Урок по русскому языку теме «Портрет деепричастия»

Выдержка из текста: Ход урока. I Вступительное слово учителя.  Ребята, перелистывая страницы томика стихов, я была просто поражена необычным стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». А что вам показалось необычным, вы скажете после того, как послушаете его.  Ученик:Кипучая, свободолюбивая, с неуёмной энергией, и даже противоречивая в аналогии с человеческими качествами: например,(ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ли...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

На доске : Двенадцатое декабря

Классная работа

Портрет деепричастия

(Обобщение и систематизация знаний по теме)

Ход урока.

пецСлайдйд

анана

визуализации туры МБОУ лицей с. очном этапе олимпиадыями, помогаю преодолеть боязнь сцены, учу вести диалог с

I Вступительное слово учителя.

Ребята, перелистывая страницы томика стихов, я была просто поражена необычным стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». А что вам показалось необычным, вы скажете после того, как послушаете его.

1 слайд Видео водопада. Музыка

Учитель:

Понравилось?

В чем же необычность стихотворения? Обратимся к тексту.

Ученик:

-(Увидели, что одни деепричастия?)

-Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.

-необычное построение.

Учитель:

Назовите слова, которые обозначают основное действие?

Ученик: Это глагол: падают

Учитель:

-Сколько предложений в этом тексте?

-Это предложение - текст.

Что изобразил поэт?

Ученик:

Вечное движение, жизнь Лодора.

Учитель:

С какой целью и как автор использовал именно деепричастие?

Учитель:

1. Деепричастие при создании художественного текста часто является выразительным средством. Оно дорисовывает движение.

2. Деепричастие помогает описать более сложные действия, которые мыслятся как неразрывные, осуществляемые одновременно.

3. Деепричастный оборот позволяет сжать громоздкую фразу, сосредоточивая внимание на действии.

Учитель:

Давайте полюбуемся образом водопада. Он какой? На кого он похож?

Ученик:

Живой, как человек.

Учитель:

Как называется этот художественный приём?

Ученик:

Олицетворение.

Учитель:

Какая у водопада натура?

Ученик:

Кипучая, свободолюбивая, с неуёмной энергией, и даже противоречивая в аналогии с человеческими качествами: например,

(ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя)

Учитель:

-Жизнь водопада многозвучна. В каких добавочных действиях изображена музыка Лодора, выражено его звучание?

(журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

-А какие добавочные действия обозначают цвет?

(пенясь, блистая);

- Как передано движение, динамика?

(струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

Учитель: Поэты и писатели активно используют глагольные формы, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста.

Уникальная часть речи!

- Динамика речи,

- Детализация действия,

- Звукопись, цветопись -какая выразительность!

Слайд (Рыбка )Употребление деепричастий в речи

Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Какой вид искусства позволяет нам увидеть воображаемое? (живопись)

Я предлагаю соединить на сегодняшнем уроке два вида искусства: искусство слова и живопись.

Приглашаю вас в картинную галерею русского языка, где живёт дружная семья частей речи, и посетим мы сегодня зал Деепричастия. Но я должна вам сообщить, что в нашей галерее произошло трагическое событие - нарушилась целостность портрета деепричастия.

Слайд (рама и слово деепричастие)

Сотрудники музея сбились с ног, пытаясь восстановить портрет, но их работа не увенчалась успехом. На вас возлагаются огромные надежды. Давайте им поможем восстановить утраченный облик деепричастия.

Итак, в центре картины- его величество - деепричастие.

Слайд (тема)

Наш урок я назвала «Портрет деепричастия».

Я хочу, чтобы мы внимательно вгляделись в этот портрет, повторили всё изученное о деепричастии и потренировалисьсь в употреблении деепричастий в речи. Вы ведь убедились: это яркая, динамичная, интересная часть речи, которая, к сожалению, занимает скромное место в нашей речи.

II Общее грамматическое значение деепричастия

Учитель:

-Каково общее грамматическое значение деепричастия?

Слайд Кит: Добавочное действие

Учитель:

О происхождении термина «деепричастие» расскажет нам языковед.

Языковед:

Сущность деепричастия заложена в термине, состоящем из двух корней: дее и причастие, т.е. причастный к действию.

Обратимся к словарю С.И.Ожегова. Значение слова ПРИЧАСТНЫЙ следующее: « Причастный» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему- нибудь».

Часть дее обозначает «причастность к действию»

Учитель:

К каким же частям речи непосредственно «причастно» деепричастие?

(глагол, наречие)

Работаем с интерактивной таблицей. Назовите признаки глагола и наречия.

Учитель:

Уважаемый языковед, как ещё называют деепричастие?

Языковед:

В некоторых грамматиках деепричастие называют отглагольным наречием, а в некоторых его называют особой формой глагола.

Учитель:

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Ученик:

Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда?

Учитель: Сделаем вывод: Что называются деепричастием?

Ученик: Деепричастие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Например! Скльзя по утреннему снегу…

III Морфологические признаки деепричастия.

Учитель:

-Как вы думаете, что будет следующим элементом портрета деепричастия?

Ученик:

морфологические признаки деепричастия.

(слайд кит)

Учитель:

Назовите морфологические признаки, которые характерны для деепричастия.

Ученик: Деепричастие имеет основные морфологические признаки:

вид, возвратность-невозвратность, неизменяемость.( ПРИМЕРЫ)

Слайд

Обобщим с помощью морфологического разбора. Пожалуйста к доске -работа по карточке. Произвести морфологический разбор деепричастия.

Морфологический разбор: карточка, ученик у доски

IV Словообразование деепричастий

Слайд рыбка с суффиксами

Учитель:

Ребята, а давайте обратим внимание вот на эту рыбку( рыбка с суффиксами)

Какая часть слова помогает узнать деепричастие?

Ученик:

Нам помогают суффиксы, при помощи которых от глаголов образуются разные деепричастия.

Учитель:

Назовите их.

- Ученик:

-а, -я, -в, -вши, - ши

Учитель:

Внимание на таблицу (Слайд интерактивная таблица) Как образуются деепричастия?

(Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -я или -а (после шипящих): советовать - советуют - советуя, стоять - стоят - стоя, стучать - стучат - стуча, бороться -борются - борясь.

Деепричастия совершенного вида образуются от глаголов прошедшего времени совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (после гласного) и -ши (после согласного): взять - взял - взяв - взявши; увлечь - увлек - увлекши; слиться - слился - слившись.)

Учитель:

Не все суффиксы названы! Слово нашему языковеду.

Языковед:

Вплоть до 18 века деепричастия образовывались с помощью суффиксов

-учи, -ючи.

В современном русском языке эти суффиксы практически не используются, но связь времён не утрачивается, сохранились формы слов, которые образуются с помощью этих суффиксов. Например, быть- будучи.

Учитель: Спасибо. Эти деепричастия имеют разговорный характер, а также деепричастие с суффиксом -вши («Снявши голову по волосам не плачут».) Подобные деепричастия часто встречаются в русском народном творчестве. В художественной литературе употребляются для передачи колорита народной речи (глядючи, едучи, гуляючи).

Учитель: Какая морфема отсутствует у деепричастия, подтверждая неизменяемость деепричастия как части речи?

Ученик:

Окончание.

-Проверим разбор

V Синтаксическая роль деепричастий.

Вопрос ученику: вспомним, что называется деепричастным оборотом?

Ученик:

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

Учитель:

Каким членом предложения является деепричастный оборот?

Ученик:

В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства.

Кит «Синтаксическая роль»

Учитель:

Отправляемся далее по нашему залу «Деепричастие». Перед нами картина В.М. Васнецова «Алёнушка» и искусствоведческий текст из книги Лидии из серии «Художники».Давайте проверим, научились ли вы образовывать деепричастия, выделять их в тексте. Желающие к доске.

Учитель:

Замените выделенные глаголы деепричастиями. Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания.

Работа с интерактивной доской, ученик у доски, остальные в тетради.

Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронила голову на руки отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку напоминают о несбывшихся мечтах. Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки стремится утешить печальную красавицу.

Учитель:

Прочитайте получившийся текст. Оценка за работу.

Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронив голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания, сжимая сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратившись в плотную стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминая о несбывшихся мечтах. Кажется, что осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

Учитель: И, завершая портрет деепричастия, выполните синтаксический разбор второго предложения :

Уронив голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка.

_______________________________________________________________

К доске…… Все остальные работают в тетради. Первое предложение показываю.

Оценка .

Учитель:

Итак, какова же синтаксическая роль деепричастия?

Ученик:

В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства.

VII Орфография

Учитель: Мы достаточно много собрали информации для восстановления портрета деепричастия. Но главное- это правописание. Поупражняемся в правописании деепричастий.

(На доске рыбка- орфография)

Диктант с грамматическим заданием. Подчеркните орфограмму «НЕ с деепричастием».

Не замечая ничего, не стихая ни на минуту, неумолкающий шепот, не знающая тепла, неутолимая печаль, не рассчитывая на помощь, ничему не радуясь, не ощущая холода, несбывшиеся мечты, смотрел негодуя.

Учитель:

-Назовите деепричастия.

-Как они пишутся с НЕ ?

Учитель: Вывод?Не с деепричастиями пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются.

Учитель:

Вернёмся в нашу картинную галерею. Стоя перед картиной, мы немеем пред величием и красотой искусства. Передавать свои впечатления от увиденного трудно. Учимся употреблять деепричастия в речи.

Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можете воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Р.Саути.

Слайд музыка

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты ______________ . Они, ___________, неостановимо бегут наперегонки,___________________ . Вот они, ______________________, переливаются под лучами солнца, а вот,________________________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_________________, веками удивляет человека?

-Чтение работ.

-Комментарий учителя.

Учитель:

Образ деепричастия не прост! Есть ещё один интересный вид работы- если допустить грамматические ошибки в употреблении деепричастий в тексте, то предложения могут потерять смысл, нарушится художественная выразительность.

VIII Исправим грамматические ошибки

  1. Рассматривая картины, нас восхищает мастерство художника.

КЛЮЧ: Рассматривая картины, мы восхищаемся мастерством художника.

2.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

(Подсказка: деепричастие ошибочно употреблено в роли сказуемого)

КЛЮЧ: Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям.

3.Знакомясь с творчеством и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.

(Подсказка: ошибка в употреблении видов деепричастий)

КЛЮЧ: Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.

Учитель:

Я думаю вы убедились в том, как важно грамотно употреблять деепричастия.

IХ Подведение итогов

Учитель: Итак, портрет деепричастия составлен. Закончилось путешествие по залам картинной галереи.

Я предлагаю послушать поэтический портрет деепричастия.(Чтение)

Из грамматических мазков

Мы создали портрет.

Рисуя, думая, любя,

Чертили силуэт.

Познаний лабиринт пройдя,

Нашли на всё ответ.

Причастно к действию оно,

У нас сомнений нет.

Рисует действие всегда.

Оттенков в нём не счесть,

Какая живость, динамизм,

Напор и звучность есть!

Изобразительным штрихом к глаголу пристаёт,

Весьма активно в языке оно себя ведёт.

Мир действий, жизни полноту

С ним легче понимать,

В палитре звуков и штрихов

Мир стоит принимать!

Мне интересно было работать с вами и с удовольствием поставлю оценки…. Спасибо за урок!

На память дарю вам эту книгу деепричастий с воссозданным вашим трудом портретом деепричастия. И очень хочу, чтобы вы обогащали свою речь, употребляя деепричастия

!Обратите внимание: на последней странице домашнее задание. Надеюсь, вы с лёгкостью с ним справитесь.



© 2010-2022