Конспект урока Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - роман, ставший легендой (11 класс)

      Урок литературы в 11 классе по теме "Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" - роман, ставший легендой"  своей целью предполагает знакомство с особенностями композиции романа, учит сравнительной характеристике литературных героев, определению авторской позиции по отношению к героям произведения.     В ходе урока предусмотрено рассмотрение авторских приемов раскрытия сатирического и фантастического пластов романа, определение значения образов Воланда и его свиты, составление устных портретов г...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ 11 КЛАСС

«Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» - роман, ставший легендой»



ФИО: (полностью) Кумандина Ольга Ивановна

1

Место работы: МКОУ Слаутнинская СОШ

2

Должность: учитель русского языка и литературы

3

Предмет: литература

4

Класс: 11

5

Базовый учебник: «Литература . 11 класс» под ред. В.П. Журавлева

М - «Просвещение» 2012 г.

Цель урока:

  • Познакомить с особенностями композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

  • учить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;

  • рассмотреть авторские примы раскрытия сатирического и фантастического пластов своего романа;

  • определить значение образа Воланда и его свиты в развитии сюжета и в раскрытии идейного содержания произведения;

  • составить устный портрет главных героев романа и их прототипов;

  • развивать навыки анализа прозаического текста.

6

Задачи:

  • обучающие: продолжить обучению характеристики образов произведения

  • развивающие: развивать образное мышление, навыки устного рисования

  • воспитательные: воспитывать интерес к литературе, творчеству русских литераторов

7

Тема урока: Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - роман, ставший легендой.

8

Тип урока: Закрепление знаний, умений и навыков

9

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

10

Техническое оборудование:

Компьютер, проектор, презентация Power Point (для просмотра материалов)

11.

Ход урока

Используется презентация

1. Организация начала урока.

  • Подготовка к восприятию темы. Вступительное слово учителя.

  • Первичное осмысление темы. Постановка проблемы. слайд №2 и его задач слайд №3

  • ознакомление с ключевыми вопросами урока слайд №4

1. Особенности композиции романа «Мастер и Маргарита».

2. Характеристика Воланда и его свиты:

- Бегемота,

- Азазелло

- Коровьева,

- Геллы.

3. Прототипы образов

- Мастера,

- Маргариты.

2. Повторение материала.

Индивидуальная работа.

  • Рассказать об истории создания романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  • Объяснить причины превращения произведения в легенду. слайд №5

3. Закрепление материала с использованием ЭОР из коллекции fcior.edu.ru (скриншоты)

Фронтальная беседа.

  • Раскрыть образ Воланда. (использование скриншота ЭОР) слайд №6

  • Назвать героев романа, входящих в свиту Воланда. слайд №7

Столкновение с ними (нечистой силой) - это

столкновение с самим собой. Власть нечистой силы

проявляется лишь там, где отступает человеческое.

В. Акимов

  • Охарактеризовать Бегемота. Рассказать о его прототипе. слайд №8

(Бегемот (в переводе - «чудовище») - один и заметных зверей в Библии; в космогоническом мифе о триаде «Левиафан - Бегемот - Зиз» - царь зверей. Арабы считают это животное воплотившимся дьяволом, в демонологической традиции демон желаний желудка)


  • С кем или с чем ассоциируется Азазелло? Что является его особенной страстью?

(Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа - книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелу женщины освоили "блудливое искусство" раскрашивать лицо. Поэтому именно Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность) слайд №9


  • Почему появление Коровьева в романе сопровождается жарой? Кто является его прототипом? слайд №10

(Фамилия Коровьев сконструирована по образцу фамилии персонажа повести Алексея Толстого (1817-1875)"Упырь" статского советника Теляева, который оказывается рыцарем Амвросием и вампиром. Интересно, что Амвросием зовут одного из посетителей ресторана Дома Грибоедова, расхваливающего достоинства его кухни в самом начале романа. В финале же визит в этот ресторан Бегемота и Коровьева-Фагота заканчивается, а в заключительной сцене последнего полета Коровьева-Фагота, как и Теляев у А. К. Толстого, превращается в рыцаря.)


  • Какую роль в свите играет Гелла?Есть ли у ее образа прототип? слайд №11

(Имя "Гелла" Булгаков почерпнул из статьи "Чародейство" Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.)


  • Составить устный портрет Маргариты, определить ее прототип. слайд №12

С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший

корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну,

распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и

понесся вперед к цели - благо, она наметилась, а вернее

сказать, открылась - словно звезда в разрыве туч.

Путеводный ориентир, на который можно опереться,

как на руку надежного провожатого.

А. З. Вулис

(Главным прототипом Маргариты послужила третья жена писателя Е. С. Булгакова. Через нее Маргарита связана с героиней пьесы начала 30-х годов "Адам и Ева"

Просмотр фрагмента фильма «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита.oms

( задание 6)


  • Охарактеризовать образ Мастера. Найти его прототип. слайд №13

(Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. (38 лет ему исполнилось 15-го числа, через 10 дней после того, как Мастер и его возлюбленная покинули Москву).
Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова где под заголовком "Ударим по булгаковщине!" излагались выступления в Московском комитете партии на собрании коммунистов, работающих в сфере искусства, состоявшемся 13 ноября.)

Индивидуальная работа.

  • Решение заданий теста: слайд №14

I «Мастер и Маргарита» -это …

1. сатирический роман

2.сложное многоплановое произведение, отражающее реальную жизнь и вековую борьбу идей

3.реалистический роман.

II. Укажите , где происходит действие романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?

1.Ленинград

2.Петроград

3.Москва

4. Ершалаим

III. Где проживали Воланд и его компания?

1.Садовая улица

2.Коровьев переулок

3.Преображенская застава

4.Канал Грибоедова

IV. Концепция мира автора романа заключена в словах…

1. «Трусость - самый страшный порок…»

2. «Слуги зла будут уничтожены самим злом»

3. «…изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».

- Сделать общий вывод о роли свиты Воланда в романе.

- Решение заданий модуля ЭОР по теме урока. Мастер и Маргарита.oms

Итог урока. слайд №15


  • Сделать вывод о роли образов свиты Воланда.

(Писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению «привести в чувство» людей, закосневших в зле, возможно только силой, потому что эти люди ведут себя по-человечески (во внешнем смысле) лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия, но не добра.)


  • Работая в группах, составить рассказ о силе любви Маргариты.

(Настоящая: бескорыстие, самоотверженность, способность помогать всем, чем можешь, разделять не только радость, но и неудачи, быть опорой

Верная: верна чувству, не теряет надежды на встречу (для нее безразлично, на каком свете)

Вечная: пройдя через испытание на балу Сатаны, отстояла право на любовь

Со способностью любить ближнего больше, чем себя, начинается восхождение человека по лестнице любви/)


  • Самостоятельно выполнить задание по ссылке:

Мастер и Маргарита.oms

Домашнее задание. слайд №16


  • Подготовить рассказ о противостоянии Иешуа и Понтия Пилата.

  • Самостоятельно проанализировать задание по ссылке

fcior.edu.ru/card/28434/geroi-romana-master-i-margarita-i-ih-prototipy-bazovoe-izuchenie.html

Используемые источники информации:

  1. «Поурочные разработки по русской литературе XX века» Н.В. Егорова. М - «Вако» 2011 год.

  2. Коллекции ФЦИОР fcior.edu.ru

fcior.edu.ru/card/28434/geroi-romana-master-i-margarita-i-ih-prototipy-bazovoe-izuchenie.html

3. Коллекции ЕК ЦОР school-collection.edu.ru

слайд №16


© 2010-2022