Конспект урока русского языкка в 5-ом классе «Виды глагола»

Предлагаю конспект урока по русскому языку в 5-ом классе по теме «Виды глаголов», который составлен по учебнику Е.А.Быстровой. Данный урок построен по требованиям стандарта образования второго поколения. Он ориентирован на учащихся сельской национальной школы, с учетом их менталитета, возраста. На уроке применяется ИКТ- технология, фронтальная , индивидуальная, групповая форма работ. Работа в группах в форме мини- проекта. Материал для которого выбран из произведения Ю.М.Нагибина «Зимний дуб», к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока «Виды глагола»


Ягафаровой Гульфии Айратовны- учителя русского языка и литературы

МОАУ башкирская гимназия- интернат с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык под редакцией Е.А. Быстровой.- М.: Дрофа, 2012

Название раздела: Морфология

Тема урока: Виды глагола.

Тип урока: усвоение новых знаний.


Цель: формирование умений определять вид глаголов и способы образования видовых пар.
Задачи урока:
- дать понятие о совершенном (несовершенном) видах глагола, о способах образования видовых пар глаголов;
- развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, мышление, память, внимание, активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- способствовать сохранению физического и психологического здоровья обучающихся.


Методы, приемы и формы работы: практический, проблемно-исследовательский, самостоятельная работа.

Оборудование: таблица «Морфологические признаки глагола», карточки для индивидуальной работы, памятки-иллюстрации «Виды глагола».

Ход урока:


Проблемно- мотивационный блок.


I этап. Организационный момент
Психологическая установка на работу.


IIэтап Постановка цели и задач урока

Какую задачу вы поставили для себя на уроке? (выслушиваются ответы детей)
Вы определили для себя не просто задачу, а ряд действий, которые должны совершить.

Какая часть речи обозначает действия?

Все ли вы знаете о глаголе?

- Какие значения несут вопросы что делать? , что сделать?
Пора пополнять свои знания о глаголе. Сегодня мы узнаем о видах глагола, научимся отличать совершенный вид от несовершенного.

Запишем в тетрадях число, классная работа, Тема: Виды глаголов.


-А работать мы будем под девизом: Слайд

Не можешь - сумей,
Не знаешь - узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй, ищи, совершай, достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.

III этап. Повторение изученного материла

1) Есть ли в нашем девизе глаголы?

Давайте назовем их и запишем. После каждого глагола запишите вопросы.

Информационный блок.


IV этап. Изучение нового материала. Слайд

Обратите внимание, что задается 2 вида вопросов: Что делай? Что сделай?

  • Чем они отличаются друг от друга? Давайте посмотрим внешний вид.

( в одном есть приставка С-, а в другом нет.)


Запомните: у глаголов совершенного вида любимая буква С, и отвечаю на вопросы, которые начинаются с этой буквы, и уже совершил действия. Это легко запомнить. Если в вопросе есть буква С, то перед нами глагол совершенного вида, а если в вопросе нет такой буквы, то перед нами глагол несовершенного вида. Слайд

  • Давайте обратимся к теоретическому материалу из учебника стр. 207.

  • Что нового вы узнали?(НСВ обозначает повторяющееся действие, а глаголы СВ - единичное действие).

Аналитический блок.

V . Закрепление нового материала.

  • С цель закрепления данного материала, давайте устно выполним упражнение 424 на стр.207

  • Прочитайте задание.

  • Ответьте на 2-ой вопрос. В каком отрывке глаголы обозначают повторяющееся действие, а в каком- единичное действие? Какого вида эти глаголы? На какой вопрос они отвечают?

  • Теперь выполним письменное задание: упражнение 425, стр.208

  • Задание: прочитайте, найдите глаголы, запишите их в два столбика

Несовершенный вид

Совершенный вид

рисовал

рассказывал

писать

нарисовал

объяснил

написать


Наверное, вы устали, давайте отдохнем. Физминутка.

  • Я буду вам диктовать словосочетания, а вы должны определить вид глаголов. Если глагол НСВ, то нужно попрыгать на месте, а если глагол СВ, то нужно присесть.

Все глаголы взяты из учебника Литература для 5 класса, рассказ Юрия Марковича Нагибина «Змний дуб».

Угадывалось направление, накинула на плечи, налетел ветер,шёл человек,здание стояло, вошла в класс, хлопали крышки, продолжим разбор, она волновалась, сунул сумку, назовите примеры, тропинка начиналась.

  • Молодцы, ребята, в одно и тоже время мы и отдохнули, и закрепили изученный материал.

  • С глаголом мы знакомы уже с начальных классов. С ними мы составляем предложения и тексты. Как же без них, ведь он один из главных членов предложения .Для выполнения следующего задания вам нужно разделиться на группы: 3 группы по 4 ученика. Каждой группе по карточке. В них даны слова.

Ваша задача: 1.Составить с этими словами предложение. Условие: нельзя изменять формы слов. 2.Объяснить, как вы выбрали глагол- сказуемое из предложенных нескольких. На что ориентировались. 3.Определить вид выбранных глаголов. Слайд

Предложения так же взяты из рассказа Ю.М.Нагибина «Зимний дуб».

1группа. Савушкин снова зашагал впереди учительницы. (СВ).В вышине чернеют макушки плакучих берез. (НСВ) Добавить глаголы: виднеется, мелькает, побежала, зашагали.

2группа. Анна Васильевна робко шагнула к дубу. (СВ). В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка. (НСВ) Добавить глаголы: виднелось, шагали, шёл, стояли.

3 группа. Савушкин с усилием отвалил глыбу снега. (СВ). Он водил её по своему мирку.(НСВ).Добавить глаголы: убрала, отбросили, водило, проводил.

- Какая группа готова - выходит к доске и даёт комментарии к своей проделанной работе. Вы должны дать ответить, почему вы выбрали именно этот глагол, а не другой из предложенных. Определите вид выбранных глаголов.

  • Трудная была работа или нет?

  • Ребята, какая основная тема рассказа «Зимний дуб»? (Уметь видеть в природе красоту)

  • Как вы думаете, можно ли подружиться с природой? (ответы учеников)

  • А как это проявляется? (ответы учеников)

  • И 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. Значит, каждый из нас должен дружить с природой.

  • Ребята, а еще с кем можно дружить? У вас есть друзья?

  • Дом. задание: Дома вам нужно выполнить Упр.426.Здесь дан рассказ о друзьях. Нужно вам ответить на вопрос: Как ,по-вашему мнению, настоящие ли друзья Андрюша и Славик? Напишите небольшое размышление на тему: «Если бы я был на месте Андрюши». + Знать теоретический материал, уметь определять вид глаголов.


VI этап. Итоги урока.

Чтобы наши знания были впрок,

Давайте повторим урок.

Рефлексивно- оценочный блок.

Рефлексия.

- Что узнали нового о глаголе?
-Какого вида бывают глаголы?

-Чем они отличаются друг от друга?
- Какие способы образования видовых пар вы знаете?

Самооценивание. Выставление отметок.


Спасибо всем вам за урок.


© 2010-2022