идеал каждой из традиционных религий России, основанной на общности представлений о добре и зле.

  • Комплексно освещает нравственные, культурологические и исторические аспекты религий России.

  • Показывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовно-нравственной культуры.

  • Прививает обучающимся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

  • Способствует воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

В целом изложение материала носит светский, общеобразовательный характер.

Данный курс предлагается изучать комплексно. Без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.

2. Внесенные изменения в рабочую программу


Раздел (тема)

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

Причина изменения часов

Основы мировых религиозных культур


28

26

Сокращение часов, так как на некоторые темы достаточного 1часа;так как недостаточно часов оставлено на 3-й раздел

Духовные традиции многонационального народа России

5

8

Увеличение часов, поскольку ФГОС требует внедрения инновационных подходов, форм и методов работы, реализации УУД. В данном учебном курсе УУД реализуются через исследовательскую и творческую деятельность. На данный вид деятельности отводится часть уроков в 3-м разделе. Учащимся требуется помощь в создании проектов.



3. Требования к уровню подготовки учащихся:


Знать/понимать:

-значение культуры и религии, искусства в жизни человека и общества

- основные религиозные культуры нашей страны

- значение основ традиционной культуры многонационального народа России

- основные религии России, нравственные заповеди в религиях мира

- место человека в религиях

Уметь:

- лично отвечать за свои поступки на основе представлений о нравственных и религиозных нормах

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуаций, не создавать конфликтов

- находить выходы из спорных ситуаций

- слушать собеседника

- вести диалог

- признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

- излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, давать оценку событий

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:

- иметь чувство гордости за свою Родину

- быть милосердным, заботься о слабых, доброжелательно относиться к людям

- бережно относиться к материальным и духовным ценностям всех народов России

- уважать историю и культуру всех народов России









4. Результаты освоения предмета


№п/п

Раздел (тема)

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Испытывать чувство гордости за свою Родину, осознавать свою гражданскую ответственность; развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства для ее осуществления

Осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативнных технологий для решения различных коммуникативных задач;

2

Основы мировых религиозных культур

представлять мир единым целым при разнообразии культур национальностей, религий; доверительно и уважительно относить к истории и культуре всех народов

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;

Владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевые высказывания в соответствии с коммуникативной задачей

3

Духовные традиции многонационального народа России

Регулировать моральное поведение; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; контролировать свое эмоциональное состояние; сотрудничать со взрослыми и сверстниками; находить выходы из спорных ситуаций; трудиться, стремиться работать на результат; бережно относиться к материальным и духовным ценностям

Вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Оформлять полученную информацию, обобщать опыт, делать выводы; строить рассуждения, отнесенные к известным понятиям.

Слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уметь договаривать.

5. Содержание



№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

Основные вопросы, изучаемые в данном разделе

Контрольные и практические работы с названиями

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия - наша Родина.

Тест к уроку 1

2

Основы мировых религиозных культур

26

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре.

Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности.

Тесты к урокам 2-27 (названия тестов по темам уроков);

Проекты:

- «Человек - это звучит гордо»

- «Мои впечатления от …»

- «Пасха своими руками»

- «Древо поступков»

- «Родословное древо»

3

Духовные традиции многонационального народа России

8

Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Тесты к урокам 28-35 (названия тестов по темам уроков);

Проекты:

-Учение и труд - все перетрут»

- «Одно лицо - так много масок»

- «За ними как за каменной стеной»









6. Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение

1. Литература для учителя

- учебно-методическая, обеспечивающие изучение/преподавание курса;

- нормативная документация;

- справочная:

учебники по религиоведению,

культурологии,

книги для учителя по истории,

обществознанию,

мировой художественной культуре,

истории религий,

окружающему миру,

литературе;

2. Литература для учащихся

- учебная: учебник, обучающий диск;

- справочная:

научно-популярная литература,

хрестоматийный материал,

энциклопедии,

философские и религиозные словари,

справочники по теории и истории религий,

биографии религиозных деятелей и значимых персоналий

- дидактический материал

Тесты

Карточки

3. Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся:

Рефераты (сообщения)

- «Возникновение религий»

- «Священные сооружения»

- «Священные книги»

- «Искусство в религиозной культуре»

- «Благотворительные организации Ульяновской области»

Творческая деятельность:

Театрализация:

- По теме «Притча о блудном сыне»

- По теме «Притча о милосердном самарянине»

- По теме «Притча о талантах»

- По теме «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце»

- По теме «Мудрость царя Соломона»

Исследовательская деятельность:

- «Религии Ульяновской области»

- «Календари религий мира»

- «Обряды и обычаи Ульяновской области»

- «Религиозные праздники в христианстве»

- «Сборник афоризмов о долге и ответственности»

- «Исторические события Ул.обл. и республики Татарстан»

Проектная деятельность:

- «Человек - это звучит гордо»

- «Мои впечатления от …»

- «Пасха своими руками»

- «Древо поступков»

- «Родословное древо»

- «Учение и труд - все перетрут»

- «Одно лицо - так много масок»

- «За ними как за каменной стеной»

4. Мультимедийные обучающие, тренинговые и контролирующие программы

- Диск «Основы мировых религиозных культур»;

5. Компьютерная техника, интерактивная доска;

6. Электронные учебники

- Студеникин «Основы мировых религиозных культур» М., 2009г.;

7.ТСО (классная доска, таблицы, картинки)

9. Ресурсы Интернет

- detjam-o-religi.ucoz.ru

- nsportal.ru

- borovoeshc.ucoz.ru

- kurokam.ru

- drofa.ru

- ru.wikipedia.org






















КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.

Недочеты:

  • преобладание при описание объекта несущественных признаков;

  • неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточность при нахождении объекта на карте.

«5» - отсутствие ошибок, не более одного недочета, логичность и полнота изложения

«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала

«3» - не более 4-6 ошибок или 10 недочетов; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов; отдельные нарушения логики, неполнота раскрытия вопроса

«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов; более 5 ошибок или 8 недочетов; нарушение логики, неполнота раскрытия материала, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность ее основных положений.

Тест.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

«5» - верно выполнено более ¾ заданий

«4» - верно выполнено ¾ заданий

«3» - верно выполнено ½ заданий

«2» - верно выполнено менее ½ заданий

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка


Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.



Литература для учителя.


  1. Программа комплексного учебного курса. Основы религиозных культур и светской этики. - М., «Просвещение», 2010.

  2. Кураев А.В. Основы православной культуры и светской этики. - М., «Просвещение», 2010.

  3. Основы светской этики. 4-5-е классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2010.

  4. А.Я. Данилюк. Основы светской этики. 4-5-е классы. - М., «Просвещение», 2010.

  5. А.Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5-е классы. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

  6. Бородина А.В. Основы православной культуры: словарь-справочник. - М.: ОПК, 2008.

  7. Беляева Е.В. Этика: курс лекций/ Е.В. Беляева. - 2-е изд. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

  8. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе/Н.Ф. Козырев. - СПб., 2005.

  9. Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики».

  10. Электронное пособие «Основы мировых религиозных культур».

Литература для учащихся

1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010

Литература для родителей


  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.

18


© 2010-2022