Статья «Современные методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы»

Групповая форма организации занятий в наибольшей степени способствует формированию ответственности, взаимопонимания, одарённые учащиеся более заинтересованно обсуждают возникшие проблемы, что повышает прочность полученных знаний, формируются умения творческой работы в коллективе, проявляется инициатива и настойчивость в принятии решений.Учёные полагают, что на повышение творческих возможностей ребёнка благоприятно сказывается и такая групповая форма организации занятий, как игра. С игрой связан ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Современные методы работы с одарёнными детьми

на уроках русского языка и литературы».

Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

В центре нашего внимания находятся дети, проявляющие признаки общей одаренности, т. е. те, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве.

Как развивать такого одаренного ребенка? На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей - это исследовательский метод в ходе учебного - воспитательного процесса.

Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно ученому, чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде».

Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания - не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий.

Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно ученому, чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде». Одарённые учащиеся более заинтересованно обсуждают возникшие проблемы, что повышает прочность полученных знаний, формируются умения творческой работы в коллективе, проявляется инициатива и настойчивость в принятии решений. Если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам, и поможет овладевать методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых учащихся.

Хочу представить два пути формирования исследовательских навыков в своей педагогической деятельности. Это использование исследовательского метода во внеурочной деятельности учащегося и в учебном процессе.

Очень интересное исследование на тему «Мы тебя обязательно найдём, наш солдат» провёл мой ученик 9 класса. Его прадед пропал без вести в Великую Отечественную войну в 1943 году. Проанализировав письма с фронта, ученик писал письма в военкомат, откуда призывался солдат, в поисковой системе интернета нашёл адрес лагеря заключённых в Финляндии, куда прадед попал в плен. Результатом такого поиска стала поездка с родственниками на место захоронения прадеда, где семья поставила памятник своему без вести пропавшему солдату.

Исследовательская работа «Корабль с алыми парусами» провела ученица 9 класса. С интересом она изучала мастерство, которым владел её прадед. От маленькой поделки корабля она узнала, что прадед был реставратором Храма Христа спасителя в Москве. Учащиеся 8 класса занимались проектом «Поисковая деятельность отряда «Ратник». Ребята искали ответы на разные интересовавшие их вопросы: Сколько солдат найдено членами отряда со времён ВО войны? Какие бывают экспедиции? С какого возраста можно записаться в отряд? Сколько солдат числится без вести пропавших до сих пор?

Групповая форма организации занятий в наибольшей степени способствует формированию ответственности, взаимопонимания, одарённые учащиеся более заинтересованно обсуждают возникшие проблемы, что повышает прочность полученных знаний, формируются умения творческой работы в коллективе, проявляется инициатива и настойчивость в принятии решений.

Такими проектами в моей работе стали исследования «Пресса в школе: становление личности ребенка - активной, думающей, толерантной»», где ребята работали над созданием школьной газеты». Этот проект важен с практической точки зрения. Руководствуясь основными положениями проекта, учитель может создать в своей школе газету силами учащихся. В проекте даны рекомендации по вопросам: Как создать свою школьную газету? С чего начать? Какие рубрики необходимы? Наш проект «Пресса в школе: становление личности ребенка - активной, думающей, толерантной» - победитель Всероссийского конкурса «ИНТЕРТЕХ» в номинации «Лучшая методическая разработка»; финалист Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», победитель Всероссийского конкурса «Познание и творчество», победитель городского конкурса «ИнтеллектТерритория», победитель городского конкурса «Москва на пути к культуре мира». Методические материалы опыта работы: «Пресса в школе: становление личности ребенка - активной, думающей, толерантной», «Развитие творческих способностей учащихся через участие в создании школьной газеты», «Исследовательский метод во внеурочной деятельности учащегося и в учебном процессе» опубликованы в печатном сборнике «Москва на пути к культуре мира», МГЮТ, 2012 г. на учительском сайте «Инфоурок».

В проекте «Подари улыбку детям» старшеклассники стали организаторами акций, праздничных мероприятий для детей сирот.

Учёные полагают, что на повышение творческих возможностей ребёнка благоприятно сказывается и такая групповая форма организации занятий, как игра. С игрой связан высокий уровень мотивации (дети играют, потому что им нравится сам процесс), она обеспечивает аффективное (эмоциональное) развитие: адекватную Я-концепцию, самоуважение, чуткое отношение к людям, формирование навыков социального взаимодействия, умение сопереживать, поставить себя на место другого.

Например, при изучении творчества М.Ю.Лермонтова в 9 классе для ребят становится интересной тема: «Какую роль сыграли женщины в судьбе Печорина?» Разделив учащихся на группы, даю задание: собрать сведения о Бэлле, Мери, Вере и Ундине. Ребята подбирают музыкальные произведения, которые выражают психологическое состояние героинь после встречи с Печориным. Например, можно взять мелодии из фильма «Королёк - птичка певчая», «Жестокий романс», «О жизнь без завтрашнего дня». Ребята подготовили схему, по которой действовал Печорин в случае обольщения девушки Мери. На рисунках изображали символами, что чувствует обманутая женская душа. В одном случае, это был помятый цветок, по которому прошёлся Печорин сапогом. В другом случае, это была свеча, которую небрежно затушил наш герой.

На уроках литературы в форме игры проводятся "суды" над героями, "консилиумы врачей" по поводу "болезни" героев, инсценируются художественные произведения, пишутся монологи от лица литературных героев.

При изучении творчества Г.К.Пауствоского в 8 классе проводился литературный "суд" над героиней рассказа "Телеграмма». Урок предполагает создание нескольких малых групп: следственная группа - анализировала поступки главной героини Насти, раскрывала причины её поступков, давала им оценку; свидетели - дают правдивые и точные показания, опираясь на авторский текст; судья, присяжные заседатели, прокурор, адвокат - следят за следственной доказательностью обвинения и защиты, не допускают отступления от материала, подготавливают выводы; секретари - оформляют деловые бумаги; зрители - наши современники - анализируют поступок героини глазами современной молодёжи.

В процессе "суда", после творческого осмысления художественного текста, учащиеся приходят к выводу о виновности героини, которая увлеклась работой, не смогла найти времени приехать к матери.

Уроки в форме игры очень ценны. Игра моделирует окружающую обстановку, заполняет информационное поле необходимого разнообразия, побуждает интеллект к поисковой активности, разрушает психологическую инерцию. Она, моделируя творчество, тренирует эмоциональные структуры, обеспечивает усиление прогностического интеллекта в личности, развивает способности к самовыражению.

Можно предположить, что если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам, и поможет овладевать методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых учащихся.

Список литературы:

  1. Одаренный ребенок в школе.// Завуч начальной школы.- 2011.- № 4.- с. 73.

  2. Работа с одаренными детьми на уроках физики.// Учитель в школе.- 2010. - № 1.- с. 80.

  3. Одаренные дети в школе.

Развитие филологической одаренности детей в условиях школы.

// Учитель в школе.- 2010.- № 3.- с. 80, 91.

  1. Одаренные дети: как лучше организовать их обучение.

Проявление одаренности на уроках русского языка.

России нужны школы для одаренных детей.// Учитель в школе.- 2009.- № 5.- с. 84-90

  1. Система работы с одаренными детьми в НОУ «Эврика».

// Методист.- 2009.- № 8.- с. 35.

  1. Работа с одаренными детьми - одна из идей новой школы.

// Методист.- 2009.- № 6.- с. 11.

  1. Вопросы одаренности: от теории к практике.// Завуч.- 2009.- № 8.- (тема номера).

  2. Работа с одаренными детьми.// Завуч начальной школы.- 2009.- № 8.- с. 91.

  3. Одаренный ребенок, семья и массовая школа.// Директор школы.- 2010.- № 7.- с. 85.

Горелова И.Н., учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №2006 г.Москвы.


© 2010-2022