Рабочая программа по литературе 8 класс

Рабочая программа по литературе для 8 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом по литературе для 5-9 классов под  редакцией В.Я. Коровиной, выпускаемым издательством  "Просвещение".Рабочая программа включает разделы "Пояснительная записка", "Содержание тем учебного курса", " Календарно-тематическое планирование",  "Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе", "Учебно-методическое обеспечение". В "Пояснительной записке" раскрываются  особенности каждого р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Пояснительная записка


Настоящая программа по литературе для 8 класса составлена на основе примерной и авторской Программы по литературе Коровиной В. Я.- М; Просвещение 2008 (стр.37) и реализована в учебнике Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под редакцией В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2013.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

Количество часов по программе - 68 . Количество часов по учебному плану школы -68 (2 часа в неделю).

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основная задача обучения в 8 классе - показать учащимся взаимосвязь литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности.

Ученики 7-8 классов владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и толкованию художественных произведений.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.









СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Введение.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

2. Устное народное творчество.

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

3.Из древнерусской литературы.

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

4. Из литературы 18 века.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

5.Из литературы 19 века.

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирики и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы

К.Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А .С. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов «Осень»; Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»; А. А. Фет «Первый ландыш»; А. Н. Майков «Поле зыблется цветами…»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

6. Из русской литературы 20 века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой - повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе.

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...»

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З .Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

7. Из зарубежной литературы.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.





















Календарно-тематическое планирование



Наименование разделов и тем

Дата по плану

Тип урока

Вводимые понятия

Примечание

1

Введение. Литература и история.



Изучение нового материала

историзм

2

Отражение жизни народа в народных песнях. Исторические народные песни.

Урок изучения нового материала.

поэтика песни; календарные песни, лирические, частушка, исторические народные песни


3

Предания как жанр русской народной прозы.

Изучение нового материала.

Содержание и форма преданий

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о жизни и храбрости Александра

Невского»

Урок изучения нового материала

Воинская повесть. Житие.

5

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 17 века.

Урок изучения нового материала

Демократическая литература, бытовая сатирическая повесть

6

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Изучение нового материала

Сатира, классицизм

7

8.

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развитие речи

Урок развития речи

Эпизод драматического произведения

9.

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

Комбинированный урок

басня

10

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей.

Изучение нового материала

баллада

11


12

А.С. Пушкин. Отношение поэта к истории и исторической теме в литературе.

«История Пугачёвского бунта».

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения.


Изучение нового материала.


Изучение нового материала

Историческая тема в литературе.

Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании.

13

Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.

Совершенствование ЗУН.

Роль эпиграфов

14

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Анализ 3-5 глав

Совершенствование ЗУН

Сравнительная характеристика

15

Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав

Совершенствование ЗУН

16

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

Совершенствование ЗУН

17

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»

Совершенствование ЗУН

18

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

19

Р.Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка»

Развитие речи

20

Лирика А.С. Пушкина

« 19 октября», «Туча» «Я помню чудное мгновенье»

Урок изучения нового материала

лирика

21

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама

Изучение нового материала

мистика

22

Жизнь и судьба М.Лермонтова

Кавказ в жизни и творчестве поэта

Совершенствование ЗУН


23

«Мцыри». История создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Комбинированный урок

Романтически-условный историзм Лермонтова

24

Мцыри как романтический герой.

Урок совершенствования ЗУН

Романтизм, романтический герой

25

Р.Р.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

Развитие речи

26

Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»


Изучение нового материала

«Социальная комедия»

27

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

Комбинированный урок

Сатира и юмор, сатирическое изображение

28

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

Комбинированный урок

Хлестаковщина как нравственное явление

29

Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.

Комбинированный урок


30

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Подготовка к домашнему сочинению.

Комбинированный урок

31

Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Изучение нового материала

«маленький человек»

32

Образ Петербурга. Роль фантастики в повести.



Совершенствование ЗУН.

33

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок)

Изучение нового материала

Средства создания комического

34



35

«История одного города» - художественно-политическая сатира на общественные порядки.


Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Комбинированный урок




Изучение нового материала




Художественная деталь как средство создания художественного образа

36

Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

Урок изучения нового материала

Контраст, идея рассказа.

37

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

Комбинированный урок

Психологизм рассказа

38

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»

Урок внеклассного чтения

Диалектика души

39

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Фета, А. Н. Майкова.

Комбинированный урок.

40

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Урок изучения нового материала

Психологизм рассказа

41

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

Урок изучения нового материала

Мастерство Бунина-прозаика.

Проблематика рассказа.

42-43

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Урок изучения нового материала

Многозначность художественной детали

44

Рассказ К. Паустовского «Телеграмма»

Урок внеклассного чтения

45

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Образ России и её истории.

Изучение нового материала

Цикл «На поле Куликовом».

46

А.Блок «На поле Куликовом»

Совершенствование ЗУН

47

48

49


50

51

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.

И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем»

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки)

Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Бунина, Блока, Есенина.


Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала


Урок внеклассного чтения

Проверка знаний

Драматическая поэма

52

А.Т.Твардовский . Слово о поэте. История создания поэмы «Василий Тёркин»

Изучение нового материала

Новаторский характер образа

53

Василий Тёркин - защитник родной страны. Анализ главы «Переправа»

Совершенствование ЗУН

54

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Композиция и язык поэмы.

Совершенствование ЗУН

Композиция поэмы

55

А.А. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

Комбинированный урок

56

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Изучение нового материала

57-58

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Изучение нового материала

59

Русские поэты о Родине, природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Урок внеклассного чтения

Русское зарубежье

60-61

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

Изучение нового материала

62

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Изучение нового материала

сонет

.63-64

Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Классицизм, сатира, общечеловеческое звучание комедии.

65-66

67

68

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство.

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Изучение нового материала

Урок внеклассного чтения

Урок обобщения и систематизации изученного

Исторический роман




Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы; мораль аллегория; дума; классицизм, историзм художественной литературы ( начальные представления.); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений) прототип в художественном произведении, гипербола гротеск, эзопов язык, художественная деталь, антитеза. Композиция, сюжет и фабула; конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции; герой-повествователь ( развитие представлений ).

Учащиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

  • различать художественные произведения в родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в литературном произведении;

  • сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходства и различия в позиции авторов;

  • осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

  • сравнивать позиции автора в пьесе с трактовкой ролей актерами, с режиссерской интерпретацией

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Учебно-методическое обеспечение.

Для учащихся.

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч. М.: Просвещение , 2013.

  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. «Читаем, думаем, спорим…»: дидактические материалы по литературе для 8 класса, М., Просвещение 2011.

  3. Тимофеев Л.И.,Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., Просвещение. 2001.


Для учителя.

  1. Учебник тот же.

  2. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе; Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2009.

  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе; 8 класс. М., ВАКО, 2010.

  4. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя.: Просвещение, 2008.

  5. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.



© 2010-2022