- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка «Написание дефиса в наречиях»
Урок русского языка «Написание дефиса в наречиях»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зенюкова Н.Л. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях.
Тип урока: урок объяснение нового материала.
Цели урока:
-
образовательные:
- повторение орфограммы, связанные с правописанием наречий («Буквы О и А на конце наречий», «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий», «правописание Н и НН в наречиях»);
- повторение написание прилагательных, местоимений с дефисом;
- объяснение нового материала «Дефис между частями слова в наречиях»;
- формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях.
-
воспитательные:
- воспитание любви к русскому языку,
- формирование навыков контроля и самоконтроля,
-
развивающие:
- развития умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие умения аргументировать, доказывать.
Оборудование урока:
-
Доска, мел
-
Компьютер, мультимедийный проект, экран.
-
Учебник «Русский язык 7 класс». Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
-
Рабочие тетради.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
-
Устный и письменный.
-
Фронтальный, групповой, индивидуальный.
Ход урока.
-
Организационный этап
А) подготовка учащихся к работе на уроке;
Б) взаимное приветствие учителя и учащихся.
-
Этап повторения ранее изученного.
-
Опрос с помощью мультимедийной презентации (Приложение №1)
На этом этапе проверяются усвоенные учащимися ранее орфограммы правописания наречий: «Буквы О и А на конце наречий», «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий», «Правописание Н и НН в наречиях». Работа проводится в форме теста - выбери букву.
Сначала - буква А на конце наречия, так как приставка С;
Направо - буква О на конце наречия , так как приставка НА;
Блестяще - буква Е после шипящей, на нее на падает ударение;
Горячо - буква О после шипящих на конце наречий, на нее падает
ударение;
Изредка - пишем суффикс А, так как приставка ИЗ;
Говорил путано - в наречии пишем букву Н, от прилагательного
путаный.
Толкнул нечаянно - пишем НН, так как образовалось суффиксальным способом от прилагательного.
Слушал внимательно - пишем О, так как образовалось суффиксальным способом от прилагательного внимательный
Досрочно - пишем О, так как приставка ДО, от прил. с приставкой
3. Вопрос классу:
- Как вы думаете кто написал эту картину?
- Как она называется?
В результате правильного ответа на экране появляется репродукция картины Василия Дмитриевича Поленова «Заросший пруд» (1879)
4.Объяснение нового материала.
В курсе 6 класса вам уже два раза приходилось сталкиваться с правилами употребления дефиса между частями слова:
1. когда вы изучали неопределенные местоимения, например кто -нибудь, кое - кто;
2. и написание сложных прилагательных, например сине - зеленый.
В этой части урока речь пойдет о наречиях, которые пишутся через дефис.
-
Объяснение нового материала. Попробуем поработать творчески (Приложение 2)
Перед вами слова По - летнему по - лисьи
По - зимнему по - медвежьи
По - старому по - заячьи
- Попробуйте сами ответить, когда наречия будут писаться через дефис?
Если в наречии есть приставка ПО и суффиксы ОМУ, ЕМУ, И - наречие пишется через дефис. Это первый пункт правила. Давайте запишем его в виде схемы: ПО - …ОМУ (ЕМУ);
- Посмотрим на следующие слова;
Во - первых
Во - вторых
В - пятых
В - третьих
- Давайте попробуем вывести еще один пункт правила, когда еще наречия пишутся через дефис.
Если в наречиях есть приставки В ВО и суффиксы ИХ.ЫХ, то наречие будем писать через дефис.
Запишем это схемой ВО - …ЫХ (ИХ)
В - … ЫХ,(ИХ
- Посмотрим на следующие слова:
Кое - где
Кое - как
Кое - куда
Ответьте, когда будем в наречиях писать дефис.
Если в наречиях есть приставка КОЕ, то наречие пишется через дефис.
Допишем схему КОЕ - …
- И еще рассмотрим слова:
Когда - то
Откуда - нибудь
Где - либо
И последний пункт правила: если в наречии есть суффиксы ТО. ЛИБО, НИБУДЬ, то оно тоже пишется через дефис.
И построим еще одну схему.
…- ТО
…- ЛИБО
…- НИБУДЬ
Вот вы сами вывели новое правило, записали его в схеме, а теперь давайте прочитаем учебник стр. 99 Читаем правило. И сразу такое задание:
- Найдите пункт, который мы с вами не рассмотрели. (Это написание сложных наречий). Если наречие сложное, то будем его тоже писать через дефис.
6, Давайте закрепим правило. Выполним упражнение № 220.
7.Теперь давайте рассмотрим некоторые трудности, которые могут нам встретиться. Запишем два словосочетания:
Поступить (как?) по-боевому
По (какому?) боевому пути.
- Как вы думаете, почему в первом словосочетании мы слово по - боевому написали через дефис, а во втором - раздельно?. Обратим внимание на вопросы, которые мы задаем. Значит, в первом случае перед нами - наречие, во втором - прилагательное.
8.Есть в русском языке интересные слова, которые просто надо запомнить. Давайте их прочитаем и запишем.
Точь - в -точь
Бок о бок
н
9. А теперь давайте вернемся к репродукции картины Поленова.
Перед вами слова, которые могут быть для вас подсказкой, но вы можете придумать и свои слова, составьте словосочетания или предложения по этой картине, используя наречия, в которых пишется дефис.
Вывод урока:
- С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?
- Повторим, когда пишется дефис в наречиях?
Выставление оценок за урок
Домашнее задание: выполнить упражнение № 222, 223.