Урок по русскому языку Обращение

Урок по русскому языку открывает систему уроков по теме" Обращение", урок первичного восприятия материала. На нем обучающиеся должны понять место обращения в предложении, знаки препинания при нем и способы выражения обращения. Материал подобран таким образом, что ребята должны видеть обращения не только на доске, но и в текстах русской литературы, в стихотворениях.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»



Разработка урока


по учебной дисциплине

«Русский язык»

Тема: «Обращение».

(профессия СПО «Продавец, контролёр- кассир»)








Разработала

Королева Ольга Павловна

преподаватель литературы.







2015 г.

Обращение

Цели урока

Обучающие:

  1. Дать определение понятия «обращение».

  2. Дать представление об использовании обращения в речи.

  3. Научить расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.

Развивающие:

  1. Научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением.

  2. Развивать устную речь, коммуникативные умения.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

  2. Воспитывать любовь к русской литературе.

  3. Учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.

Оборудование: таблица «Обращение», карточки с заданиями, стихотворения А.С.Пушкина, Б.Окуджавы, М.Ю.Лермонтова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация прежних знаний

1. Синтаксическая пятиминутка.

1. Запишите предложение, сделайте синтаксический разбор, дайте его характеристику.

В саду было темно, и только сквозь листву просеивался бледный свет луны. (Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, состоит из двух грамматических основ, распространенное.)

2. Прочитайте предложения и ответьте на вопрос:

- В роли каких членов предложения выступает слово «Россия»?

  • В европейской части России есть всё: и возвышенности, и равнины, и луга, и леса. (Обстоятельство)

  • Родина многих художников - Россия. (Сказуемое)

  • Люблю тебя, Россия! (Не является членом предложения)

  • Допетровская Россия имела свою живопись. (Подлежащее)

1. Проверка домашнего задания: опрос по самостоятельно прочитанному дома материалу, касающемуся обращений (на данном этапе урока предполагается проверить осмысленность подготовки учащихся к теме урока). Основные вопросы:

1) Что такое обращение?
2) Чем выражаются обращения?
3) Какова основная интонация обращений?
4) Какова синтаксическая функция обращений?
5) Какие знаки препинания ставятся при обращении?
6) Что нового об обращении вы узнали из прочитанного дома параграфа?

(Необходимо, чтобы учащиеся отметили следующие моменты: нюансы интонирования обращений, особенности падежа, в котором употреблено обращение, способы выражения обращений.)

2. Углубленная работа над новым материалом:

1) Нюансы интонирования обращений (обращается внимание на то, что интонация обращений не только звательная. Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и также выражать отношение к собеседнику.)

Задание. Прослушайте предложения, найдите обращения, определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах (все примеры взяты из произведений А.Пушкина).

  • Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
    Проснись, ленивец сонный!

  • Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье:
    Писать тебе посланье мне было недосуг.

  • А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами?
    Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами...

  • Молю тебя, мой добрый домовой,
    Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
    И скромную семьи моей обитель.

  • Балдушка, погоди ты морщить море,
    Оброк сполна ты получишь вскоре.

  • «Царь ты наш, отец народа! -
    Возглашает воевода. -
    Государь, проснись, беда!»

  • Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждешь меня.

  • Исполнились мои желания. Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.

3. Знакомство с таблицей «Обращение»

Обращение - это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются.

Запятая при обращении

1. Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ставится запятая.

Друг Дельвиг, мой парнасский брат, твоей я прозой был утешен.(А.Пушкин)
Начинай серенаду, скворец. (Н.Заболоцкий)

2. Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон.

Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса. (А.Пушкин)

3. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками.
(Но: перед обращением может стоять и междометие о (=ах), которое отделяется запятой или восклицательным знаком.)

Опять я ваш, о юные друзья. (А.Пушкин)
О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
О, Даша, посмотри, как здесь красиво!

4. Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются.

Здравствуй, солнце да утро весёлое! (И.Никитин)

5. Частицы а и да, стоящие перед повторяющими обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится.

Петька, да Петька же, куда ты запропастился?
Мам, а мам, когда поедем?

4. Опрос

- Что такое обращение? (Обращение -это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью).
- Какие знаки ставятся при обращении? (1.Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ставится запятая. 2.Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон. 3.Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. (Но: перед обращением может стоять и междометие о (=ах), которое отделяется запятой или восклицательным знаком). 4.Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются. 5.Частица а и да, стоящие перед повторяющими обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится)

3. Закрепление нового материала

1. Викторина

а) Как старик обращался к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)
б) Как старуха обращалась к старику? («Дурачина ты, простофиля!»)
в) В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» королевич Елисей обращается к солнцу, ветру и месяцу. Можете ли вы вспомнить какие-нибудь строчки с этими обращениями? («Свет наш солнышко!» «Месяц, месяц, мой дружок» «Ветер, ветер!»)
г) Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце!»)
д) Как начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»? («Скажи-ка, дядя, ведь недаром»)
е) Как лисица обращается к вороне в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»? («Голубушка, как хороша!»)

2. Групповая работа

Задание для первой группы: Одни и те же слова в одних предложениях являются обращениями, а в других - членами предложениями. Определите их роль в каждом предложении и спишите их, расставляя знаки препинания:

а. Мой конь притомился стоптались мои башмаки.
Лети вперёд мой конь!

б. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Мой друг никогда мне ничего не объяснял.

в. Маленький принц подробно мне всё описал.
О Маленький принц понемногу я понял как печальна была твоя жизнь.

(а. Мой конь притомился, стоптались мои башмаки. Подлежащее.
Лети вперёд, мой конь! Обращение.

б. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! Обращение.
Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Подлежащее.

в. Маленький принц подробно мне всё описал. Подлежащее.
О, Маленький принц,, понемногу я понял как печальна была твоя жизнь. Обращение.)

Задание для 2-й группы: Придумайте такие пары предложений, в которых одни и те же слова в одном случае были бы обращениями, а в другом нет. (Миша пришёл в школу. Миша, принеси мне тетрадь. Мама моет посуду. Мама, можно я куплю яблоки.)

Творческая работа.
-Ребята, представьте, что вы поэт и поработайте творчески.

Ваша задача: восстановить стихотворный текст, вставляя пропущенные обращения.

  1. Смилуйся,…….,
    Ещё пуще старуха бранится.

  2. Воротись, …, ты к рыбке,
    Поклонись ей, выпроси уж избу.

  3. Пора, …, пора
    Туда, где за тучей
    Белеет гора.

  4. Ах ты, …,
    Это врешь ты мне назло.

  5. Ты, …, всех милее, Всех румянее, белее.

3. В это время выполняется индивидуальная работа по карточкам:

К а р т о ч к а 1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания:

А) Ах война что же ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы…
До свидания мальчики! Мальчики
Постарайтесь вернуться назад.

Б.Окуджава

Б) Ваше благородие госпожа Победа
Значит, моя песенка до конца не спета!
Б.Окуджава

К а р т о ч к а 2. Прочитайте отрывки из знакомых вам стихотворений А.С.Пушкина. Вставьте пропущенные обращения:

А) Мороз и солнце! день чудесный!
Ещё ты дремлешь …
Пора … проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись! (друг прелестный, красавица)

Б) Скользя по утреннему снегу,
… предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня! (друг милый)

В) Мы вольные птицы; пора … пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер да я! (брат)

Г) Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты …,
Приумолкла у окна? (моя старушка)

4. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали об обращении? (Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. (Но: перед обращением может стоять и междометие о(=ах), которое отделяется запятой или восклицательным знаком). Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются.. Частицы а и да, стоящие перед повторяющими обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится)

Слово учителя: Молодцы, ребята, вы сегодня отлично поработали, поэтому и оценки получаете хорошие. (Выставление оценок)

5. Домашнее задание: Найти в стихотворениях А.С.Пушкина 5 предложений с обращениями.



© 2010-2022