ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фалькова Светлана Станиславовна,

учитель русского языка и литературы

(МКОУ Заводская СОШ

Калачеевского района)


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Привлечение художественной картины как эффективного и универсального инструмента для анализа литературного произведения давно зарекомендовало себя в профессиональной среде педагогов-словесников. Не вызывает сомнений факт всё возрастающей актуальности данной методики, ведь современные информационные технологии открывают неограниченные возможности доступа к мировому фонду изобразительного искусства. Посредством сети Интернет стало возможным совершить виртуальный экскурс в крупнейшие музеи, картинные галереи и архивы, находясь в пределах школьного кабинета.
Также немаловажными основаниями для интеграционного подхода в обучении литературе являются повествовательность языка живописи, его яркая образность и исключительная выразительность. Бесспорно, демонстрация художественной картины не только углубляет восприятие литературного произведения, но и обогащает эстетический опыт учащихся, формирует культурный облик подрастающего члена общества.
Сложно переоценить исключительное значение психоэмоционального фактора при работе с внутренним миром ребенка в рамках урока литературы. По силе воздействия на эмоциональный фон реципиента с живописью, пожалуй, может сравниться только музыка. Авторская реальность, воссозданная в своеобразном тандеме - кистью художника и пером писателя - наиболее полно и объемно воплощается на уроке перед ребенком, заставляя его искренне сопереживать, духовно расти, нравственно формироваться. Таким образом, можно сделать вывод о возможности переживания учащимися своеобразного «катарсиса» во время урока литературы в результате применения рассматриваемой методики, что, безусловно, делает изучение предмета более глубоким и личностно значимым для каждого ребенка, как следствие - формирует привычку осознанного и максимально «включенного» чтения.

Формы и методика работы в данном направлении могут носить разный характер: это и тематическая выставка, и сравнительный анализ, и развернутое сочинение-рассуждение. Довольно успешно зарекомендовало себя коллективное обсуждение конкретной подборки картин в контексте изучаемого литературного произведения. Как правило, учащиеся оживленно вступают в дискуссию, фантазируют, выражают свою точку зрения, приводят интересные и порой неожиданные аргументы.
Из этого опыта работы можно сделать ввод, что анализ произведений живописи на уроках литературы благодаря зримому и поэтому особенно запоминающемуся образу делают более доступным для детей постижение писательской мысли, способствуют углубленному пониманию специфики искусства слова.
Также немаловажен следующий положительный эффект: сопоставление событий, героев, изображенных в произведениях живописи и литературы, ведет школьников к детальной работе над образом героя и текстом художественного произведения, наиболее полно раскрывает творческий потенциал учащихся, снимает эмоциональные барьеры, развивает воображение.



© 2010-2022