- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белоногова М.В. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие творческих способностей учащихся.
Белоногова М. В.
МКОУ «Ступинская сш №14»
Творческие возможности человека чаще всего рождаются стихийно, ими нельзя управлять напрямую. Они развиваются в совместной деятельности. Эта деятельность станет плодотворной, если она окажется увлекательной для всех, если каждый из ребят сможет реализовать в ней свои знания, умения, творческие замыслы.
Для многих учеников такой сферой реализации своих творческих способностей становится урок.
Остановлюсь на некоторых аспектах уроков русского языка и литературы, обеспечивающих обучение, развитие и воспитание каждого ученика.
Начиная с 5 класса, знакомлю учащихся с основами стихосложения. Стараясь пробудить фантазию ребят, провожу уроки Творчества. На этих уроках ученики пишут стихи, рассказы, сказки.
Как строятся такие занятия? Обычно, тема дается заранее. Это может быть широкая тема «Осень», «В ожидании Нового года».
Возможен и другой вариант урока, когда от ребят требуется передать ощущение от прослушанной музыки, увиденной картины, прочитанного произведения.
Я с детства с мамой Бунина читаю,
Своим писателем любимым называю,
Всё потому, что нам он всем сродни,
И с ним как будто не одни.
Это отрывок из стихотворения Шадриной Алёны.
Лучший способ пробудить внимание и интерес, приблизить возможность открытия - эвристическая задача. Например, стандартное задание - вставить буквы в текст упражнения - я стараюсь изменить и сделать интересным: ты - редактор, ты должен увидеть «ошибкоопасные» места и не допустить попадание ошибок в текст книги; ты - учитель, ты составляешь задание для своих учеников и должен отметить те места, которые могут вызвать у них затруднения, привести к ошибке. Такие задания могут быть многоплановые, главное, чтобы они вызывали интерес. На уроке может меняться позиция учеников: «я - ученик», «я - экзаменующийся» и «я - учитель», «я - экзаменующий». Этот приём создаёт иной уровень речевого поведения, происходит попутное повторение, ученики привыкают работать самостоятельно, индивидуально справляясь со своим заданием. Ещё при такой организации работы применяю дифференцированный подход к обучению, использую задания разного уровня сложности.
Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю записать на листке одно - три предложения по определенной теме. Затем происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, остальные могут дополнять, если не прозвучало то, что они считают важным.
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием нестандартных форм обучения продолжается в старшем звене на более высоком уровне.
Готовя обучающихся к ГИА и ЕГЭ, я акцентирую внимание на формировании умений работы с текстами, расширении лингвистического кругозора. Педагогической и методической задачей для меня, как учителя словесности, остается отбор и подготовка к использованию на уроке соответствующих теме и цели урока текстов для анализа и написания на их основе сочинений-размышлений, сочинений-эссе, очерков и других видов письменных работ.
Для современного старшеклассника очень важно научиться писать различные виды письменных работ: сочинения, изложения, рецензии, рефераты и т.д. А так как в старших классах ученики перегружены материалом, широко использую для пополнения знаний и умений обучающихся внеклассную работу: кружковую работу, элективный курс, творческие мастерские. Эти занятия позволяют расширить представления школьников о русском языке и литературе, углубить знания, изучить более полно интересующий их материал. На таких занятиях они имеют возможность развивать свои интеллектуальные способности, приобщаться к творчеству, приобретать навыки самостоятельной творческой работы.
-
Использую на уроках медиапроектор, экран, компьютер, презентации. Значение их применения на уроке неоспоримо:
-
оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию времени при проверке контрольных и самостоятельных работ;
-
элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению;
-
создание условий для индивидуальной работы.
-
позволяет использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности учащихся.
-
особенно эффективно применение при подготовке к ЕГЭ.
Меня всегда поражает, насколько талантливы наши дети. Надо только дать толчок для развития таланта, зажечь их желанием творить и не дать погаснуть искре творчества в суете наших будней.