Из опыта работы «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся

Актуальность опытаОсновной задачей современного филологического образования в школеявляется формирование и развитие языковой личности. Задачу учителя русского языка и литературы вижу в такой организациипроцесса обучения, который способствует развитию коммуникативной,языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.Анализ результатов государственной итоговой аттестации по русскому языку, мониторингов, конкурсных работ  в нашей школе свидетельствует о недостаточном умении некото...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема опыта: «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся»

Актуальность опыта

Основной задачей современного филологического образования в школе

является формирование и развитие языковой личности.

Задачу учителя русского языка и литературы вижу в такой организации

процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной,

языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

Анализ результатов государственной итоговой аттестации по русскому языку, мониторингов, конкурсных работ в нашей школе свидетельствует о недостаточном умении некоторых школьников работать с текстом и правильно выражать свои мысли, редактировать высказывания. Речь молодых людей стала неинтересной, словарный запас бедным, построение фраз порой вызывает изумление. Переписка в интернете - постоянное искажение слов, что прививает примитивное, бестактное отношение к языку. Поэтому проблема бережного отношения к слову стоит очень остро.

Можно выделить главное противоречие между общим снижением

уровня культуры речи учащихся и требованием общества - развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

Содержание опыта работы по теме «Текст на уроке русского языка как

средство интеллектуального и речевого развития учащихся» помогает

преодолеть вышеназванное противоречие.

Считаю, что текст в условиях классно-урочной системы, с одной

стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с

другой стороны, должен предоставить необходимые факты и языковой

материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая

информация, структура и набор языковых средств).

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта - это использование текста как

основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.

Все это происходит в диалоге «учитель - ученик» на основе принципов

сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без

принуждения, основанного на достижении успеха.

В соответствии с принципами данной методики большое место на

уроках русского языка занимает работа с текстом, прежде всего имеющим

воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-

этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об

окружающем мире, человеческих отношениях.

Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие

инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей

школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание

ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, самокоррекция, новый творческий продукт.

Ведь неуклонное улучшение речевых навыков, по словам советского психолога Льва Семёновича Выготского, «является в школьном

возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного

развития ребенка».

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом в контексте заявленной

формулировки темы составляет четыре года (с 2011 года), но значительно

раньше я вводила в свои уроки элементы лингвистического

анализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам, практиковала

тематические речевые уроки, для развития коммуникативных умений и

навыков включала ситуативные упражнения и игры по культуре речи.

Замечено, что работа с текстом позволяет не только улучшить

правописные умения и навыки обучаемых, но и повысить их речевую

культуру, воспитать чувство национального достоинства у носителей

русской речи.

Сравнение и анализ итогов деятельности показал положительные

результаты:

- рост количества учащихся, обучающихся на «4» и «5»;

- улучшение техники чтения и увеличение количества читающих детей;

- повышение интереса к изучаемым предметам;

- совершенствование речевого развития учащихся.

Необходимо было продолжить работу над развитием речи, уделив

внимание работе с текстом как средству интеллектуального, духовно-нравственного и речевого развития учащихся.

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения потребовал корректировки содержания опыта, календарно-тематического планирования, поурочного планирования в соответствие с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентного подходов к определению целей, содержания и методики обучения русскому языку.

Диапазон опыта

Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная

работа» с 5 по 11 классы.

Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в

работе с текстом

- применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части,

так и в системе уроков,

- необходим на уроках в средних и старших классах;

- уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе,

- с успехом может использоваться учителями начальной школы с

учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.

Такой подход в работе с текстом наблюдается и на моём уроке «Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка». Он применим, уместен, он необходим.

Технология опыта

Определение цели обучения

Целью педагогической деятельности по данной технологии является

интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков

общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом.

Путь к этой цели - практическое пользование языком.

Постановка задач, способствующих достижению данной цели

Формирование речевых умений и навыков составляют основу

следующих видов компетенций:

- лингвистическую компетенцию, т.е. умение проводить элементарный

лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, т. е. практическое владение родным языком,

его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, т.е. умение воспринимать чужую

речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальную компетентность, т.е. умение осуществлять анализ,

синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Каковы же задачи педагогической деятельности, это:

1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,

способствующих развитию речи учащихся.

2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов

практической работы с текстом, направленной на развитие навыков

анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых

единиц.

3. Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их

творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом

отношении детей.

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования

интеллектуальной и речевой культуры.

Описание средств достижения цели (методов и форм организации

работы)

Развитию интеллектуальных способностей личности способствует

использование элементов современных образовательных технологий:

технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения,

технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых

технологий, информационных технологий.

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с

поставленными целями и задачами

Цели обучения русскому языку определяются и через формирование

коммуникативной компетенции, это:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста,

- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать

высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая

последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и

выразительность речи,

- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе

орфографические и пунктуационные.

Существует множество разных видов деятельности с текстом, где учащиеся учатся реализовать свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне. С некоторыми видами -

анализ и сравнение двух текстов, создание текстов-миниатюр - мы познакомимся на моём уроке. Такой приём работы - это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

Результативность опыта

Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь

определенных результатов:

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация

изучения русского языка и литературы;

- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и

навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению

учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться

реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах. Например, в прошлом году трое моих учеников были победителями и призёрами муниципального тура олимпиад, то в этом учебном году их стало семь.

Результаты успеваемости учащихся за последние три года

В заключении своего выступления, опираясь на высказывания известных учёных-филологов, хочу сказать, предметом изучения филологии является « весь человеческий мир, но мир организованный, увиденный через текст» (С. С. Аверинцев), поэтому важнейшей характеристикой уроков работы с текстом является сориентированность на текст, на раскрытие «того духовного мира, который скрывается за словами» (Л.В.Щерба).



© 2010-2022